Александр Пушкин. Стихотворение «Осень». Текст стихотворения полностью. Анализ, слушать
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII
Плывет. Куда ж нам плыть?
Давайте послушаем, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень» в фильме «Вновь я посетил…»
Произведение является ярким классическим примером пейзажной лирики, которая сочетается с философским раздумьем автора. В нем изумительно переданы изображения осенних картин природы, крестьянской жизни, личных переживаний поэта, особенности его творчества. Сквозь изображение природы родной стороны проглядывают экзистенциальные переживания автора.
Когда написано и кому посвящено
Стихотворение – один из плодов так называемой «болдинской осени» в творчестве А.С. Пушкина, периода наиболее богатых образно и знаменитых его произведений. Написана «Осень» была во время пребывания Александра Сергеевича в Болдино в 1833 году, когда на свет появились и известные «Повести Белкина». Посвящено стихотворение любимому времени года поэта и его лирическим исканиям.
Композиция, размер и жанр
Произведение «Осень» имеет четкую композицию, деление на 12 строф, объединенных общей темой, но посвященных разным ее вариациям. Такая структура роднит знаменитое произведение Пушкина с большими музыкальными формами, объединяющими вариации на одну тему в гармоничные циклы.
Первая строфа посвящена изображению октябрьских картин природы, созданному автором с особой любовью. Любование красотой увядания – в каждом образе: в последних листах, падающих с деревьев рощи, в промерзшей дороге, в усталом охотнике и лае его собак.
Вторая строфа является откровенным признанием поэта в любви к осенней поре, ее преимуществу по сравнению с другими сезонами. Противопоставление осени другим порам года продолжается и в третьей, и в четвертой строфе. Строки наполнены яркими картинами зимних забав, весенней капели, иссушающего лета.
Пятую строфу поэт посвящает поздней осени, которая особенно мила ему, несмотря на то, что бранима большинством людей. Описание тихой красоты любимого времени года продолжается до девятой строфы.
Автор делится откровениями с читателем, рисуя при помощи тропов прекрасный девичий портрет осени, рассказывая о любимом времяпровождении верхом в полях, красивом разноцветном увядании листвы. Автор признает, что любит русский холод, от которого закипает кровь, приятный перепад между подмерзающим воздухом в полях и теплым уютом домашнего камина. Постепенно Пушкин сосредотачивается на своих переживаниях и мыслях.
Десятая и одиннадцатая строфа посвящены откровению поэта о его лирических переживаниях и рождении поэзии. Пушкин приоткрывает «святая святых» читателю, давая понять особенности рождения поэтических строк. Вдохновленный скромной красотой поздней осени, Александр Сергеевич делится мыслями с читателем в откровенном диалоге, рассказывая, как яркие образы и мысли превращаются в талантливые строки.
Последняя двенадцатая строфа является уникальной концовкой, оставляющей финальную мысль на суд читателя. В ней заключен лишь вопрос «Куда ж нам плыть?», ответ на который Пушкин предоставляет право решать читателю самому.
Произведение считается по жанру написания отрывком, за свою нечеткую концовку. Также «Осень» относится к жанру пейзажной лирики с элементами философской экзистенциальной медитации. Можно считать стихотворение обращением, потому что автор ведет откровенный диалог с читателем. И главная художественная цель отрывка – сквозь атмосферные картины природы привести читателя к творческому откровению автора.
Написано произведение шестистопным ямбом, который придает размеренный темп повествованию, присущий осенней медлительности.
Образы и тропы
Главные образы стихотворения – осенняя пора и другие времена года, а также образ лирического героя с его живыми мыслями и поэтическими строками.
Для изображения красоты осени автор использует яркие метафоры: «в багрец и золото одетые леса», «чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева», «знакомцы давние, плоды мечты моей». Не менее примечательны авторские эпитеты: «могильное дыханье», «рифмы легкие», «унылая пора».
Поделиться новостью в соцсетях
Метки: Александр Пушкин, Стихи про осень
«Осень» тест с ответами на знание стихотворения Пушкина
Последний раз тест пройден 19 часов назад.
Для учителя
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение А. Пушкина «Осень»?
1820 г.
1825 г.
1830 г.
1833 г.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Произведение было написано осенью 1833 г. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъём, в его блокнотах появилось много новых произведений.
В вопросе ошибка?
Вопрос 2 из 8
Где было написано произведение?
В Михайлово
В Болдино
В Одессе
В Москве
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству.
В вопросе ошибка?
Вопрос 3 из 8
В какое время года, по мнению Пушкина, люди справляют поминки по зиме?
Весною
Летом
Осенью
В конце зимы
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции:
«жаль зимы старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом»
В вопросе ошибка?
Вопрос 4 из 8
Какие времена года, по мнению лирического героя, полезны для его здоровья?
Весна и лето
Осень и зима
Лето и осень
Весна и зима
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Лирический герой уверен, что осень и зима полезны для его здоровья:
“И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод”.В вопросе ошибка?
Вопрос 5 из 8
Определите жанр стихотворения
ода
элегия
послание
баллада
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Жанр стихотворения — лирическое стихотворение, так как в центре — лирический герой с его чувствами и переживаниями.
В вопросе ошибка?
Вопрос 6 из 8
Какой стихотворный размер использовал А. Пушкин в произведении?
ПодсказкаПравильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Стихотворный размер произведения — шестистопный ямб.
В вопросе ошибка?
Вопрос 7 из 8
Какой способ рифмовки использован в произведении?
ПодсказкаПравильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
В стихотворении А. Пушкин использует два вида рифмовки: перекрёстную АВАВ и параллельную ААВВ.
В вопросе ошибка?
Вопрос 8 из 8
«Роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» — это:
сравнение
гипербола
эпитет
метафора
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
В стихотворении преобладают метафоры, к которым относится и
«Роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей»
.В вопросе ошибка?
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Дамиль Кулгазинов
8/8
Зарифа Шодмонова
7/8
Юлия Машкина
8/8
Анастасия Стешенко
5/8
Анна Захватова
7/8
Генадий Вранкалов
8/8
Игорь Злынский
8/8
Никита Басманов
6/8
Максим Левин
7/8
Женя Игушкин
6/8
Рейтинг теста
3.3
Средняя оценка: 3.3
Всего получено оценок: 777.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Пушкинская осень Картина Ленинградского училища живописи
Рад представить художников знаменитой Ленинградской школы живописи. Ленинградская школа живописи — группа советских художников, созданная в Ленинграде в 1930-1950-х годах на базе реформированной Императорской академии живописи. изобразительного искусства, объединенного Ленинградским союзом советских художников (1932-1991). Секрет особой привлекательности ленинградской школы живописи заключается в ее прочной связи с традициями русской художественной школы дореволюционной и послереволюционной эпох. В 1930-х годов большое влияние на становление школы оказали крупнейшие русские художники и педагоги, большинство из них были учениками Петербургской Академии художеств, есть ученики Репина, Чистякова, Куинджи. В послевоенные годы их ученики становятся хранителями и продолжателями их традиций. Так в Ленинграде осуществляется неразрывная связь между русским искусством конца XIX-начала XX века и поколениями художников середины и второй половины XX века: от И. Репина, П. Чистякова, А. Куинджи, В. Маковского, через В. .Поленов, В.Серов, И.Суриков, В.Васнецов, М.Врубель,И.Бродский, Д.Кордова,А.Осмеркин, К.Петров-Водкин, а затем через их ученика к художникам второй половины двадцатый век. Эта преемственность и есть основная суть, главная особенность, заключающаяся в передаче традиций напрямую от учителя к ученику из поколения в поколение, в одних стенах, с одним и тем же материалом. Для ленинградской школы характерны традиционализм и общие ценности, общие для европейского и русского искусства. Еще одной важной особенностью школы стали критерии профессионализма и этики. Несмотря на осторожное отношение к новаторству, ему присуще стремление к гармоничному сочетанию достижений разных художественных направлений, направлений и стилей при сохранении традиционного русского понимания целей и задач искусства. Стиль ленинградской школы – это отказ от вычурности, уравновешенность, такт, понимание роли нюансов, тонкий колорит и профессиональная культура, отсутствие экспрессии и гармония цветовой палитры. Произведения художников ленинградской школы широко представлены в собраниях крупнейших музеев России, составляют основу отечественных художественных фондов 1930-1980 период. Произведения художников ленинградской школы живописи имеют по инвестиционной привлекательности среднюю и длительную перспективу.
Тысячи пятизвездочных отзывов
Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.
глобусGlobal Selection
Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.
Гарантия качества
Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.
Поддержите художника каждой покупкой
Мы платим нашим художникам больше за каждую продажу, чем другие галереи.
Нужна дополнительная помощь?
Получите бесплатную консультацию по искусству Связаться со службой поддержки
Болдинская осень и пир во время чумы — Пушкинский Дом
Ко дню рождения А. С. Пушкина (1799-1837) — который приходится на 6 июня — Пушкинский клуб отмечает « Болдинская осень » во вторник 9 июня с серией чтений на русском и английском языках.
После помолвки Пушкина с 18-летней Натальей Гончаровой отец передал ему часть семейного имения Болдино в Нижегородской губернии.
Поэту пришлось посетить свое поместье, чтобы уладить все формальности. Он прибыл в Болдино 3 сентября 1830 года. Пушкин не собирался задерживаться надолго.
Но судьба распорядилась иначе. В то время в России только что разразилась эпидемия холеры, и многие губернии были поставлены на карантин. Следствием этого было то, что Пушкин застрял в Болдино на три месяца.
Эти три месяца вынужденной «самоизоляции» вылились в поразительный всплеск творчества. Это был самый продуктивный период всей жизни Пушкина.
Выдающимся достижением Пушкина в Болдино было то, что он написал четыре «Маленьких трагедии» — «Скупой рыцарь» , «Моцарт и Сальери» , «Каменный гость» и, наконец, «Пир во время чумы» .
Пир во время чумы — вольный перевод Пушкиным части сцены из исторической драмы шотландского писателя Джона Уилсона, Город чумы (1816 г.), которую Пушкин читал в оригинале в сводном издании, изданном в Париже в 1829 г. Это произведение захватило воображение Пушкина из-за аналогичного положения, которое сейчас переживала Россия, когда по всей стране свирепствовала холера.
Изюминкой Пир во время чумы являются две песни — «Песнь Марии» и «Гимн чуме» из Уолсингема, «Хозяина пира» и одного из центральных персонажей.
Эти две песни будут прочитаны на русском языке и в английском переводе Энтони Вуда вместе с шестью другими стихотворениями периода Болдинской осени. В эту подборку войдет стихотворение Элегия , которая является одним из величайших лирических стихотворений Пушкина и воплощает в себе поэтическое признание его сокровенных надежд.
Вечер будет представлен Дэвидом Браммеллом .
Стихи на русском языке прочитает Алла Гелич и в английском переводе Люси Дэниелс (бывший сопредседатель Пушкинского клуба), Энтони Вуд и Дэвид Браммелл .