Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста «Давайте дружить!» | Учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа):
Программа коррекции агрессивного поведения у детей
старшего дошкольного возраста
«Давайте дружить!»
Т.А. Озерова
педагог-психолог
Новосибирск 2015
Пояснительная записка
Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения (1) показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. В психологической энциклопедии (3,с.10) агрессивное поведение рассматривается как сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозирующееся и часто не поддающееся контролю. Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной или асоциальной направленности. Недостаточная разработанность этой проблемы приводит к тому, что в настоящее время большинство педагогов, работающих в условиях массового детского сада и школы, оказываются не подготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.
Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, то есть научение ребенка контролю собственных действий. Основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.
Основным методом, используемым для коррекции агрессивного поведения в детском саду, является игротерапия, направленная на отработку навыков общения, обучение агрессивных детей управлению своим гневом, а также способам выражения гнева в приемлемой форме; психогимнастика, ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.
Цель данной программы: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи:
- Снизит уровень агрессивности и тревожности;
- Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
- Обучит анализу своего внутреннего состояния;
- Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Данная программа разработана для детей дошкольного возраста. Не рекомендуется включать в программу детей с тяжелыми психопатологиями, с тяжелой умственной отсталостью.
Данная программа включает проведение диагностики методиками «Несуществующее животное», «Кактус», наблюдение на начальном и конечном этапе проведения коррекционной программы; включает ряд игр и упражнений на ослабление негативных эмоций; методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3-5 лет. Коррекционно-развивающая программа включает в себя 26 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий 20- 30 минут 2 раза в неделю в течение трех месяцев. В каждой группе от 8 до 10 человек.
Программа реализуется в детском саду психологом и воспитателем совместно.
Структура занятий.
1.Разминка. здесь психолог приветствует детей. Рассказывает, что им сегодня предстоит. Спрашивает о настроении, самочувствии.
2.Основная часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений.
3.Заключительная часть. Психолог подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого участника за его заслуги.
Ожидаемые результаты
Программа позволяет дошкольникам снизить уровень агрессивности, усваивать групповые правила поведения, создает безопасное пространство для общения.
Тематический план занятий.
Тема | Содержание | Кол-во часов | Форма работы | Материалы и оборудование |
Знакомство | Рис. «Несуществующего животного» | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Знакомство | Рисунок «Кактус» | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Работа с агрессивным поведением | Упражнение «Уходи злость, уходи »; «Бумага» | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки. Бумага |
Работа с агрессивным поведением | Упражнение «Тропинка» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Проигрывание агрессивного поведения | Разыгрывание сказки | 1 | Групповая и индивидуальная | Пластилин |
Работа с агрессивным поведением | Игра в «Детский футбол» | 1 | Групповая и индивидуальная | Ранее слепленные герои сказки |
Снятие напряжения | Повторение движений за ведущим | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Проигрывание способов разрешения конфликтных ситуаций | Упражнение «По кочкам » | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки. |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Развитие сплоченности группы | Упражнение «Вместе сила» | 1 | Групповая и индивидуальная | Стул, стол |
Разрядка психоэмоционального напряжения | Упражнение «Крепости» | 1 | Групповая и индивидуальная | Небьющиеся предметы,подушка |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Разбор конкретных ситуаций | Обсуждение поведение той или иной ситуации | 1 | Групповая и индивидуальная | Набор ситуаций |
Снятие мышечного напряжения, психоэмоциональная разрядка | Упражнение «Тигр на охоте» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Разыгрывание агрессивной ситуации | Упражнение «Жужа» | 1 | Групповая и индивидуальная | Полотенце, стул |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Снятие мышечного напряжения, психоэмоциональная разрядка | Упражнение «Падающая башня» | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки |
Изображение агрессии | Рисунок злого существа | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Развитие умения работать в команде | Упражнение «Расставь посты» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Работа с агрессивным поведением | Упражнение «Бой с подушками» | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки |
Формирование чувства близости с другими людьми | Упражнение «Связующая нить» | 1 | Групповая и индивидуальная | Клубок крепких ниток |
Подведение итогов | Рисунок несуществующего животного и кактуса | 2 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Содержание программы.
Занятие 1. Психолог знакомится с детьми, знакомит их друг с другом. После просит нарисовать животное, которое нет в природе, несуществующее животное. После у каждого ребенка спрашивает, как его зовут, сколько ему лет, где живет и с кем, чем занимается. Также психолог проводит наблюдение на тему взаимодействия детей с ним и друг другом. После психолог подводит итоги дня, благодарит и хвалит каждого ребенка.
Занятие 2. Психолог приветствует детей. Проводит диагностику методикой «Кактус». Ребенку на листе бумаги предлагается нарисовать кактус – такой, какой он себе представляет. Интерпретация происходит как и при других графических методиках. Также учитывается характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний), характеристика иголок (размер, расположение, количество). После психолог проводит упражнение «Брыкание». Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет». После интенсивность брыкания постепенно уменьшается до полной остановки. Это упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Психолог подводит итоги, благодарит за участие.
Занятие 3. Психолог приветствует детей, интересуется их настроением. После предлагает поиграть в игру «Уходи злость, уходи». Дети ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» упражнение длится в течение 3-5 минут. Затем проводится игра, «Бумага». Детям предлагается скомкать, разорвать бумагу. После психолог спрашивает, что им понравилось больше, почему, затем подводит итоги, хвалит детей.
Занятие 4. После приветствия детей психолог предлагает поиграть в игру «Тропинка». Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу начинают двигаться по кругу до тех пор, пока ведущий не произносит слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка» все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если говорит «копна» — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит «кочка», дети приседают, положив руки на голову. Задания психологом чередуются. Игра направлена на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности. После происходит обсуждение игры : что получалось, что нет; понравилось ли. Затем психолог подводит итоги, прощается с ребятами.
Занятие 5. Психолог приветствует детей. Затем детям предлагается слепить сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя». Работая с пластилином, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивное поведение, чувства. После психолог хвалит каждого ребенка, отмечая его заслуги.
Занятие 6. Это занятие является продолжением прошлого занятия. Каждый ребенок принимает участие в совместной деятельности. Психолог предлагает какой-нибудь отрывок из предложенной сказки, а дети разыгрывают мини-спектакль со своими слепленными героями. Затем происходит обсуждение проделанной работы. Эта игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
Занятие 7. Психолог предлагает на этом занятии провести «детский футбол». Вместо мяча используется небольшая подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Психолог следит за соблюдением правил: нельзя пинать друг друга и драться. Штрафники удаляются с поля. Игра продолжается 15-20 минут. После выявления победителя, их награждают заранее приготовленными медальками. Психолог благодарит всех за участие и прощается с детьми.
Занятие 8. Психолог приветствует детей, спрашивает об их настроении. Затем предлагает поиграть в игру. Дети стоят в кругу. Среди них выбирается командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют. Затем командир меняется через 2-3 минуты. Желательно, чтобы каждый ребенок побыл в роли командира. Это упражнение способствует снятию напряжения, помогает выявить лидерские качества у детей (смотрите, кто первым захотел быть лидером, кто отказался им быть вообще). После психолог подводит итоги прошедшего дня и месяца в целом. Благодарит всех детей. Отмечает активных, не агрессивных заранее подготовленными медальками. Желательно, чтобы награды достались каждому участнику за какую-нибудь заслугу.
Занятие 9. Психолог приветствует детей, интересуется их самочувствием. После предлагается поиграть в игру «По кочкам». Он раскладывает подушки на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Подушек на одну меньше, чем детей. дети – это лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей. Та «лягушка», к которой запрыгнули на подушке должна прогнать пришедшую, либо уйти сама. Желательно, чтобы в игре участвовали все «лягушки». Психолог внимательно следит, чтобы не было серьезных конфликтов. Игра продолжается в течение 15 минут. Упражнение направлено на проигрывание способов разрешения конфликтных ситуаций. После проходит обсуждение поведения участников. Психолог подсказывает, как можно было выйти из того или иного конфликта. Затем психолог прощается с детьми, благодарит за участие.
Занятие 10. После традиционного приветствия психолог предлагает ребятам упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. Детям предлагается «Спасти птенца». Для этого психолог предлагает представить, что у каждого в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь птенца? Подыши на него, согревая своим ровным спокойным дыханием, приложи руки к своей груди, отдай птенцу добро своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам. Упражнение длится 10-15 минут. Затем психолог благодарит каждого ребенка за заботу о птенце. После спрашивает детей, каково было их птенцам, что они им говорили, тепло ли им было. Затем прощается с детьми.
Занятие 11. Психолог приветствует детей, интересуется их самочувствием. После предлагает поиграть в игру. Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например,
-подняться и сойти со стула;
-проползти под столом;
-пробраться сквозь «дремучий лес».
-спрятаться от диких животных.
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Это упражнение способствует развитию сплоченности группы. Затем психолог интересуется, что было самым сложным заданием. Трудно ли было не отцепляться от впереди стоящего ребенка.
Занятие 12. После приветствия детей психолог предлагает поиграть в строителей. Для этого каждому ребенку предлагается построить дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стул, стулья, мячи, и т.д. каждому строителю задаются вопросы:
— удобно ли тебе будет жить в этом доме?
-где ты разместишь приехавших гостей?
— кто будет жить в твоем доме кроме тебя?
Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможно перестройка дома с помощью других детей. эта игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.
Занятие 13. После традиционного приветствия психолог предлагает детям разделиться на две равные команды, каждая из которых строит напротив друг друга крепость из небьющихся предметов. У играющих есть мяч — «Пушечное ядро». По очереди каждый во все силы кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся «крепость » не разлетится на куски. Психолог награждает победителей заранее подготовленными медальками. После идет обсуждение, какие чувства испытывали, когда их крепость рухнула, когда победили. Игра направлена на разрядку психоэмоционального напряжения. Затем психолог благодарит за участие и прощается с детьми.
Занятие 14. Психолог приветствует детей, интересуется их самочувствием. Предлагает следующее упражнение. Детям следует сесть свободно. Вытянуть руки вперед и приготовить два пальчика: большой и указательный. Психолог просит взяться ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «ушки, ушки слышат всё!». Десять раз в одну сторону и десять раз в другую. Психолог выполняет упражнения вместе с детьми, показывая тем самым пример. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!». Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку положи туда руку со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» помассируй ямку десять раз в одну сторону и десять раз в другую сторону. Молодец! Теперь ты видишь, слышишь, чувствуешь. Это упражнение направлено на саморегуляцию.
Занятие 15. На этом занятии психолог предлагает ребенку несколько жизненных ситуаций и предлагает ребенку попробовать их. После предлагает свой вариант, и вместе с детьми выбирает лучший. Ситуации могут быть следующие:
— Ты вышел во двор и увидел, что дерутся там два незнакомых мальчика. Что ты будешь делать?
-Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Как ты ее попросишь?
-ты очень обидел своего друга. Как ты попросишь у него прощение?
В конце занятия психолог благодарит детей за участие, прощается.
Занятие 16. Психолог проводит традиционный ритуал приветствия. Затем предлагает поиграть ребятам в «тигра на охоте». Сначала просит рассказать о тигре, какой он чем он занимается. После договаривается с ребятами, что он будет взрослым тигром, а все дети тигрятами. Тигр обучает детей охотиться . тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав пять-шесть таких движений, он готовится к решающемуся прыжку, и резко прыгает. Тигрята делают всё это с ним одновременно. Далее психолог поздравляет всех детей с удачной охотой. Игра способствует снятию мышечного напряжения, психоэмоциональной разрядке.
Занятие 17. На очередном занятии после приветствия психолог предлагает поиграть в игру «жужу». Из группы выбирается один человек, он становится «жужей». Он садится на стул. Все остальные бегают вокруг, строят рожицы, дотрагиваются, щекочут. «Жужа» терпит как можно дольше, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками вокруг стула. Желательно, чтобы в роли «жужи» побывали все дети. Взрослый следит за формой выражения дразнилок и силой удара полотенцем. После происходит обсуждение, почему больше не смог терпеть дразнилки, какая была самой обидной. В конце психолог вручает заранее подготовленную медаль самому терпеливому. Далее психолог итоги дня и всего месяца. Награждает каждого за его заслуги.
Занятие 18. После приветствия психолог предлагает детям поиграть с «солнечным зайчиком». Дети садятся как им удобно. Психолог просит делать то, что он им будет говорить. Он просит представить солнечного зайчика. А теперь представьте, что солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он пробежал дальше по твоему лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, по носу, на ротик, на щечках, подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он не озорник – он любит тебя, а ты погладь его и подружись с ним. А теперь медленно открывайте глазки и возвращайтесь к нам в группу. Упражнение длится 10-15 минут. После следует обсуждение упражнения. Какой это был зайчик, как он с тобой играл? Затем следует заключительный этап: психолог прощается с детьми, благодарит за участие.
Занятие 19. Психолог приветствует детей, интересуется их самочувствием. Сегодня предлагается построить из подушек башню. Каждый может построить такую башню, которую он сможет покорить. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом запрыгнуть на неё . побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены. Игра способствует снятию мышечного напряжения, психоэмоциональной разрядке.
Занятие 20. После традиционного приветствия психолог предлагает нарисовать самое злое существо. На рисунок дается 15-20минут. После идет обсуждение каждого рисунка. Автор рассказывает, почему он нарисовал именно так. После возможно устроить выставку детских рисунков.
Занятие 21. Психолог предлагает детям активную игру. Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подает сигнал (хлопает в ладоши), ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться и стоять не двигаясь. Остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном порядке ( по кругу, по углам) затем командиром назначается другой ребенок. Желательно, чтобы командирами побывали все участники. Это упражнение развивает умение работать в команде, способствует мышечному расслаблению. Затем с психологом идет обсуждение данного упражнения: что не получилось, почему, трудно ли было играть роль командира.
Занятие 22. Занятие посвящено саморегуляции. Психолог просит детей встать в круг. Теперь попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты- могучее, крепкое дерево у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека. А теперь полностью расслабься. Упражнение повторяется несколько раз.
Затем психолог просит детей сбросить усталость. Для этого необходимо встать, расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправив пальцы, склонить голову к груди. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость. Эти упражнения способствуют мышечному расслаблению, снятию напряжения. Затем психолог благодарит детей за активное участие, за старание.
Занятие 23. После традиционного приветствия психолог предлагает разделиться на две команды. У каждого участника в руках маленькая подушка. Играющие кидают друг в друга подушками, дерутся ими , имитируя сражение двух племён. Во время игры психолог должен следить за тем, чтобы дети не выполняли недозволенных действий. Штрафников следует удалять с поля.
После каждому участнику предлагается выбить из своей подушки пыль. Он должен хорошенько ее побить. В конце психолог подводит итоги, благодарит детей за участие.
Занятие 24. Психолог приветствует детей. Предлагает поиграть в игру «Связующая нить». Для этого дети садятся в круг, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе психолога, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности. Затем психолог хвалит всех участников, благодарит их за откровенность.
Занятие 25. На этом занятии проводится повторная диагностика методикой «Несуществующее животное». Процедура аналогична первому проведению.
Занятие 26. На этом занятии проводится повторная диагностика методикой «Кактус». Процедура аналогична первому проведению.
После психолог подводит итоги всей коррекционной программы, благодарит детей за участие в ней, награждает каждого ребенка за его заслуги.
Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.
Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. Родители констатируют положительные изменения в поведении ребенка. При проведении методик зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности дошкольника.
Литература:
1.Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте
2. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: «Просвещение», 1990.
Сизых М.А. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]
УДК 159. 9.072
студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ
Материалы второй студенческой конференции «Стратегия развития педагогики до 2025 года»
В статье обосновывается необходимость разработки программы коррекции детской агрессии, описываются критерии отбора содержания корректирующей программы для целевой возрастной категории детей, анализируются компоненты содержания данной программы. Поиск и содержание статьи велось на основе исследований ученых психологов и исследователей в области детской агрессии. В статье также приведена программа коррекции детской агрессии старшего дошкольного возраста и данная программа учитывает все аспекты психолого-педагогического воздействия, осуществляемого с целью устранения факторов, формирующих детскую агрессивность.
Детская агрессия является предметом многочисленных исследований не только в психологии, но и в социологии, в педагогических науках.
Известный исследователь детской агрессии И. А. Фурманов отмечает, что для детской природы агрессивность как характеристика не характерна. Исследователь видит в истоках формирования детской агрессивности, прежде всего, социальное окружение, окружающую ребенка действительность. Детская агрессия и ее проявление – это, по мнению И.А. Фурманова, результат внешнего воздействия, влияния со стороны социума [5].
Именно поэтому детскую агрессию в научной среде принято изучать как феномен. В частности, В.И. Долгова пишет, что детская агрессия может быть объяснена только на феноменологическом, социально-психологическом уровне. В соответствии с этим должны разрабатываться подходы к диагностике, предупреждению и коррекции агрессии среди детей [2].
В психологическом словаре Р.С. Немова детская агрессия однозначно трактуется как девиантное поведение ребенка, обусловленное внешним воздействием (при котором происходит и активизация внутренних факторов) [3].
Характеристику детской агрессии весьма четко дает Л.М. Семенюк. По мнению исследователя, детская агрессия всегда прямая, однако далеко не всегда ей имманентна такая черта, как внутренняя враждебность. Иными словами, ребенок еще не может ненавидеть мир, для него агрессия выступает в качестве инструментария для достижения цели; детская агрессия – это не производная мести, злобы, отчужденности [4].
Все факторы, вызывающие агрессивное поведение у ребенка можно разделить на внешние и внутренние. Ко внешним факторам детской агрессии относятся, прежде всего, влияния на ребенка социального окружения. Прежде всего, речь идет о семье. Агрессивность как личностно-социальная характеристика формируется в результате неправильного семейного воспитания. Особенно ярко корреляция между особенностями семейного воспитания и агрессивностью ребенка проявляются в младшем возрасте.
Э. Антье в качестве внутренних факторов детской агрессии приводит следующие: 1) страх перед возможными негативными реакциями окружающих; 2) раздражительность; 3) превалирование чувства стыда над чувством вины; 4) подозрительность [1]. Агрессивные дети чаще всего раздражительны, тревожны, у таких детей наблюдается целый комплекс страхов.
Служа признаками агрессивности, такие характеристики, как подозрительность, раздражительность, тревожность, обычно дифференцируются по проявлениям не только в разном возрасте, но и на гендерном уровне. В частности, мальчики в меньшей степени склонны к ощущению своей вины в конфликтах, они менее, чем девочки, тревожны. Итак, в случае мальчиков такие факторы, как чувство вины и тревожность, формируют агрессивность в меньшей мере.
Выделены следующие направления агрессивного поведения детей: 1) на окружающих людей, 2) на самого себя, 3) на близких людей, 4) на животных, 5) на объекты мечтаний и фантазий. Все это – потенциальные объекты детской агрессии. Если ребенок привержен хотя бы к одному из указанных направлений, то с таким ребенком необходима полноценная корректирующая работа.
Коррекция агрессивного поведения в дошкольном возрасте, особенно в старшем, заключается в устранении как внешних, так и внутренних факторов, формирующих агрессивность у ребенка. Коррекция агрессивного поведения включает также профилактику рецидивов, поскольку ни одна программа по коррекции не является универсальной и идеальной (могут не быть учтены какие-то факторы, неправильно подобрано содержание и пр.
Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста – это задача коррекционной педагогики. Однако без психологического инструментария данная задача не будет решена в полной мере.
Следовательно, важным критерием отбора содержания коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста является возможность создания соответствующих психолого-педагогических условий, в которых будет осуществляться коррекционная и профилактическая работа.
Работа коррекции и профилактики агрессивного поведения у дошкольника должна проводиться по определенной модели, основанной на принципах системности, наглядности, оптимальности, соответствия культурным стереотипам.
При отборе содержания коррекционной работы с агрессивными дошкольниками следует учитывать разнообразие форм такой работы. Работа может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой формах. При индивидуальной форме разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком, которая учитывает все его особенности.
Индивидуальная работа позволяет приблизить коррекцию и профилактику агрессивного поведения к результатам.При групповой форме следует учитывать множество факторов и условий, среди которых наиболее важными являются: возрастные различия, различия в семейном воспитании, особенности взаимоотношений в группе.
В содержание коррекционной работы с агрессивными дошкольниками старшей группы обязательно входят конструктивные беседы с детьми. Это могут быть беседы о прекрасном, о добром. Ребенок не только должен воспринимать на слух такие слова, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, но и знать их смысловое наполнение. В беседе важно не внушать, а демонстрировать: почему это хорошо, а это – плохо, почему это делать нельзя, а это – можно.
В программу по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста также должны быть включены обсуждения сказок, басен и т.д. На занятиях можно организовывать просмотр мультфильмов, после которого проводится обсуждение поступков героев, их поведения. На обсуждениях дети обязательно высказывают свое мнение (о прочитанном. увиденном).
Еще одним важным компонентом коррекционной программы является творчество дошкольников. Творчество можно реализовывать в самых различных видах деятельности: изобразительной, трудовой. Например, можно попросить ребенка нарисовать что-то доброе, хорошее, позитивное, объяснить, почему ему/ей видится нарисованное именно таким. На занятиях по коррекции агрессивного поведения можно привлекать детей к полезному труду.
Однако самым важном компонентом коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста должна служить игра. В первую очередь, необходимость игр на коррекционно-профилактических занятиях объясняется тем, что игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.
Игры на занятиях по коррекции агрессивного поведения должны быть разнообразными. Но все эти игры должны быть направлены на устранение факторов, формирующих и развивающих агрессивность.
Весьма продуктивными играми, корректирующими агрессивное поведение у детей старшего дошкольного возраста, являются игры взаимодействия. Это социально направленные игры, формирующие у ребенка такие качества, как стремление помочь, сотрудничать, делиться. Игры взаимодействия способствуют продуктивному социальному развитию ребенка в старшем дошкольном возрасте. Формируя социально значимые качества, такие игры способны устранять чувства тревожности, способны научить ребенка бороться со страхами. [5]
Близкими к играм взаимодействия являются сюжетно-ролевые игры. Такие игры обычно нравятся детям. В сюжетно-ролевых играх ребенок чувствует себя маленьким актером, принимает социальные модели приемлемого поведения в обществе, среди друзей, родителей, незнакомых людей. Кроме того, сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку реализовать свой творческий потенциал, что позитивно влияет на развитие.
Можно также применять игры, связанные с коллективным творчеством. Например, это могут быть коллективные конструкторские игры, где перед детским коллективом стоит задача что-то создать, построить. Ребенок в таких играх чувствует свою причастность к общему делу, при этом у него развивается чувство ответственности, формируется способность сопереживать, сочувствовать, формируется стремление помогать.
Игровой компонент содержания коррекционной работы с агрессивными детьми старшей дошкольной группы очень важен, поскольку при его реализации ведущая в дошкольном возрасте деятельность становится инструментарием для коррекции и профилактики агрессивных проявлений. Кроме того, игровая деятельность увлекает ребенка, формирует интерес к занятиям.
Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста включает в себя также и работу с родителями. Родителям важно объяснить, как это важно – избавить ребенка от агрессивности. В рамках коррекционной работы можно организовывать, например, совместные тренинги с детьми и родителями. В таблице приведены корректирующие игры для агрессивных детей.
Таблица №1 корректирующих игр
Содержание
№ занятия | Цели проведения занятия | Содержание занятия |
1 | устранение тревоги, снижение тревожности;
| 1. Приветствие. 2. Основная часть. 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Я с тобой». 1. Приветствие. 2. Основная часть. 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Вижу – не вижу». Дети встают в круг, закрывают руками глазами, произнося «Не вижу», затем убирают руки, говорят «Вижу». 2.2. Игра «Гнездышко». Дети садятся в круг, берутся за руки. Внутри как бы сидит птичка. Специалист (психолог, педагог) говорит: «Птичка вылетела!». Гнездо рассыпается, все встают и бегают, имитируя полет птиц. Затем специалист командует: «Вернитесь в гнездышко!». Дети должны опять присесть, взявшись за руки. Кто не успел, тот водит. 3. Прощание |
2 | устранение страхов; формирование сопереживания, сочувствия, эмпатии | 1. Приветствие. 2. Основная часть. 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Делаем вместе». Детям предлагается разбиться по парам. В каждой паре берутся за обе руки и исполняют: бег на месте, прыжки. Затем пары меняются. 2.2. Игра «Не плачь». Игра в группе. Один ребенок изображает ситуацию: что-то потерял или кто-то обидел. Имитирует плач. Другие дети по очереди предлагают свою помощь. У них в руках игрушки, они отдают свою игрушку плачущему ребенку. 3. Прощание |
3 | формирование способности сопротивляться вербальной агрессии; развитие взаимного понимания развитие сопереживания, сочувствия, эмпатии, привитие заинтересованности в общении, во взаимодействии | 1. Приветствие. 2. Основная часть. 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Встаньте в круг». Образуя круг, дети выполняют разные задания специалиста. Тот, кто теряет руку товарища, выходит в центр круга. 2.2. Игра «Пожалуйста». Парная. У одного ребенка в руках игрушка. Другой должен попросить ее так, чтобы ее дали. 3. Прощание. 1. Приветствие. Специалист просит детей встать в круг, держась за руки. Исполняется песня «Улыбка». 2. Основная часть. 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Зеркальце». Групповое. Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. Один ребенок выполняет определенные движения, а противоположно стоящий ребенок должен повторить их. 2.2. Игра «А ты не такой, как я!». Групповая. Дети усаживаются напротив другу друга, один открывает диалог с помощью. 3. Прощание. |
4 | снятие напряженности, избавление от невротических страхов; формирование чувства ответственности, интереса к сотрудничеству и взаимопониманию | 1. Приветствие 2. Основная часть 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Гусеница». Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Получается гусеница. Эта гусеница под музыку выполняет разные движения. 2.2. Игра «Узнай-ка». Групповая. Дети рассаживаются на коврике кругом. Закрывают глаза. Один и группы говорит «Меня узнай-ка!». Остальные дети должны попытаться по голосу определить, кто это. 3. Прощание |
5 | снижение агрессии; снижении агрессивности | 1. Приветствие. 2. Основная часть. 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Шаловливые пчелки». Дети изображают пчелок, кружащихся над цветком, затем пчелки летают, играют, веселятся. 2.2. Игра «Ожившие камешки». Дети лежат на коврике, изображая камешки. Один ребенок касается волшебной палочкой любого камешка. Тот оживает. Затем они вместе оживляют другой камешек и т. д. 3. Прощание 1. Приветствие. 2. Основная часть 2.1. Корректирующее психогимнастическое упражнение «Веселая змейка». Дети берутся за руки и под веселую музыку змейкой перемещаются по комнате. 2.2. Игра «Кораблик». Дети изображают кораблики. В тихую спокойную погоду кораблики плывут размеренно, но начался шторм – кораблики изображают противостояние стихии. 3. Прощание |
Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста – это очень важная и сложная работа, учитывающая все аспекты психолого-педагогического воздействия, осуществляемого с целью устранения факторов, формирующих детскую агрессивность.
Литература
- Антье, Э. Агрессивность / Э. Антье; Пер. с французского О. Басанцевой. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Фаир-Пресс, 2014. – 192 с. – (Добрые книги по воспитанию).
- Долгова, В.И. Агрессия как социально-психологический феномен / В.И. Долгова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Речь, 2016. – 250 с.
- Курганова Е.А. Современные мультсериалы как источник знакомства детей дошкольного возраста с содержанием моральных норм // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 2. С. 60 – 66.
- Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 2017. — 98 с.
- Фурманов, И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – М.: Владос, 2018. – 231 с.
The article substantiates the necessity to develop the program of correcting child aggression, describes the criteria of selecting the content of correcting program for the target age category of children, analyzes the components of the program content. The search and the content of the article have been carried out on the basis of researches of psychologists and researchers in the field of child aggression. The article also presents the program of correction of children’s aggression of older preschool age and this program takes into account all aspects of psychological and pedagogical influence carried out in order to eliminate factors forming children’s aggression.
Key words: aggression, aggressiveness, children’s aggression, aggressiveness of children of senior preschool age, aggressive behavior. correction of aggressive behavior
http://izvestia-ippo.ru/sizykh-m-a-soderzhanie-programmy-korrek/
Помощь маленьким детям в направлении их агрессии
Стратегии воспитания для управления агрессивным поведением у маленьких детей.
Спросите любого родителя, хочет ли он, чтобы его ребенок был агрессивным человеком, и вы, вероятно, получите более одного ответа. В конце концов, агрессия связана как с одобряемым, так и с неодобряемым поведением в нашем сознании и в нашем обществе — как с энергией и целеустремленностью, которые помогают нам активно справляться с жизненными трудностями, так и с вредными действиями и разрушительными силами.
Большинство из нас хотят, чтобы наши дети могли постоять за себя, когда другие грубо обращаются с ними. Мы надеемся, что они не будут затевать драки, но в случае нападения смогут справиться с нападающим и не будут подавлены. Научить ребенка находить здоровый баланс между слишком сильным и слишком слабым агрессивным поведением, вероятно, является самой сложной задачей взросления.
Согласно теории развития, агрессивные импульсы или побуждения рождаются у человеческого ребенка и являются решающим аспектом психологической жизненной силы и выживания. В ходе здорового развития эти влечения обычно выражаются в различных формах поведения в разном возрасте и с помощью родителей и других людей постепенно переходят под контроль индивидуума — сдерживаются, направляются и регулируются, но никоим образом не подавляются. .
Агрессия является частью здорового развития
В течение первого года жизни младенцы не часто считаются агрессивными, и тем не менее встречи, в которых младенец толкает, тянет или применяет силу по отношению к другому, являются признаками направленной вовне энергии и настойчивости которые отражают здоровое созревание агрессии. Но 9-месячный ребенок, который таскает вас за волосы, не знает, что это может быть больно — это делается в том же буйном и игривом духе, что и в других занятиях. Только на втором году, когда у ребенка развивается более четкое осознание своей обособленности как личности — «я» и «ты», — он может начать понимать, что он на кого-то сердится, и вести себя с умышленной силой. Обычно мы не говорим о жестокости или враждебности ребенка по отношению к другим людям до тех пор, пока не наступит второй год жизни. Даже тогда он недостаточно знает о причине и следствии, чтобы понять последствия своего действия или как регулировать свое поведение по отношению к другим. Когда ваш 15-месячный ребенок разбивает хрупкий предмет, он захвачен наслаждением самоуверенности, не предвидя ее результата.
Родители иногда рассказывают мне о своем малыше, который «лучше знает», чем ударить или укусить. Они считают, что это так, потому что, когда его ругают, он выглядит пристыженным. Малыш понимает не то, что он кого-то обидел или что-то разрушил, а то, что он заслужил неодобрение своих родителей. И наоборот, когда его хвалят за мягкость с другим, он знает и доволен тем, что его одобряют за такое поведение в данный момент. Потребуется время и множество напоминаний, прежде чем он поймет, что не бить и не кусать можно во многих ситуациях. Маленькие дети, особенно до 3,5 лет, едва ли знают свою силу. Различия между поцелуем и укусом, между похлопыванием и ударом, между подталкиванием и толканием кого-то не понимаются автоматически, и детям нужно много напоминаний: например: «Позвольте мне показать вам, как погладить ребенка (или домашнюю собаку, или папину щека)»; «Поглаживание приятно. Удар может причинить боль»; или «Делайте это мягко (или осторожно), вот так».
Обучение тому, «Чего ожидать» в разном возрасте и на различных стадиях
Как и в случае развития маленьких детей в других сферах, в социализации агрессии существуют этапы и фазы, и стоит потратить время на то, чтобы узнать кое-что об этом. какое поведение ожидать в разном возрасте. Если вы понимаете, на что способен младенец, малыш или четырехлетний ребенок, вы можете скорректировать свои действия и обучение в соответствии с реалистичными ожиданиями и избавить себя от беспокойства и разочарования. Вам не нужно беспокоиться, представляя, что вашему малышу, который очень злится и очень плохо контролирует свою агрессию, когда он разочарован или расстроен, суждено стать злым, деструктивным, неконтролируемым 4-, 10- или 20-летним. С другой стороны, если ваш 4-летний ребенок имеет частые вспышки агрессии и, кажется, не беспокоится о последствиях своей агрессии или даже, кажется, получает удовольствие от причинения вреда другим, вы правы, беспокоясь и ища способы помочь ему. к более здоровому поведению.
Стратегии воспитания для управления агрессивным поведением у очень маленьких детей
Как же тогда родителям сдерживать и направлять агрессию своего ребенка, не подавляя ее слишком строго? Хотя точного рецепта не существует, вот 12 советов, которые могут помочь вам дать ребенку то руководство, в котором он нуждается.
- Ограничения являются частью любви. Имейте в виду, что чувство любви и нежной заботы вашего ребенка создает основу для принятия им руководства, которое вы будете давать ему по мере его роста. Дети, которые чувствуют себя любимыми, большую часть времени хотят угодить своим родителям и откликаются на их указания. Наложение разумных ограничений на поведение вашего ребенка является частью любви к нему, так же как кормление, утешение, игра и выполнение его желаний.
- Попытайтесь выяснить, что вызвало агрессивное поведение вашего ребенка. Спросите себя, что могло его вывести из себя — ваше поведение или поведение другого человека, или что-то еще в ситуации; возможно, он переутомился или плохо себя чувствует физически. Торопливость, резкое обращение, отказ в том, что он хочет, даже неспособность сделать то, что он пытался сделать с игрушкой или физической активностью, часто вызывает чувство разочарования и гнева, которые приводят к агрессивному поведению.
- Используй то, что знаешь. Используйте то, что вы знаете о темпераменте, ритмах, предпочтениях и чувствительности вашего ребенка. Например, если вы знаете, что он раздражителен или угрюм в первый час дня или становится очень не в духе, когда устает или голоден, вы не будете выбирать это время, чтобы просить многого о контроле.
- Будьте ясны. Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он делал или не делал в конкретной ситуации (но старайтесь не читать длинную лекцию). Ваш ребенок будет знать о вашем неудовольствии по тону вашего голоса, а также по тому, что вы говорите. Важно, чтобы вы постарались четко выразить свое неодобрение. Однако длинные лекции и мрачные прогнозы обычно контрпродуктивны. Сказать 3-летнему ребенку, что ей нельзя смотреть телевизор в течение 2 недель, если она ударит своего младшего брата, может расстроить ее, но вряд ли поможет ей понять и развить свои собственные способности. Лучшая причина в том, что вы не хотите, чтобы она ударила его, потому что это больно. То, что вам не нравится такое поведение, является вашим самым эффективным сообщением. Любому маленькому ребенку, заслужившему неодобрение родителей, помогает напоминание о том, что его любят, даже если вам не нравится его поведение.
- Будьте внимательным наблюдателем. Когда ваш маленький ребенок играет с другими детьми, следите за ситуацией, но старайтесь не зависать. То, что начинается с игривой возни, бега и погони или обмена игрушками, может быстро перерасти в битву между детьми, и им может понадобиться судья. Однако бывают случаи, когда вы можете позволить маленьким детям решать вопросы между собой. Возраст, конечно, влияет.
- Использовать перенаправление. Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, а вам это не нравится, прекратите такое поведение и дайте ему другое занятие. Вы можете предложить и помочь начать новое занятие или, возможно, направить его туда, где он сможет разрядить агрессивные чувства, не причиняя вреда ни себе, ни другим, ни игрушкам, ни домашнему питомцу. Например, может быть использован угол, в котором есть что ударить, или ударить, или бросить. Например, вы можете сказать: «Если вам хочется ударить, идите и ударьте по подушке (или боксерской груше), но вы не можете ударить собаку (или ударить молотком по столу)». Такая возможность не только помогает ребенку разрядить некоторые агрессивные чувства, но и помогает ему понять, что для таких действий может быть предусмотрено время и место.
- Будь тренером. Если позволяет время, продемонстрируйте, как вести себя в ситуации конфликта между детьми. Например, если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете научить его использовать несколько слов, чтобы избежать или урегулировать конфликт. Двухлетнему ребенку можно помочь держаться за игрушку и говорить «нет» или «мое», вместо того чтобы постоянно толкаться или плакать, когда другой ребенок пытается взять игрушку. Детям нужны конкретные предложения и демонстрации со стороны взрослых, чтобы узнать, что существуют эффективные способы разрешения разногласий, более приемлемые, чем физическое нападение и возмездие.
- Использовать язык. Если у вашего ребенка есть языковые навыки, помогите ему объяснить, на что он злится. Если вы можете догадаться, а он не может сказать, сделайте это за него, например: «Я думаю, ты злишься, потому что не можешь пойти поиграть с Джонни. Я знаю, что ты чувствуешь, но сегодня уже поздно идти» (или по какой-то другой причине).
- Спросите себя, посылаете ли вы своему ребенку «неоднозначные сообщения» о его агрессивности. Если вы говорите «Не бей» или «Веди себя хорошо», когда вы не так тайно наслаждаетесь агрессивным поведением вашего ребенка по отношению к кому-то другому, он будет сбит с толку, и такие путаницы, как правило, затрудняют развитие самоконтроля.
- Будьте образцом для подражания. Имейте в виду, что родители являются наиболее важными образцами поведения и того, как использовать агрессию здоровым образом. Если социальные обмены в вашей семье включают в себя много споров или драк в присутствии или слышимости ваших детей, вы можете рассчитывать на то, что они это подхватят. Домашняя обстановка, подобная этой, может быть небезопасной и нездоровой для всех членов семьи. Если вы справляетесь с агрессивным партнером, позвоните на национальную горячую линию по вопросам домашнего насилия по телефону 1-800-799-7233 или 1-800-787-3244 (TTY) для получения поддержки, убежища или услуг или посетите сайт Stop Family Violence для получения дополнительной информации. на получение необходимой поддержки и помощи.
- Избегайте порки. Подумайте о реальных недостатках физического наказания для вашего ребенка. Дети часто вызывают гнев у взрослых, когда провоцируют, дразнят, ведут себя упрямо или нападают на других. Если ваша практика состоит в том, чтобы бить или физически наказывать вашего ребенка каким-либо другим способом за такое поведение, вам нужно очень тщательно подумать о том, чему он учится при этом.
- Будьте терпеливы; обучение требует времени. Научиться любить других и жить в разумной гармонии с другими происходит постепенно и в течение многих лет. Для вас как для родителей всегда будут взлеты и падения, периоды, когда вы отчаиваетесь в «цивилизации» вашего ребенка или когда вы будете беспокоиться, что он будет слишком робким для суровости мира. Живя изо дня в день с радостями и разочарованиями от того, что вы родитель, важно также помнить о долгосрочной перспективе: есть положительный импульс для развития. Этот импульс роста и развития вашего ребенка на самом деле работает на то, чтобы он приобрел способность направлять и продуктивно использовать те агрессивные энергии, которые являются жизненно важной частью нашего устройства.
Эта статья была отредактирована из журнала ZERO TO THREE , апрель 1985 г. Формат:
Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV Назовите свою коллекцию: Имя должно содержать менее 100 символов Выберите коллекцию: Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки Название сохраненного поиска: Условия поиска: Тестовые условия поиска Электронная почта:
(изменить) Который день?
Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день Который день?
воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота Формат отчета:
SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed Отправить максимум:
1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт. Отправить, даже если нет новых результатов Необязательный текст в электронном письме: Рандомизированное контролируемое исследование . 2015 сен;43(5):538-48. дои: 10.1017/S1352465814000149.
Epub 2014 25 апр. Стефанос П. Василопулос 1 , Андреас Брузос 2 , Элени Андреу 3 Рандомизированное контролируемое исследование Stephanos P Vassilopoulos et al.
Behav Cogn Psychother.
2015 Сентябрь . 2015 сен;43(5):538-48. дои: 10.1017/S1352465814000149.
Epub 2014 25 апр. Стефанос П. Василопулос 1 , Андреас Брузос 2 , Элени Андреу 3 Фон: Исследования показывают, что агрессивные дети склонны чрезмерно приписывать враждебные намерения сверстникам. Цели: В текущем исследовании изучалось, можно ли изменить этот атрибутивный стиль с помощью процедуры модификации когнитивных искажений интерпретаций (CBM-I). Метод: Выборка 10–12-летних детей, отобранных для демонстрации агрессивного поведения, в течение трех сессий обучалась поддерживать доброжелательные, а не враждебные атрибуции в ответ на неоднозначные социальные сценарии. Полученные результаты: По сравнению с контрольной группой «тест-повторное тестирование» (n = 18) дети, получавшие CBM-I (n = 16), с меньшей вероятностью поддерживали враждебные атрибуции и с большей вероятностью поддерживали благоприятные атрибуции в ответ на новый набор неоднозначных социальных ситуаций. Кроме того, показатели агрессивного поведения снизились больше в обученной группе, чем в необученной контрольной группе. Дети, прошедшие обучение атрибуции, также сообщали о меньшем воспринимаемом гневе и проявляли тенденцию сообщать о большем самоконтроле, чем дети в контрольной группе. Выводы: Обсуждаются последствия этих выводов. Ключевые слова: Агрессия; атрибуции; дети; модификация когнитивного искажения; обработка информации; обучение. Измерение враждебной атрибуции и агрессии у детей в режиме реального времени. Ярос А., Лохман Дж. Э., Розенбаум Дж., Хименес-Камарго Л.А.
Ярос А. и др.
Агрессивное поведение. 2014 сен-октябрь;40(5):409-20. doi: 10.1002/ab.21532. Epub 2014, 20 февраля.
Агрессивное поведение. 2014.
PMID: 24604776 Социальные когнитивные искажения и нарушения у агрессивных мальчиков. Dodge KA, Рама CL.
Додж К.А. и др.
Детский Дев. 1982 июнь; 53 (3): 620-35.
Детский Дев. 1982.
PMID: 7094675 Атрибуционная предвзятость и реактивная агрессия. Хадли С., Фрайдей Дж.
Хадли С. и др.
Am J Prev Med. 1996 сен-октябрь;12(5 Дополнение):75-81.
Am J Prev Med. 1996.
PMID: 8909627
Клиническое испытание. Трансляционная наука в действии: враждебный стиль атрибуции и развитие проблем агрессивного поведения. Додж К.А.
Додж К.А.
Дев психопат. Лето 2006 г .; 18 (3): 791–814. doi: 10.1017/s0954579406060391.
Дев психопат. 2006.
PMID: 17152401
Бесплатная статья ЧВК.
Обзор. Неотложная помощь при агрессивном поведении у госпитализированных детей и подростков. Мишам Т.Дж.
Мишам Т.Дж.
Can J Психиатрия. 1995 авг; 40 (6): 330-6.
Can J Психиатрия. 1995.
PMID: 7585403
Обзор. Посмотреть все похожие статьи Оценка реакции мальчиков на межличностный конфликт в виртуальной реальности. Hummer TA, Wood ZM, Miller K, McCarthy RL, Brickman JE, Neumann D.
Хаммер Т.А. и др.
Games Health J. 2023 Feb;12(1):53-62. дои: 10.1089/g4h.2022.0054. Epub 2022 26 октября.
Игры Здоровье J. 2023.
PMID: 36301265 Инклюзивность исследований модификации когнитивных искажений у детей и молодых людей с нарушениями развития нервной системы: систематический обзор. Шмидт Н.Б., Веринуг Л.
Шмидт Н.Б. и соавт.
Int J Dev Disabil. 2020 3 февраля; 68 (2): 86-101. дои: 10.1080/20473869.2020.1720156. Электронная коллекция 2022.
Int J Dev Disabil. 2020.
PMID: 35309701
Бесплатная статья ЧВК.
Обзор. Обучение CBM-I и его влияние на интерпретацию намерений, мимики, внимания и агрессивного поведения. АльМограби Н. , Франкен И.А., Майер Б., ван дер Шут М., Хейдинг Дж.
АльМограби Н. и др.
Eur J Psychol. 2021 31 мая; 17(2):13-27. doi: 10.5964/ejop.2413. Электронная коллекция 2021 май.
Eur J Psychol. 2021.
PMID: 35136426
Бесплатная статья ЧВК. Рандомизированное контролируемое испытание компьютеризированного обучения предвзятости интерпретации для разрушительного расстройства дисрегуляции настроения: исследование быстрого провала. Халлер С.П., Стоддард Дж., Ботц-Запп С., Клейтон М., МакГилливрей С., Перхамус Г., Стайлз К., Киркански К., Пентон-Воак И.С., Бар-Хаим Ю., Мунафо М., Таубин К.Е., Бротман М.А.
Халлер С.П. и др.
J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2022 Январь; 61(1):37-45. doi: 10.1016/j.jaac.2021.05.022. Epub 2021 17 июня.
J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2022.
PMID: 34147585
Бесплатная статья ЧВК.
Клиническое испытание. Сохранить цитату в файл
Добавить в коллекции
Повторите попытку Добавить в мою библиографию
Повторите попытку Ваш сохраненный поиск
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Принадлежности
Авторы
Принадлежности
Абстрактный
Похожие статьи
Цитируется