Как родителю управлять эмоциями?
Ложь, что детство золотое время. У детей стрессов и фрустраций в десятки раз больше, чем у взрослого. Понаблюдайте за тем, как ребенок осваивает мир: он лезет куда-то, падает, поднимается, у него не получается, но он начинает все сначала. Там где взрослый уже бы плюнул и посчитал себя неудачником, ребенок воодушевленно штурмует новую высоту. Посмотрите, сколько раз в день дети ошибаются, ушибаются и терпят поражения.
У здорового ребенка есть лайфхак, который позволяет ему переживать неудачи. Что он делает, если боль или неудача слишком велики, непереносимы? Он идет к маме (или значимому взрослому) и просится на ручки. Для нормального психического развития ребенка важно, чтобы его пожалели, обняли, взяли на ручки, подули на больное место. В объятиях надежного взрослого можно пережить любую беду и боль.
Это контейнирование – когда взрослый как бы «вмещает» в себя чувства, которые не может выдержать ребенок. Необходимо, чтобы в жизни ребенка был хотя бы один взрослый, способный контейнировать, «впитывать» детские эмоции.
Многие родители и воспитатели не могут выдерживать сильные чувства ребенка: запрещают слишком выраженные их проявления («немедленно прекрати ныть», «хватит дурачиться»), отгораживаются («пусть в другой комнате проорется»), разрушаются («у бабушки из-за твоего ора голова разболелась»), отрицают («ты притворяешься, тебе не больно»), высмеивают и унижают («уу, нюня», «хаха, как девчонка») – детскость вызывает раздражение и агрессию. Причины неспособности выдерживать сильные чувства другого человека (не только ребенка) обычно находятся в детстве, когда не было взрослого, который бы работал бы надежным психологическим домиком и позволял ребенку быть самим собой.
Взрослый, даже если окажется в страшной беде, потеряет всё что у него есть и всех, кто у него есть, станет парализованным инвалидом – у него все равно есть какие-то внутренние ресурсы, воспоминания, представление о себе и мире, ценности и убеждения – он может опереться на них. У ребенка, особенно до 7-8 лет, своей опоры пока нет, он еще не может сам справиться со всеми переживаниями – поэтому ему очень нужно, чтобы кто-то из близких взрослых людей принимал его чувства, обеспечивал пространство и время полной безопасности, где он может быть любым.
Как контейнировать? Представьте, что делает заботливый родитель, когда ребенок расстроен или ему больно: берет на ручки, обнимает, позволяет выплакаться – создает маленькую капсулу безопасности, где не нужно держать марку и сканировать окружающий мир. Для взрослых такую работу делают близкие люди, у которых есть эмпатия или профессиональный психолог.
Дети, эмоции которых контейнировали, во взрослом возрасте лучше справляются с жизненными трудностями. Современные исследования мозга показали, что люди, у которых не было принимающего взрослого в детстве, часто имеют проблемы с зеркальными нейронами, работой миндалевидного тела мозга.
Большинство взрослых получали мало контейнирования эмоций в детстве, но этому можно научиться сознательно. Можно обращаться со своими чувствами более бережно – а значит, и с чувствами ребенка. Это задача намного сложнее и главнее, чем записать чадо на лучшие секции и купить ему последнюю модель конструктора.