лечение медикаментозное и немедикаментозное детей и взрослых, почему важно знать причину расстройства
Дизартрией называют нарушение произносительной части речи, вызванное органическим поражением центральной и периферической НС. Она является второстепенным расстройством, возникающим вследствие основного заболевания. Характеризуется ограничением движений речеобразующих органов, затрудняя артикуляцию, из-за чего речь становится невнятной, труднопонимаемой.
Терапия подобного состояния требует комплексного подхода. Очень важно установить причину расстройства, чтобы выбрать правильное направление лечения.
Причины расстройства
Дизартрия становится следствием поражения ядер черепно-мозговых нервов, иннервирующих речедвигательный аппарат:
языкоглоточный;
блуждающий;
подъязычный;
лицевой;
тройничный.
Расстройство также характеризуется поражением проводящих путей: корково-ядерных, мозжечковых, самого мозжечка, коры головного мозга.
Причин, обуславливающих данные патологические процессы, огромное количество.
У детей:
ДЦП – 60-80% случаев;
токсикоз беременных;
гипоксия плода;
родовая травма, асфиксия;
резус-конфликт;
недоношенность;
нейроинфекции – менингит, энцефалит;
ЧМТ;
гнойный отит;
гидроцефалия;
интоксикации.
У взрослых:
инсульт;
ЧМТ;
опухоли ГМ;
нейросифилис;
атеросклероз;
миастения;
болезнь Паркинсона.
Устранить дизартрию в данных случаях позволит непременное лечение основного заболевания. Этиотропное и поддерживающая терапия действует на причину поражения ядер, коры, проводящих путей, восстанавливая нормальную деятельность пораженных систем, устраняя симптомы болезни, в том числе дизартрическое расстройство.
Помимо лечения основного недуга, существуют методы, непосредственно корректирующие речевые отклонения. Это, прежде всего, логопедическая гимнастика и массаж, назначаемые всем пациентам, страдающим речевыми отклонениями. Логопедические мероприятия являются ведущим способом коррекции при дизартрии. Однако наряду с подобными методами, существуют дополнительные направления терапии. Комплексный подход позволяет найти всестороннее решение проблемы.
Основы медикаментозной терапии дизартрии
Терапия расстройства медикаментозными средствами преследует следующие цели:
лучшение мозгового кровообращения;
восстановление передачи нервных импульсов;
улучшение питания нервной ткани зон ГЛ, обеспечивающих речевую активность.
Приоритетными лекарственными препаратами являются группы:
Ноотропы – основное медикаментозное средство коррекции речевых нарушений органического генеза. Препараты улучшают метаболизм в нейронах, стимулируют биоэнергетические процессы и выполняют такие функции:
усиливают синаптическую передачу нервных импульсов ЦНС;
повышают энергетический потенциал нервных клеток за счет синтеза АТФ;
способствуют лучшему усвоению нейронами кислорода. Снижают потребность в кислороде в ситуации гипоксии;
повышение синтеза РНК, ДНК;
защищают нейроны от действия вредоносных факторов;
антиоксидантное.
Иными словами, ноотропные препараты улучшают питание нервных клеток головного мозга, восстанавливают проводящие пути, налаживая проходимость импульсов. Укрепляют нейроны, поднимая энергетический заряд, предотвращая разрушение клеточной мембраны. Восстанавливают мозговое кровообращение.
Ноотропы позволяют устранить патологический очаг в ГМ, усиливая его трофику и кровоснабжение, налаживают нервный путь, проводящий импульс от центра, контролирующего работу речедвигательных органов, непосредственно к данным органам. Кроме этого, они стимулируют умственную деятельность, память, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.
Нельзя обойти вниманием некоторые высокоэффективные средства группы:
Энцефалобол. Нормализует кровообращение головного мозга за счет снижения вязкости крови, в результате усиливает снабжение клеток ГМ кислородом. Улучшает метаболические процессы, повышая утилизацию глюкозы нервными тканями. Способствует высвобождению нейромедиаторов, ускоряя проведение импульсов клеткам. Мамочки отмечают быстрое прогрессирование развития речи у детей после прохождения курса препарата. Он обеспечивает резкий переход от полного молчания до произношения отдельных слогов, а повторный курс позволяет «молчунам» произносить первые простые слова.
Церебролизин – инъекционный препарат. Основное действие – усиление энергетического клеточного потенциала. Защищает ткани мозга от гипоксии. Помимо этого, усиливает концентрацию внимания, повышает уровень усвоения информации.
После курса лечения у детей наблюдается значительное расширение словарного запаса, освоение грамматических аспектов языка.
Семакс обладает удобным способом применения – являясь назальными каплями, его просто необходимо закапать в нос. Стимулирует избирательное внимание. Выступает высокооэффективным средством развития памяти. Быстро всасывается через слизистую носовой полости. Наблюдается значительный прогресс развития речи уже после одного курса применения. Пользователи отмечают, что даже тотальное молчание быстро поддается ликвидации. Больные овладевают большим количеством слов, пусть изначально трудно распознаваемых. Постепенно речь становится более понятной.
Когитум. Действующим веществом является ацетиламиноянтарная кислота, повторяющей свойства аспаргиновой кислоты. Аспаргиновая кислота – заменимая аминокислота, регулирующая работу НС. Когитум способствует синтезу ДНК, РНК, стабилизирует деятельность НС. Аналог аспаргиновой кислоты, составляющей основу препарата, играет роль нейромедиатора, стимулируя проводимость нервных тканей.
Применяется в педиатрической практике.
Препараты ноотропной группы, активизируя, восстанавливая работу ЦНС, вызывают заметное прогрессирование речевого развития. Способствуют налаживанию произношения отдельных звуков и целых слов. Расширяют словарный запас, увеличивая фразовый диапазон.
Пациентам с речевыми нарушениями свойственно изменение эмоционального фона. Они могут быть раздражительными, вспыльчивыми, беспокойными. Детей и взрослых мучает бессонница. В данном случае поможет глицин – еще один представитель ноотропной группы. Он стимулирует процессы защитного торможения ЦНС. Обеспечивает снижение психоэмоционального напряжения, стабилизируя психологический фон. Предотвращает возникновение агрессивных реакций, устраняет раздражительность. Способствует выработке навыков социальной адаптации. Восстанавливает сон.
Обязательно терапия расстройства проводится с применением сосудистых препаратов. Основная задача данных средств – нормализация кровообращения головного мозга.
Препараты, препятствуя образованию тромбов, выполняют антиагрегатное действие, уменьшают вязкость крови, нормализуют состояние эритроцитов. Восстановление реалогических свойств крови позволяет сосудистым средствам осуществлять антигипоксическое действие, повышая снабжение кислородом клеток пораженного участка. Кроме этого, стимулируются метаболические процессы головного мозга.
Таким образом, сосудистые препараты налаживают кровоснабжение, питание пораженной речевой зоны ГМ, восстанавливая его работу.
Помимо ноотропов, сосудистых средств, дизартрию устраняют, назначая витамины группы В. Данные препараты благоприятно воздействуют на нервную систему. Обеспечивают клетки тканей НС энергией, высвобождаемой посредством расщепления белков, жиров, углеводов. Нормализуют обменные процессы. Способствуют ветвлению отростков дендритов – многоотростчатых клеток НС, благодаря чему увеличивают количество синапсов и активизируют нейромедиаторную активность.
Обобщая сказанное, следует отметить активизирующее, формирующее действие на нервную систему. Особая роль принадлежит витаминам В6, В12 – пиридоксин, цианокобаламин.
Все витамины группы В хорошо взаимодействуют с различными фармакологическими группами. Поэтому данные препараты назначают комплексно с другими средствами, устраняющими дизартрию. Необходимо помнить, что правом назначения медикаментозного лечения для устранения подобной патологии обладают исключительно специалисты. Исключается возможность самолечения.
Обычно терапию прописывает невролог после тщательного обследования пациента, рассчитывая индивидуально дозу. Любой препарат способен проявить побочное действие в случае неправильного применения или неподходящего выбора. Например, некоторые мамы жалуются, что, применяя отдельные ноотропы, ребенок становится сверхвозбужденным, способен несколько часов прокататься на полу в истерике.
Также коррекции дизартрии способствует назначение аминокислот, микроэлементов. Например, препараты йода, L-карнитин.
L-карнитин является витаминоподобным веществом, успешно применяемым относительно детей, страдающих дизартрическими отклонениями. Восстанавливает метаболические процессы ЦНС, предотвращает дефицит энергии. L-карнитин трансформирует жирные кислоты в митохондрии. Жиры окисляются, способствуя синтезу АТФ, помогающий синтезироваться энергии. Вещество известно под названием левокарнитин.
Пример: Сережа, 4 года. Наблюдается задержка развития: координация, ловкость движений, навыки коммуникации, пренебрежение гигиеническими нормами, в том числе нарушение речи на 30%. Характеризуется неразборчивостью, безграмотностью. Отвечает на вопросы короткими, односложными фразами. Вниманием удостаивает только то, что касается егособственных потребностей. Встречаются эхолалии. Жевание, глотание нарушено. Агрессивен, возбужден, малоконтактен.
Задержка развития началась после перенесенной в 2 года операции (желудок). Визуально обозначаются признаки нарушенного внутриутробного развития: особая форма головы, оттопыривание ушей, дополнительные соски.
Ребенку назначено комплексное фармацевтическое лечение, включая L-карнитин. Значительные положительные изменения развития, поведения проявились через два месяца терапии. Понемногу расширяется словарный запас.
Спустя 3 года лечения поведение стабилизировалось, стал более уравновешенным. Контактен. Речь: использует простые фразы. Слова немного смазаны, однако высказывания понятны окружающим. Считает до 20. Эхолалии ликвидировались. Разговор мальчика достаточно связный, понятный.
Остеопатия
Вопрос: эффективен ли остеопат при лечении дизартрических проявлений, довольно интересный. Нельзя считать данный метод решающим способом устранения дизартрии. Однако в качестве дополнительной терапии вполне уместен.
Остеопатия – немедикаментозный способ лечения. Суть метода – восстановление кровообращения, биофункционирования тканей, органов, систем организма посредством исключительно рук остеопата. Специалист аккуратно воздействует на участки напряжения тела, расслабляя мышцы, связки, мягкие ткани. Здесь заложен принцип целостности восприятия организма: нарушение отдельной системы дезорганизует работу всего организма. Следовательно, при устранении болезненного очага налаживается работа организма в целом.
Метод направляет человеческое тело на самоизлечение, мобилизует внутренние силы. Основой остеопатии является функциональная анатомия, а также понятие энергетического потенциала, мышечных цепей.
Существуют различные методики остеопатии. Относительно дизартрии интересна краниальная техника, применимая относительно маленьких деток. Предполагает воздействие на проблему через кости черепа.
Остеопаты определяют причины детской дизартрии следующими проблемами: деформации позвоночных, черепных костных структур вследствие прохождения по родовым путям или приобретенные в процессе развития. Подобные деформации нарушают кровообращение, замедляют отток ликвора, повышая внутричерепное давление. Последствием данных изменений становится поражение участков головного мозга: ишемия, кровоизлияние, снижение трофики, влекущие нарушение функций высшей нервной деятельности: мышления, внимания, памяти, и, конечно речи;
Остеопатия может помочь только при первых признаках расстройства, на ранних стадиях.
Женщина рассказывает, что ее ребенок молчал до 3 лет. Решила показать мальчика остеопату (рентгеновские снимки иллюстрировали смещение шейных позвонков). Сеансы остеопатии помогли. Вскоре малыш заговорил, хоть и слегка неразборчиво, но много.
Остеопатическое лечение дизартрических проявлений может применяться относительно взрослых, особенно носящих симптоматическое значение.
Касается это и дизартрии, являющейся следствием генетических болезней. Например, миотония – наследственное заболевание, характеризуемое нарушением калиево-натриевого обмена. Сопровождается мышечным гипертонусом с нарушением расслабления. В процесс вовлекаются и мышцы органов речеобразования, изменяя плавность речи. Если в расстройстве замешана генетика, то это отнимает возможность радикального избавления от дизартрии, предоставляя возможность лишь снизить интенсивность выраженности симптомов.
Остеопат посредством тактильного воздействия поможет снять мышечное напряжение, расслабляя зажатые мышцы. Обретая нормальный тонус, лицевые мышечные волокна способны совершать речеобразование.
Естественно, что подобное облегчение является временным. Курс необходимо повторять многократно при обострениях.
Лечение дизартрии необходимо осуществлять комплексно. Невозможно решить проблему исключительно фармакологическим способом или исключительно используя логопедические приемы. Важны все методы, в том числе физиотерапия. Только совмещение разнообразных методов терапии позволит всесторонне воздействовать на заболевание, постепенно возвращая утраченную речевую функцию.
Дизартрия у детей
Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение дизартрии у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!
Дизартрия у детей – стойкие расстройства речи, проявляющиеся в неправильном или затрудненном звукопроизношении, вследствие патологий центральной нервной системы или некоторых заболеваний, влияющих на голосовые, мимические и дыхательные мышцы человека. При детской дизартрии наблюдаются расстройства не только в артикуляции отдельных слов и звуков, но и речи в целом, часто приводящие к проблемам с освоением письма и чтения.
Причинами дизартрии у детей нарушений могу явиться: неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные заболевания мозга новорожденного, а также травмы головы, интоксикации, кровоизлияния и прочие тяжелые заболевания, провоцирующие осложнения в развитии нервной системы.
Симптомы дизартрии у детей
Речь детей-дизартриков отличается нечеткостью и невнятностью. Лицевая мускулатура очень вялая, ослабленная. Часто наблюдается повышенное слюноотделение. Голос невыразительный: звонкий с пронзительными нотками или чересчур мягкий и тихий. Такие ребятишки либо «тараторят», произнося слова крайне быстро, либо растягивают речь, медленно проговаривая каждый слог. При этом дыхание сбивчивое и неравномерное.
У детей с дизартрией не редко выявляется ряд сопутствующих нарушений: проблемы с жеванием, глотанием, расстройства мелкой и крупной моторики, быстрая утомляемость.
Формы дизартрии у детей
Специалисты выделяют несколько форм дизартрии у детей. Классификация основывается на различии симптоматики вследствие характера и степени повреждения нервной системы:
- Тяжелая форма дизартрии речи у детей (анартрия) – полное или практически полное отсутствие речи и голоса у ребенка, является следствием паралича челюстно-лицевых мышц.
В большинстве случаев выявляется у детей, страдающих церебральным параличом.
- При средней степени дизартрии речи у детей – речь однообразная и монотонная, малопонятна для окружающих, произношение нечеткое и невнятное. Общение таких ребятишек крайне ограничено. Довольно часто встречается на фоне отставания в интеллектуальном развитии.
- Легкая степень дизартрии у детей («стертая») – одна из наиболее распространенных форм дизартрии. Характеризуется незначительными отклонениями в звукопроизношении. Речь вполне понятна, однако отсутствует четкость. Диагностируется чаще всего у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) или с ослабленным артикуляционным аппаратом.
Лечение дизартрии у детей
Основная цель в лечении дизартрии у детей – это максимально возможное развитие речи ребенка для того, чтобы она стала понятна окружающим и не препятствовала развитию его личности и нахождению в социуме. Коррекционные мероприятия обычно носят комплексный характер, в который входят: полномасштабная логопедическая и медицинская помощь, поддерживающая медикаментозная терапия, массаж и занятия лечебной физкультурой, комплекс дыхательной гимнастики, упражнения на развитие моторики.
Важно, чтобы коррекционная работа проводилась систематически. Необходимо строго исполнять все назначения и рекомендации специалистов, следить за неукоснительным выполнением домашних заданий. Особое значение имеет психологическая поддержка родных. Очень ценно, чтобы ребенок чувствовал, что он любим, хвалите его, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости.
Лучшие логопедические занятия для детей с дизартрией
Дизартрия — собирательный термин, используемый для описания моторно-речевых расстройств. Это может затронуть любого, независимо от возраста, пола и семейного анамнеза.
Речевая дизартрия у детей обычно является результатом неврологического повреждения, вызывающего слабость мышц, необходимых для речи. Повреждение нерва, приводящее к этому двигательно-речевому расстройству, может быть связано с черепно-мозговой травмой (ТМИ), инсультом(-ами), аневризмой(-ами) или нейродегенеративным заболеванием.
Если у вас или у вашего близкого человека диагностирована дизартрия, целесообразно обратиться к неврологу для определения истинной причины.
Что вызывает дизартрию?
Неврологические повреждения, которые могут способствовать дизартрии или вызывать ее, включают –
- Опухоли головного мозга
- TMI
- Врожденные состояния (церебральный паралич, врожденный надбульбарный паралич, мальформация Киари)
- Болезнь Паркинсона, болезнь Хантинга болезнь)
- Демиелинизирующие заболевания (рассеянный склероз, болезнь Гийена-Барре и другие аутоиммунные заболевания)
- Эпилепсия
- Воспалительные состояния (энцефалит и менингит)
- Сосудистые заболевания (инсульты, аневризмы или болезнь Моямоя)
- Воздействие токсинов тяжелых металлов или
Вот некоторые из наиболее распространенных причин дизартрии. Могут быть и менее известные состояния и расстройства, которые также приводят к дизартрии.
Какие упражнения лучше всего подходят для лечения дизартрии? Хотя дизартрия может быть различных типов, она характеризуется слабостью мышц лица, губ, языка и глотки. Поэтому лечение детской дизартрии в первую очередь направлено на укрепление этих мышц с помощью ежедневных упражнений.
Вот несколько упражнений, которые используют обученные логопеды для стимуляции мышечных движений у детей с дизартрией –
Дело в том, что дети не любят скучных упражнений, особенно когда им приходится выполнять их каждый день. Таким образом, нам нужно найти более одного способа сделать речевую терапию для невнятной речи веселой, интерактивной и полезной для них.
Дизартрия: упражнения для губ 1. Давайте начнем с чего-нибудь веселого – попросите ребенка подражать вам . Скажите «оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооальально» к слову. Следуйте за ним с «eeee». Теперь объедините их, чтобы сказать «оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо.
Вы можете сказать своему ребенку, что вы издаете звук, который издает полицейская машина, и несколько раз повторить вместе с ним «у-у-у-у-у».
Каждый раз, выполняя это упражнение, вы можете сказать своему ребенку: «Эй, какой звук издает полицейская машина?»
2. Мыльные пузыри. Приобретите генератор мыльных пузырей или сделайте его сами дома. Обычно дети любят пускать мыльные пузыри и играть с ними. Вы также можете изменить свою игру с помощью казу, свистков и рожков!
В течение 2 минут в доме может быть немного шумно, но вашему ребенку понравится это упражнение!
3. Попробуйте сказать «пух» с ударением на хлоп.
Вы можете сказать им, что это звук, который издает пузырь, когда он лопается. И когда придет время для их упражнений, вы можете спросить их: «Так какой звук издает лопающийся пузырь?»
Вы можете комбинировать упражнения 2 и 3 для веселья и эффективности!
4. Делайте селфи с ребенком . Принимая крутые позы, попросите их сказать «сыр» и улыбнуться как можно шире.
Вы также можете использовать фотографии для будущих улучшений! Повторяйте это по крайней мере 5 раз во время упражнения каждый день.
5. Возьмите пару металлических соломинок. Поощряйте ребенка чаще пить через соломинку. Это отличное занятие для губ, щек и языка.
Примечание: Попробуйте это, только если у вашего ребенка достаточно орально-моторного контроля, чтобы не захлебнуться жидкостью. Чтобы пить через соломинку, ребенку потребуется напрячь щеки и язык, втянуть язык и сжать губы.
Спросите своего логопеда, готов ли ваш ребенок начать пить через соломинку. Логопед может научить вашего ребенка пить через соломинку, если он еще этого не умеет!
6. Скажите ребенку надуть обе щеки и задержать воздух . Переместите весь воздух к одной щеке, задержите на 2 секунды, а затем перенесите на другую щеку. Скажи им, чтобы они надули верхнюю губу, а затем нижнюю губу!
Вы можете сказать им, что именно так мы задерживаем дыхание, когда окунаемся в бассейн. Это занятие для детей с дизартрией доставит удовольствие вашему ребенку.
7. Научите ребенка посылать воздушный поцелуй. Попросите их сжать губы для поцелуя. Затем скажите им переместить поцелуй вправо и влево.
Вы можете подбодрить их, отправив им воздушный поцелуй. И двигайтесь слева направо, пока они двигают свой поцелуй!
Дизартрия: Упражнения для языка1. Что мы поем, когда забываем слова? Скажите «лалалалалала», двигая только кончиком языка. Скажите ребенку, чтобы он следовал за вами, но он вообще не должен шевелить челюстями.
Вы можете делать это время от времени со своим ребенком, так как это простое упражнение для детей с дизартрией очень интересно!
2. Вам нужно помочь ребенку отработать звуки кончика языка. Это может быть не так весело, как другие упражнения, но полезно.
Попросите ребенка повторить, как вы произносите «т-т-т-т-т-т-т», «н-н-н-н-н» и «д-д-д-д-д-д». Чтобы сохранить интерес, вы можете перейти к комбинации этих звуков, как только они овладеют отдельными звуками.
3. Научите ребенка хлопать языком. Маленьким детям обычно нравится издавать новые звуки, особенно если они звучат как животные, игрушки или транспортные средства.
Вы можете сказать им, что язычок звучит как ящерица или геккон! Им должно быть весело, имитируя одно, так как это упражнение нужно выполнить 25 раз подряд.
4. Цель этого упражнения – научить вашего ребенка говорить «иди» с преувеличением. Вы можете сделать это частью игры слов, когда вы говорите «приходи», а ваш ребенок отвечает «иди». Или вы можете найти детские стишки, в которых есть слово «иди», и попросить ребенка вставить это слово за вас, пока вы читаете стишок.
5. Есть ли конфеты, которые любит ваш ребенок, или, может быть, со вкусом леденцов? Разотрите конфету по губам и попросите слизнуть ее.
Вы можете использовать глазурь, шоколад или арахисовое масло, чтобы разнообразить это упражнение. Просто следите за тем, чтобы ваш ребенок каждый раз слизывал всю еду, чтобы максимально вытянуть язык.
6. Это упражнение немного сложное, и вам может понадобиться помощь логопеда. Ваш ребенок должен положить язык на нёбо. Затем они должны удерживать его с всасыванием около 10 секунд.
Как только они овладеют этим, они должны двигать челюстью вниз и вверх, пока язык все еще находится в состоянии всасывания.
Дизартрия: Упражнения для щек
1. Попросите их сжать губы и втянуть щеки. Разве это не лицо рыбы?
Что ж, когда придет время повторить упражнение, вы можете попросить ребенка сделать для вас мордочку рыбы. И вы можете сделать с ними одно и то же лицо, чтобы они моделировали и просто развлекались.
2. Вы можете использовать технику питья через соломинку для укрепления мышц щек, а также мышц губ.
Дизартрия: Упражнения для челюстей 1. Попросите ребенка следить за движениями вашей челюсти. Широко откройте челюсть, чтобы она была полностью растянута, но не болела. Задержитесь на 5 секунд, прежде чем расслабиться.
Повторяйте это 5 раз в день.
2. Сдвиньте челюсть вправо, пока она не растянется, но не станет болезненной. Скажите своему ребенку сделать то же самое. Задержитесь на 5 секунд, а затем расслабьтесь.
Повторить, потянув влево. Задержитесь на 5 секунд и расслабьтесь.
Повторить этот набор 5 раз.
3. Медленно сделайте круговое движение челюстью. Полностью растяните его в каждом направлении. Когда вы закончите круг, вы можете расслабить челюсть.
Повторяйте это движение 5 раз в день.
Дизартрия: Дополнительные вспомогательные средства Иногда недостаточно сказать ребенку «прижать язык к нёбу». Им нужны тактильные сигналы. Для этого некоторые логопеды используют зонд или Z-вибрацию. Это безопасные и простые инструменты, которые помогут вашему ребенку во время занятий с логопедом при дизартрии. Использование тактильных сигналов может точно сказать вашему ребенку, куда ему нужно положить язык, где ему нужно надавить и как ему нужно двигать щеками.
Вы также можете выполнять эти упражнения при дизартрии дома с ребенком перед зеркалом. Это поможет им увидеть разницу и сходство между вашими выступлениями.
Цели лечения дизартрииЛогопеды используют ряд упражнений для лечения дизартрии. Упражнения для языка, губ, щек и челюстей обычно используются при лечении дизартрии для повышения силы ослабленных мышц.
В основном это неречевые орально-моторные упражнения (NSOME), которые отличаются от логопедических упражнений, используемых для лечения заикания и других нарушений беглости речи.
Основная цель терапии дизартрии – сделать речь более понятной. Эти упражнения могут помочь –
- Улучшить произношение человека
- Замедлить скорость речи, чтобы уменьшить давление
- Контролировать дыхание, чтобы он не задыхался во время разговора
- Модулировать громкость голоса во время разговора
- Увеличение силы и объема движений мышц, участвующих в речевом процессе
Больному дизартрией может быть трудно выражать свои мысли словами. Выполняя с ними эти упражнения, вы также можете представить альтернативные методы дополнительной коммуникации (AAC). Вы также можете использовать язык жестов или жесты для общения друг с другом.
Когда они говорят, держите зрительный контакт, говорите медленно и задавайте только вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дайте им знать, если вам трудно их понять, но делайте это вежливо. Старайтесь не говорить за них, если в этом нет крайней необходимости!
Исследования показывают, что прогресс после начала регулярных упражнений NSOME может быть медленным. Поэтому важно не сдаваться, начав эти упражнения.
Stamurai использовали более 50 000 человек из более чем 190 стран.
Логопедия для детей с дизартрией
Последнее обновление: 9 июня 2016 г.
► Логопедия может улучшить способность детей с церебральным параличом более четко общаться и взаимодействовать с другими
► Для получения положительного эффекта необходима регулярная терапия, требующая значительных временных затрат
► Для некоторых детей с тяжелым церебральным параличом и очень ограниченной речью такие альтернативы, как устройства, генерирующие речь, могут дополнять и даже заменять речь.
Для кого?
Логопедия может подходить как для взрослых, так и для детей с церебральным параличом, имеющих следующие характеристики:
Возраст: Дошкольники, Школьники, Подростки, Взрослые, Пожилые люди
Тип церебрального паралича : Двусторонний церебральный паралич, диплегия, гемиплегия, квадриплегия, триплегия, односторонний церебральный паралич
Кто может помочь?
Ассоциация церебрального паралича предлагает специализированную услугу, в рамках которой наши логопеды работают с детьми и их семьями, чтобы определить, является ли логопедическое лечение дизартрией хорошим выбором.
Поиск службы Cerebral Parasy Alliance
Сборы
Плата взимается за оценку и вмешательство логопеда и зависит от поставщика услуг и количества необходимых сеансов. Уточните у поставщика услуг, будет ли также взиматься плата за разработку домашней программы, написание отчета или поездку к терапевту.
Узнайте у логопеда, имеете ли вы право на получение финансирования для оплаты услуг. Люди с инвалидностью, проживающие в Австралии, могут иметь право на получение скидки на медицинское обслуживание через Medicare или финансирование из Национальной схемы страхования по нетрудоспособности.
Время
Лечение дизартрии предполагает посещение ребенком двух-трех занятий в неделю с логопедом в течение не менее шести недель. Ожидается, что родители будут посещать занятия, чтобы они могли научиться выполнять ежедневную домашнюю программу между занятиями. Домашняя программа важна для детей, чтобы получить интенсивные уровни практики, необходимые им для улучшения их речи.
Из-за того, что участие в терапии дизартрии занимает много времени, требуется значительная приверженность со стороны семьи, как для сеансов терапии, так и для домашней программы. После завершения терапии ребенку нужно будет продолжать свою домашнюю программу на постоянной основе, чтобы поддерживать свои новые разговорные навыки.
Подробнее о логопедии при дизартрии
Распространенной проблемой детей с церебральным параличом является трудная для понимания речь. Это называется дизартрией. Для детей, испытывающих трудности с общением, логопед может провести интенсивную терапию, чтобы улучшить разборчивость их речи, помогая другим людям их лучше понимать.
Как детский церебральный паралич может повлиять на речь
Дизартрия возникает, когда у ребенка с церебральным параличом возникают трудности с координацией мышц, которые он использует для речи, и с координацией дыхания во время разговора. Обычно чаще, и речь человека труднее понять, когда у ребенка тяжелый детский церебральный паралич.
Как работает терапия
Детей с церебральным параличом можно обучить стратегиям, которые помогут улучшить их речь. Их терапия будет сосредоточена на улучшении различных компонентов их речи. Упражнения, которые они практикуют, могут им помочь:
- Замедлить скорость речи
- Сделайте паузу, чтобы сделать вдох в подходящее время в слове или предложении
- Глубоко дышите, чтобы увеличить длину речи, которую они могут произнести за один вдох
- Повышение качества передачи голоса
- Поддерживать ровный и соответствующий тон голоса
- Воспроизведение точных звуков речи
По мере того, как речь ребенка становится более четкой, его вмешательство постепенно будет включать слова и предложения, которые становятся длиннее и сложнее.
Выбор правильной терапии
Альтернатива
Детский логопед также рассмотрит, будут ли ему полезны другие коммуникативные средства, такие как альтернативная и аугментативная коммуникация (AAC). Для детей, которые не могут эффективно общаться, используя только речь, они могут дополнять и даже заменять речь.
Примеры альтернативных и дополнительных методов коммуникации включают:
- Картинные и алфавитные доски
- Устройства генерации речи
- Язык жестов, такой как Key Word Sign, который обычно используется людьми с ограниченными возможностями
Эти варианты могут использоваться в качестве краткосрочной или долгосрочной стратегии общения ребенка в зависимости от того, насколько хорошо он может общаться с помощью речи. Альтернативная и дополнительная коммуникация может быть наиболее полезным долгосрочным вариантом для некоторых детей, позволяющим им участвовать в разговорах дома, в школе и в других местах.
На что следует обратить внимание
- Терапия дизартрии наиболее подходит для детей в возрасте от 3 до 18 лет с церебральным параличом, у которых дизартрия средней или тяжелой степени и которые могут следовать инструкциям. Логопед может предложить другие способы улучшения общения детей в возрасте до трех лет
- Чтобы помочь ребенку оставаться мотивированным в своей практике, увлекательные и интересные занятия и игрушки, в том числе приложения для iPad, могут быть полезны на логопедических и домашних занятиях.
Обследования
Существует два типа обследований, которые ребенок должен пройти при лечении дизартрии:
Для руководства вмешательством
Тщательный осмотр у логопеда действительно важен для выявления конкретных коммуникативных трудностей ребенка. Это поможет установить цели для терапии и убедиться, что упражнения, которые они выбирают, подходят для уровня способностей ребенка. Оценка также определит, насколько хорошо ребенок может понимать и следовать инструкциям во время терапии. Оценки включают:
- Диагностическая оценка артикуляции и фонологии (DEAP) – измеряет и диагностирует речевые ошибки и расстройства человека
- Тест артикуляции Гольдмана-Фристо – измеряет точность звуков речи
Для измерения результата вмешательства
Целью использования показателя результата является определение того, соответствует ли это вмешательство потребностям и целям человека.
Логопед вместе с ребенком с церебральным параличом и его семьей примет решение о наиболее подходящих мерах. Одним из часто используемых показателей результата является:
- Шкала достижения целей (GAS) – измеряет степень достижения целей ребенка. Это также можно использовать для измерения изменения способности ребенка быть понятым в повседневной жизни.
Наилучшие имеющиеся данные исследований
Где мы искали?
Мы провели поиск медицинской и смежной медицинской литературы в поисках исследований, опубликованных в период с 1995 по 2015 год, в которых оценивались результаты, когда дети и подростки с церебральным параличом проходили логопедическую терапию по поводу дизартрии.
Что мы искали?
Целью поиска было найти наилучшее доступное исследование о том, улучшает ли речевая терапия при дизартрии ясность речи и способность участвовать в повседневном общении (это называется функциональным общением).
Что мы нашли?
Наилучшими доступными доказательствами был один систематический обзор рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) 1 . Поскольку в этом систематическом обзоре не было найдено РКИ, которые можно было бы включить, мы затем провели поиск в литературе более низких уровней доказательности по этой теме. Этот поиск выявил четыре небольших исследования уровня 49.0375 2-5 . Среди них 47 детей с детским церебральным параличом в возрасте от 5 до 18 лет. В совокупности исследования были отнесены к категории доказательств низкого качества. Это связано с тем, что они были небольшими, с низким уровнем и имели некоторые несоответствия в используемом типе терапии и критериях исхода.
В целом представляется, что интенсивная логопедия при дизартрии может быть эффективной для того, чтобы помочь детям с церебральным параличом лучше понимать других, с которыми они общаются. Дети с большей вероятностью сохранят свои навыки, если будут продолжать заниматься 3 , но дети младшего возраста могут сохранять свои навыки до 12 недель после блока интенсивной терапии 2 . Семьям детей с дизартрией рекомендуется обратиться к логопеду для обсуждения составления индивидуальной логопедической программы.
Интенсивная терапия дизартрии оказалась эффективной для детей с церебральным параличом
В каждом из исследований использовалась интенсивная логопедия, например, посещение от двух до пяти занятий в неделю в течение пяти-шести недель. Исследования пришли к выводу, что речь этих детей легче понять после терапии. Для двух исследований 2-3 Отдельные детские слова и предложения легче понимались людьми, которые привыкли (знакомые слушатели) и людьми, которые не привыкли (незнакомые слушатели), слушать детей с дизартрией. Третье исследование обнаружило улучшения только для отдельных слов, но не для случаев, когда дети говорили предложениями 4 .
Изменения разборчивости речи могут сохраняться в течение шести недель и, возможно, до 12 недель.
В трех исследованиях тестировались дети через шесть-семь недель после окончания терапии дизартрией. Одно из этих исследований показало, что улучшение разборчивости речи не сохранялось после терапии 4 , однако два других более крупных исследования показали , что улучшение было устойчивым 2-3 . В одном из исследований оценивались дети через 12 недель после терапии и было обнаружено, что улучшение разборчивости речи осталось 3 .
Влияние терапии дизартрии на функциональную коммуникацию неизвестно
Одно исследование 3 изучало, увеличилось ли у детей функциональное общение или участие в общении в повседневной жизни. Результаты неубедительны. Хотя их участие в общении улучшилось, это улучшение не коррелировало с повышением разборчивости речи и, следовательно, могло быть связано с различными факторами в жизни детей.
Дата поиска литературы: декабрь 2015 г.
Ссылки
- Пеннингтон Л., Миллер Н. и Робсон С. (2009). Логопедия для детей с дизартрией, приобретенными до трехлетнего возраста. Кокрановская база данных систематических обзоров , (4).
- Пеннингтон, Л., Миллер, Н., Робсон, С., и Стин, Н. (2010). Интенсивная речевая и языковая терапия для детей старшего возраста с церебральным параличом: системный подход. Медицина развития и детская неврология , 52(4), 337-344 338p. doi: 10.1111/j.1469-8749.2009.03366.x
- Пеннингтон, Л., Рулант, Э., Томпсон, В., Робсон, С., Стин, Н., и Миллер, Н. (2013). Интенсивная дизартрия у детей младшего возраста с детским церебральным параличом. Медицина развития и детская неврология , 55(5), 464-471.
- Пеннингтон, Л., Смоллман, К., и Фарриер, Ф. (2006). Интенсивная терапия дизартрии у детей старшего возраста с церебральным параличом: результаты шести случаев.