Стихи А. С. Пушкина про осень
Унылая пора! Очей очарованье!…
Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Уж небо осенью дышало…
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Осеннее утро
Александр Пушкин
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!
1816
Осень
Александр Пушкин
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Пушкин Александр — стихи длинные. Читать на Оллам.ру
для детей
которые легко учатся
красивые
лучшие
18 строк
20 строк
24 строки
25 строк
30 строк
32 строки
40 строк
Осень (Отрывок)
Рефутация г-на Беранжера
2 Ноября
В еврейской хижине лампада
Воевода
Выздоровление
Гусар
Дельвигу (Мы рождены, мой брат названый.
..)Деревня
Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову
Из Пиндемонти
Зимний вечер
Из письма к Вульфу (Здравствуй, Вульф, приятель мой!..)
Клеветникам России
Мирская власть
Ее глаза
Не дай мне бог сойти с ума…
Нравоучительные четверостишия
Козлову
Пир Петра Первого
Полководец
Чаадаеву (К чему холодные сомненья?..)
Странник
Товарищам
Элегия (Я видел смерть.
..)Элегия (Я думал, что любовь…)
Юрьеву (Любимец ветреных Лаис…)
Воспоминания в Царском Селе
Лицинию
Гроб Анакреона
Амур и Гименей
Шишкову (Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…)
-
Пробуждение (Мечты, мечты…)
Дельвигу (Любовью, дружеством и ленью…)
В. Л. Пушкину (Что восхитительней, живей…)
Разлука (В последний раз, в сени уединенья…)
Тургеневу (Тургенев, верный покровитель…)
К ней (В печальной праздности я лиру забывал…)
Вольность.
ОдаКривцову (Не пугай нас, милый друг…)
Торжество Вакха
Когда сожмешь ты снова руку…
Жуковскому (Когда, к мечтательному миру…)
Мечтателю (Ты в страсти горестной находишь наслажденье…)
К Н. Я. Плюсковой (На лире скромной, благородной…)
Сказки. Noël (Ура! в Россию скачет…)
Прелестнице
К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы…)
О. Массон (Ольга, крестница Киприды…)
NN (В. В. Энгельгардту) (Я ускользнул от Эскулапа…)
- Показать еще
Анализ стихотворения Пушкина, Небо уже дышало осенью. «Аж небо осенью дышало…» И
Уже небо осенью дышало,
Солнце светило меньше
День становился короче
Леса таинственные сени
С грустным шумом она была нагая,
Туман падал на полях
Шумный караван гусей
Потянулся на юг: приближается
Довольно скучное время;
ноября уже был на дворе.
(Отрывок из поэмы Евгений Онегин.)
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Аж небо осенью дышало…»
Поэтический очерк «Аж небо осенью дышало» — это короткий эпизод из поэмы «Евгений Онегин», ставший полноценным стихотворением. Действие романа происходит в старшей школе. А с зарисовкой, относящейся к пейзажной лирике, знакомятся намного раньше.
Прохождение посвящено наступлению осени. Даже в стихотворении, посвященном сложностям человеческих отношений, поэт не мог пройти мимо красоты и осени. Ни одно другое не представлено так широко, многогранно и ярко в творчестве Пушкина.
Период самый радостный, гармоничный и плодотворный для творчества. Знаменитая болдинская осень подарила немало строк, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой поэзии. Там и родился «Евгений Онегин».
Многие, глядя на летящих журавлей, на золотые ковры листвы, вспоминают стихи А.С. Пушкин. Он, как истинный художник в поэзии, умел рисовать поэтические пейзажи отрывистыми, легкими, но яркими и сочными мазками. Читатель вместе с рассказчиком видит багровое небо, грозные тучи, готовые к дождю, стаи летящих птиц, уныло падающие листья.
Стихотворение динамично: процессы, происходящие в природе, показаны в движении. Динамика создается глаголами, которые появляются в каждой строке повествования. Для отрывка и стихотворения в целом характерна лаконичность выражений, что создает ритм при чтении текста.
Природа в поэме живая, она главный герой. Небо — это не просто фон, это целая система. Где разворачиваются различные события и процессы. Автор ласково называет небесное тело «солнцем», как будто это родное ему живое существо. Ноябрь также анимирован. Он «стоит во дворе», как нежеланный, но неизбежный гость. В этой строке чувствуется смирение, принятие погоды.
Сам рассказчик здесь не может считаться лирическим героем, его образ отходит на второй план. Дорожки помогают Пушкину создать трехмерную картину мира. Здесь все средства художественной выразительности взаимосвязаны, подчинены отражению авторского мировоззрения.
Эпитеты: «таинственный навес», «скучное время», «грустный шум», «шумный караван гусей». Удивительно, что такое слово выбрано для перелетных птиц. Не струна, стая или клин. Общепринятое «караван» — это вьючное животное, перевозящее товары. Но здесь это уместно. Читатель сразу представляет себе больших, откормленных по-летнему гусей, медленно передвигающихся по небесным просторам, как верблюды в пустыне.
Александр Сергеевич использует несколько архаизмов, придающих стилю торжественности. Что напоминает стихи Державина. Например, старое слово «навес». Отрывок, как и вся поэма «Евгений Онегин», написан четырехстопным ямбом, по 14 строк в строфе. Четверостишие основано на сонете. Исследование вошло в четвертую главу романа.
Стиль Александра Сергеевича прозрачен, как лес, теряющий густоту листвы. Личное отношение, участие сквозит в каждой строчке. Не деревья грустно расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Автор называет ноябрь скучным временем. Но это скорее отражение читательской мысли, А. С. Пушкин не раз признавался в любви к позднему межсезонью, о чем напоминают его произведения. Он только жалеет, что день становится короче, проходит торжество осени. Впереди долгая холодная зима.
Природа осени благотворно повлияла на А.С. Пушкина, дали ему силы жить и работать, создали благодатную почву для творчества. Отрывок из известного стихотворения – прекрасный пример пейзажа в стихах. Именно поэтому он нашел свою, независимую жизнь. Может существовать как законченное произведение. Стихотворение оставляет приятные эмоции. После прочтения возникает желание прогуляться по осеннему парку.
«Пейзаж, — писал Михаил Пришвин, — есть совокупность животных, растений, камней и всяких других составляющих природы, связанных с личностью человека. В каждом интимном пейзаже движется сам человек. Заметим, «человек движется», обладая даром видеть, слышать и чувствовать природу.
Вышеуказанный раздел включает в себя в аббревиатуре XI строфу четвертой главы романа «Евгений Онегин»:
Уже небо осенью дышало,
Меньше светило солнце
День становился короче
Леса таинственные навес
С грустным шумом она нагая,
Туман опустился на поля
Шумный караван гусей
Потянулся на юг: приближается
Довольно скучное время.
Ноябрь уже был на дворе.
В этих десяти строчках чувствуется характерная для Пушкина прозрачная простота и лаконичность выражений. Умение Пушкина сказать в нескольких словах многое достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова. «Слов немного, — писал Гоголь, — но они так точны, что означают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово безгранично, как поэт.
Небо уже дышало осенью.
Одна метафора («небо. дышало») и какой емкий и богатый смысл в нем заложен! Он пробуждает множество ассоциаций: пасмурные холодные дни, моросящий дождь.
Следующие строки воссоздают характерные признаки этого сезона с календарной точностью. Каждая строка — картина осени: голые леса, туман над полями, летящие птицы. Солнце, небо, поля, леса, птицы — все это взаимосвязано в природе. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог. Он с любовью называет солнце солнцем. Не деревья грустно расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. В это время года ему довольно скучно. Заметьте, не скучно, а «достаточно скучного времени», ведь и это время приносит свои радости. Пушкин любил осень, когда работал особенно плодотворно. «И каждую осень я расцветаю вновь», — писал он. печальный шум.
Навес — книжное архаичное слово.Словарь Российской академии дает такую трактовку его значения:тень,изба,защита,укрытие.В контексте пушкинских строк навес означает зеленый покров(покрытие) леса. Это он делает лес темным, как бы хранящим какую-то тайну. И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывают листву. Исчезает красота — исчезает тайна. Конечно, художественный образ Пушкина двусмысленно. Каждый звук, каждое слово у Пушкина, — писал А. Слонимский, — порождает отголоски, обертоны, окруженные роем ассоциаций.
Слово-образ сени в контексте, это и прохлада, и тишина, и покой, которые лес дарит человеку.
Фоника строк богатая (повторение звонких л, м, н):
Леса таинственные сени
С грустным шумом она была нагая,
Туман опустился на поля.
Туманы осенью не стелются дымкой по земле, а, пропитанные влагой, тяжело ложатся на поля.
Караван шумных гусей
В определении шумные точно выделена характерная повадка этих птиц — громкие, шумные. В контексте этих строк слово шумный также означает, что птицы, улетая, прощаются с летом, родными местами.
Почему караван? Гуси летят не клином, как журавли, а вереницей. цепь. Слово , натянутое на , имеет двойное значение: гуси тянулись друг к другу; соскучился по солнцу и теплу.
Глаголы в строфе передают разнообразную жизнь природы: дышало, сияло, становилось, обнажалось, ложилось, тянулось, приближалось, стояло. Они занимают особое место в линейке. Инверсия («день падал», «падал туман», «приближался. Было время», «ноябрь стоял»), словесная рифма (дышал — светил, выставлял — приближался) делают описание динамичным: небо дышит, дни становятся короче, шумит тряпка, унося опадающие листья, птицы кричат и улетают, туманы ложатся на поля, близится скучная пора, ноябрь входит и в каждый дом.
Обратим внимание, как искусно Пушкин употребил рифму в последних строках строфы (время-двор):
Довольно скучное время;
Ноябрь уже был на дворе.
Дважды внимание читателя привлекает близость поздней осени: скучная пора, ноябрь на дворе.
В строфе — слова бытовой речи (небо, осень, день, поля, туманы, двор и др.), слова народной поэзии (солнце), книжные и устаревшие (светило, балдахин, оголилось, пора), традиционные поэтическая лексика («загадочный фонарь», « с грустным шумом»). Это слияние разных лексических пластов в единое целое характерно для пушкинского стиля.
Здесь все предельно просто, естественно, как записи в дневнике: день стал короче; это был ноябрь. во дворе.
«Если бы мы захотели охарактеризовать пушкинский стих одним словом, — писал В. Г. Белинский, — мы сказали бы, что это по первенству поэтический, художественный, художественный стих, — и это разрешило бы тайну пафоса всего пушкинского поэзия. »
Артистизм – это чувство меры, гармонии, естественности и красоты слова. Все эти непревзойденные достижения русской поэзии порождены большим талантом и огромным невидимым для читателя трудом, мучительным поиском единственно правильного слова.
После смерти Пушкина Жуковский, перебирая свой архив, ознакомился с рукописями поэта и был поражен, «с каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая не была бы переписана несколько раз.
Есть две сессии для изучения прохождения. Первый начнется с выяснения того, что школьники знают о жизни Пушкина, какие произведения они читают, что им нравится в стихах и сказках поэта. На основе ответов учащихся преподаватель строит свою вступительную речь. Затем учитель читает строфу наизусть. Если у него есть грампластинка (приложение к журналу «Русский язык в национальной школе», 1986 год), то можно прослушать строфу в исполнении артиста.
На этом же уроке желательно нарисовать одну из репродукций картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, а также прекрасные пейзажи А. Грицая: «Осень. Село Павловское», «Осень в лесу», «Осень. Северный ветер».
Послушайте стихотворение Пушкина Уже небо осенью дышало
Предлагаем вашему вниманию красивые осенние стихи А.С.Пушкина.Каждый из нас с детства хорошо знает Стихи Пушкина об осени , а другие читают их своим детям и внукам. Эти стихи включены в школьную программу для разных классов.
Рассказы Пушкина помогают не только развивать речь и память, но и познакомиться с прекрасной порой осени.
Александр Пушкин. Стих Уже небо осенью дышало…
Уже небо осенью дышало,
Солнце светило меньше
День становился короче
Леса таинственные сени
С грустным шумом она нагая,
Туман опустился на поля
Шумный караван гусей
Потянулся на юг: приближается
Довольно скучное время;
ноября уже был на дворе.
Александр Пушкин. Стих Грустное время! О прелесть!
Грустное время! О прелесть!
Твоя прощальная красота мне приятна —
Я люблю великолепную природу увядания,
Леса, одетые в багряницу и золото,
В их пологе шум ветра и свежее дыхание,
И редкий лучик солнца, и первые морозы,
И дальние серые зимние угрозы.
Александр Пушкин. осеннее утро
Был шум; полевая труба
Объявлено мое одиночество
И с образом любовницы драга
Последний сон пал.
С неба уже упала тень.
Взошла заря, сияет бледный день —
А вокруг меня глухая глушь…
Она ушла… Я был у берегов,
Куда милая шла ясным вечером;
На берегу, на зеленых лугах
Я не нашел видимых следов,
Оставленных ее прекрасной ногой.
Задумчиво блуждая в глуши лесов,
Я произнес имя несравненного;
Я звал ее — и одинокий голос
Пустые долины звали ее вдаль.
Он пришел к ручью, влекомый мечтами;
Медленно текли его ручьи,
Не дрожал в них образ незабываемый.
Она ушла!.. До сладкой весны
Уже осенью холодной рукой
Головы берез и лип голы,
Она шумит в пустынных дубравах;
Там днём и ночью крутится жёлтый лист,
Там туман на волнах остыл,
И слышен мгновенный свист ветра.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моих страданий, веселье!
Ты забыт… до сладкой весны!
Александр Пушкин. Октябрь наступил
Октябрь уже наступил — роща уже стряхивает
Последние листья с их голых ветвей;
Умерла осенняя стужа — промерзает дорога.
За мельницей еще бежит журчащий ручей,
Но пруд уже замерз; мой сосед спешит
В поля уходящие со своей охотой,
И терпят зиму от безумного веселья,
И лай собак будит спящие дубравы.
Стихи Пушкина про осень отлично подойдут школьникам 1,2,3,4,5,6,7 классов и детям 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.
«Аж небо осенью дышало…» Александр Пушкин
Уже небо осенью дышало,
Меньше светило солнце
День становился короче
Леса таинственный полог
С грустным шумом она была нагая,
Туман опустился на поля
Шумный гусиный караван
Потянулся на юг: приближается
Довольно скучное время;
ноября уже был на дворе.
Разбор стихотворения Пушкина «Аж небо осенью дышало…»
Стихотворение «Аж небо осенью дышало…» обязательно для изучения в начальной школе. Дети во втором классе слушают эти строки и с их помощью проникаются волшебной атмосферой русской осени. Кроме того, это произведение позволяет учащимся оценить поэтический талант Александра Сергеевича Пушкина.
Интересно, что, несмотря на широкую популярность, это стихотворение не является самостоятельным произведением. Это фрагмент строфы XL четвертой главы романа «Евгений Онегин». У этого перехода необычная судьба. Он был создан между октябрем 1824 и январем 1825 года. Первоначально следующая часть
Уже небо осенью дышало,
Солнце светило меньше…
помещалось в строфе XXIV, но затем поэт перенес ее в сороковую строфу.
Уже из вышеприведенных строк читатель может заметить, как различные поэтические приемы использовал автор для передачи своего восторженного трепета при созерцании осенних красот. Анафора в этом фрагменте подчеркивает, как неумолимо меняется природа, как уходит лето.
В этих строках показана любовь поэта к своей родине. Обратите внимание, как ласково Александр Сергеевич называет небесное светило «солнцем», словно оно родное автору живое существо. Даже небо у автора анимировано. Если в других произведениях небо выступает украшением более важных событий, то у Пушкина оно само является персонажем. Он вдыхает запахи, чтобы сконцентрировать их и передать поэту, наслаждающемуся осенними видами.
Эпитеты, использованные в произведении, заслуживают подробного рассмотрения. Выражения, которые поэт выбирает для изображения явлений природы, позволяют читателю легко представить себе эти вещи. Вот, например, словосочетание «таинственный полог леса». Благодаря эффектному эпитету мы можем увидеть мысленным взором некогда непроходимую чащу, постепенно теряющую густую листву и приобретающую расплывчатость и прозрачность. Наш слух доносит до нас невнятный шорох, описываемый поэтом как «грустный шум», которым обнажаются изогнутые ветви деревьев.
Следует обратить внимание на метафору, которой автор описывает стаю птиц:
Шумный караван гусей
Двинулись на юг…
Такое выражение не предполагается встречать по отношению к гусям, потому что оно обычно употребляется только по отношению к вьючным животным. Само слово «караван» предположительно происходит от санскритского «верблюд» (по другой версии, «слон»). Но эта метафора очень точно передает впечатление о длинной цепи отжиревших за лето птиц, медленно движущихся по небу.
Осенний месяц, упомянутый в конце поэмы, также выступает как самостоятельный герой. Оживленный ноябрь напоминает о нетерпеливом нежданном госте, ожидающем у дверей: «Ноябрь уже был на дворе».
Это стихотворение — прекрасный образец пейзажной лирики Пушкина. В нем удивительные картины представлены с помощью эффектных литературных приемов, благодаря которым читатель легко проникается настроением русской осени.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Но наше северное лето
Южные зимы мультик,
Мерцает и нет: известно,
Даже если мы не хотим в этом признаваться.
Уже небо осенью дышало,
Меньше светило солнце
День становился короче
Леса таинственный полог
С грустным шумом она была нагая,
Туман опустился на поля
Шумный гусиный караван
Потянулся на юг: приближается
Довольно скучное время;
ноября уже был на дворе.Рассвет встает в холодном тумане;
На полях прекратился шум работы;
Со своей голодной волчицей Выходит волк на дорогу;
Чувствуя его, дорожный конь
Храпящий — и осторожный путник
Несущийся в гору во весь опор;
Пастух на заре
Не гонит коров из хлева,
И в полдень по кругу
Их не зовет его рог;
В избе поёт, девица
Прядёт, и, зимний друг ночей,
Пред ней трещит лучина.А теперь трещат морозы
ГЛАВА ПЯТАЯ
И серебро в полях…
(Читатель уже ждет рифмы розы;
Вот, бери скорей!)
Аккуратнее модного паркета
Речка блестит, одетый в лед.
Мальчики радостные люди
Коньки громко резали лед;
На красных лапах гусь тяжел,
Подумав плыть в лоне вод,
Осторожно ступает по льду
Скользит и падает; веселый
Мигает, кудрявится первый снег,
Звезды падают на берег.Осенняя погода этого года
Долго стояла во дворе
Зима ждала, природа ждала,
Снег выпал только в январе,
На третью ночь. Проснувшись рано
Татьяна увидела в окно
Побеленный двор утром,
Шторы, крыши и заборы,
Легкие узоры на стекле
Деревья в зимнем серебре
Сорок веселых на дворе
И мягко подбитые горы
Зима — блестящий ковер.
Всё светло, всё вокруг белое.Зима!.. Крестьянин торжествующий,
На дровах обновляет дорожку;
Его конь, пахнущий снегом,
Рысью как-то,
Вожжи пушистые рвутся,
Летит отдаленная повозка;
Кучер сидит на облучении
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
Подсаживает жука в сани,
Превращается в лошадь;
Подлец уже палец отморозил:
Больно и смешно
А мать ему в окно грозит…ГЛАВА СЕДЬМАЯ
В погоне за весенними лучами,
С окрестных гор уже лежит снег
Избежали мутные ручьи
На заливные луга.
Чистая улыбка природы
Сквозь сон встречает утро года;
Небо сияет голубизной.
Все еще прозрачные, леса как будто зеленеют, как пух.
Пчела вылетает из восковой соты за данью в поле.
Долины сохнут и ослепляют;
Шумят стада, и соловей
Уже пел в тишине ночей.Как грустен мне твой вид,
Весна, весна! пришло время для любви!
Какое томное волнение
В моей душе, в моей крови!
С какой тяжелой нежностью
Я наслаждаюсь дыханием
В лицо мне веет весна
В лоне деревенской тишины!
Или удовольствие мне чуждо,
И все, что нравится, живет,
Все, что блестит и блестит
Наводит скуку и томление
Давно мертвая душа
Ей все кажется темным?Или, не радуясь возвращению
Листья, погибшие осенью
Мы помним горькую утрату
Слушая новый шум лесов;
Иль с оживлённой природой
Мы спутанную мысль сводим
Мы увядание наших лет,
Какое возрождение не есть?
Быть может, это приходит нам в голову
Среди поэтического сна
Другая, старая весна
И сердце трепещет нам
Сон о далекой стороне
О чудной ночи, о луне. ..
Александр Пушкин | Биография, работы и наследие
Александр Пушкин
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 6 июня 1799 г. Москва Россия
- Умер:
- 10 февраля 1837 г. (37 лет) Санкт-Петербург Россия
- Известные работы:
- «Борис Годунов» «Египетские ночи» «Евгений Онегин» «Моцарт и Сальери» «Руслан и Людмила» «Жених» «Медный всадник» «Фонтан Бахчисарая» «Цыгане» «Негр Петра Великого» «Кавказский пленник» «Пиковая дама» «Братья-разбойники» «Каменный гость» «Для моих друзей»
- Механизм/стиль:
- Романтизм Арзамасское общество
См. все связанные материалы →
Александр Пушкин , полностью Александр Сергеевич Пушкин , (род. 26 мая [6 июня по новому стилю] 1799, Москва, Россия — умер 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург. Петербург), русский поэт, прозаик, драматург и новеллист; его часто считают величайшим поэтом своей страны и основоположником современной русской литературы.
Первые годы
Отец Пушкина происходил из старинного боярского рода; его мать была внучкой Абрама Ганнибала, который, согласно семейному преданию, был абиссинским князьком, купленным в рабство в Константинополе (Стамбуле) и усыновленным Петром Великим, соратником которого он стал. Пушкин увековечил его в неоконченном историческом романе Арап Петра Великого (1827; Негр Петра Великого ). Как и многие аристократические семьи в начале 19в России, родители Пушкина восприняли французскую культуру, и он, его брат и сестра научились говорить и читать по-французски. Они были оставлены на попечение бабушки по материнской линии, которая рассказывала Александру, в частности, истории его предков на русском языке. От Арины Родионовны Яковлевой, своей старой няни, вольноотпущенной крепостной (увековеченной как няня Татьяны в г. Евгений Онегин г.), он услышал русские народные сказки. Летом в подмосковном имении бабушки он разговаривал с крестьянами и проводил часы в одиночестве, живя в мире грез не по годам развитого, богатого воображением ребенка. Он много читал в отцовской библиотеке и черпал вдохновение от литературных гостей, которые приходили в дом.
В 1811 году Пушкин поступил в только что основанный Императорский лицей в Царском Селе (позднее переименованный в Пушкина) и там начал свою литературную деятельность изданием (1814, в «Вестник Европы», «Вестник Европы») своего стихотворного послания «К Мой друг, Поэт». В своих ранних стихах он следовал стилю своих старших современников, поэтов-романтиков К.Н. Батюшков и В.А. Жуковского, французских поэтов XVII и XVIII веков, особенно виконта де Парни.
В Лицее он также начал свое первое законченное крупное произведение, романтическую поэму Руслан и Людмила (1820; Руслан и Людмила ), написанную в стиле повествовательных поэм Людовико Ариосто и Вольтера, но со старорусским постановка и использование русского фольклора. Руслан, созданный по образцу традиционного русского былинного героя, сталкивается с различными приключениями, прежде чем спасти свою невесту, Людмилу, дочь Владимира, великого князя Киевского, которую в брачную ночь похитил злой волшебник Черномор. Стихотворение игнорировало принятые правила и жанры и подверглось яростным нападкам со стороны обеих устоявшихся литературных школ того времени, классицизма и сентиментализма. Однако она принесла Пушкину славу, и Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного мастера».
Викторина «Британника»
Викторина «Знаменитые смерти в истории»
Санкт-Петербург
В 1817 году Пушкин поступил в министерство иностранных дел в Санкт-Петербурге, где был избран в Арзамас, элитный литературный кружок, основанный друзьями его дяди. Пушкин также вступил в объединение «Зеленая лампа», которое, хотя и было основано (в 1818 году) для обсуждения литературы и истории, стало подпольным отделением тайного общества «Союз благоденствия». В своих политических стихах и эпиграммах, широко распространенных в рукописях, он сделал себя выразителем идей и чаяний тех, кто должен был принять участие в декабристском восстании 1825 года, неудачной кульминации русского революционного движения на его ранней стадии.
Изгнание на юге
За эти политические стихи Пушкин был выслан из Петербурга в мае 1820 года в отдаленную южную губернию. Направленный сначала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина), он там заболел и, выздоравливая, путешествовал по Северному Кавказу, а затем в Крым с генералом Раевским, героем 1812 года, и его семьей. Полученные впечатления послужили материалом для его «южного цикла» романтических повествовательных поэм: Кавказский пленник (1820–21; Кавказский пленник ), Братья разбойники (1821–22; Братья-разбойники ), и Бахчисарайский фонтан (1823; Бахчисарайский фонтан ).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Хотя этот цикл стихов подтвердил репутацию автора Руслана и Людмилы , а Пушкин был провозглашен ведущим русским поэтом того времени и лидером романтического, свободолюбивого поколения 1820-х годов, сам он не был доволен этим. В мае 1823 года он начал работу над своим центральным шедевром, романом в стихах 9.0445 Евгений Онегин (1833 г.), над которой он продолжал работать с перерывами до 1831 г. В ней он вернулся к идее представить типичную фигуру своего времени, но в более широком контексте и с помощью новых художественных приемов и приемов.
Евгений Онегин разворачивает панорамную картину русской жизни. Герои, которых она изображает и увековечивает, — Онегин, разочарованный скептик; Ленский, романтик, свободолюбивый поэт; и Татьяна, героиня, глубоко любовное исследование русской женственности: «драгоценный идеал», по словам самого поэта, — типично русские и показаны в связи с социальными и экологическими силами, которые их формируют. Хотя формально произведение напоминает «9» лорда Байрона.0445 Дон Жуан, Пушкин отказывается от субъективной, романтизированной трактовки Байрона в пользу объективного описания и показывает своего героя не в экзотическом окружении, а в сердцевине русского быта. Таким образом, действие начинается в Петербурге, продолжается в провинциальной усадьбе, затем переходит в Москву и, наконец, возвращается в Петербург.
Тем временем Пушкин был переведен сначала в Кишинев (1820–1823; ныне Кишинев, Молдова), а затем в Одессу (1823–24). Его горечь по поводу продолжающейся ссылки выражена в письмах к друзьям — первом из собрания переписки, ставшего выдающимся и непреходящим памятником русской прозы. В Кишиневе, отдаленном форпосте в Молдавии, он много времени уделял писательству, хотя и погрузился в жизнь общества, занятого любовными интригами, пьянством, азартными играми и насилием. В Одессе он страстно влюбился в жену своего начальника графа Воронцова, губернского генерал-губернатора. Он участвовал в нескольких дуэлях, и в конце концов граф потребовал его увольнения. Пушкин в письме к другу, перехваченном полицией, заявил, что теперь он берет «уроки чистого атеизма». Это, в конце концов, привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, под Псковом, на другом конце России.
На Михайловском
Хотя два года в Михайловском были несчастливы для Пушкина, они должны были оказаться одним из самых продуктивных его периодов. В одиночестве и изоляции он приступил к тщательному изучению русской истории; он познакомился с крестьянами в поместье и заинтересовался записью сказок и песен. В этот период все более отчетливо проявляются специфически русские черты его поэзии. Его баллада «Жених» (1825; «Жених»), например, основана на мотивах русского фольклора; и его простой, стремительный стиль, совершенно отличный от блестящей экстравагантности Руслан и Людмила или романтическая, мелодичная музыка «южных» стихов, подчёркивает его суровую трагичность.
В 1824 г. он издал Цыганы ( Цыганы ), начатые ранее в рамках «южного цикла». В Михайловском тоже написал губернские главы Евгения Онегина; поэма Граф Нулин (1827; «Граф Нулин»), основанная на жизни сельского дворянства; и, наконец, одно из крупных его произведений, историческая трагедия Борис Годунов (1831).
Последний знаменует собой разрыв с неоклассицизмом французского театра и построен на «народных принципах» пьес Уильяма Шекспира, особенно историй и трагедий, пьес, написанных «для народа» в самом широком смысле и потому универсальных по своей сути. обращаться. Написанная накануне восстания декабристов, она затрагивает животрепещущий вопрос об отношениях между господствующими классами во главе с царем и массами; именно нравственное и политическое значение последнего, «суда народа», подчеркивает Пушкин. Действие происходит в России в период политического и социального хаоса на пороге XVII века, его тема — трагическая вина и неумолимая судьба великого героя — Бориса Годунова, зятя Малюты Скуратова, фаворита Ивана I. Грозный, а здесь представлен как убийца маленького сына Ивана, Дмитрия. Развитие действия в двух планах, одном политико-историческом, а другом психологическом, виртуозно и поставлено на фоне бурных событий и беспощадных амбиций. Пьеса во многом обязана чтению Пушкиным ранних русских летописей и летописей, а также Шекспиру, который, по выражению Пушкина, был его мастером в смелой, свободной трактовке характеров, простоте и правдивости по отношению к природе.