Синдром Аспергера:Причины,Симптомы,Лечение | doc.ua
Синдром Аспергера – это пожизненное расстройство, которое характеризуется явными проблемами в общении, восприятии мира и стереотипным комплексом деятельности и интереса. Данный синдром относится к общим нарушениям развития. По статистике, в большинстве случаев дети с расстройствами аутистического спектра – это мальчики. Установлено, что такое расстройство было у Ньютона, Эйнштейна и гениального режиссера современности Стивена Спилберга.
Внимание!
Здесь вы сможете выбрать врача, занимающегося лечением Синдром Аспергера Если вы не уверены в диагнозе, запишитесь на прием к терапевту или врачу общей практики для уточнения диагноза.
Понятие «синдром Аспергера» ввела психиатр Лорна Уинг. Она назвала такого рода расстройства в честь психиатра Ганса Аспергера, который занимался с детьми, страдающими ими.
Пока еще нет точного мнения относительно того, как называть данные проявления: синдромом или расстройством. Были предложения переименовать синдром Аспергера в болезни аутистического спектра, которая должна подразделяться на степени тяжести. Однако синдром Аспергера, хотя и имеет общие характеристики с аутизмом, однако, во многих моментах в корне от него отличается.
Причины
Точные причины неизвестны, однако, считается, что они схожи с причинами, по которым возникают другие расстройства аутистического спектра. Немалая роль отводится наследственности, поскольку известны случаи, когда сразу несколько членов семьи имеют синдром Аспергера в разных степенях выраженности.
Также полагают, что на данный синдром могут повлиять биологические и вредные факторы, которые оказывали влияние на женщину на ранних стадиях ее беременности. Кроме того, считается, что играет роль действие факторов окружающей среды после рождения малыша в первые месяцы его жизни, однако, данная теория научно не доказана.
Симптомы
Данный синдром – это скрытое аутическое расстройство, что значит то, что всякие внешние его проявления отсутствуют. Если у ребенка Аспергера синдром, признаки проявляются в трех аспектах нарушений: социальная коммуникация, социальное взаимодействие и социальное воображение. Не вызывает сомнения то, что дети, страдающие синдромом Аспергера, сильно отличаются от иных детей. Рано или поздно и сам ребенок заметит, что он несколько не такой, как остальные дети. При такой проблеме, как синдром Аспергера, симптомы не выражаются во внешнем виде, они лежат гораздо глубже и становятся заметными при наблюдении за поведением человека.
Социальное общение либо коммуникация:
- прежде всего, это проявляется в сложностях понимания жестов, интонаций, мимики. Синдром Аспергера у детей приводит к тому, что они совершенно не различают эмоциональные оттенки речи и не умеют пользоваться ими самостоятельно. На вид ребенок смотрится равнодушным и безэмоциональным, это становится проблемой в процессе приобретения друзей. Часто такие дети буквально понимают значение всех фраз и не обладают чувством юмора. Они могут не понимать и не принимать социальные законы, которые не являются гласными.
Социальное взаимодействие либо сотрудничество:
- людям с таким синдромом крайне тяжело создавать и поддерживать дружеские отношения. Люди с синдромом Аспергера могут не понимать общечеловеческих ценностей, могут проявлять бестактность и некорректность, что отталкивает от них других людей. Часто такие люди сильно обижают окружающих, сами того не сознавая. Они не понимают шуток, могут не понимать, что правильно, а что нет. Могут говорить все, что думают, не понимая, допустимо это или нет. Конечно, это не лучшим образом влияет на их отношения с окружающими.
Социальное воображение:
- достаточно часто страдающие синдромом Аспергера отличаются богатой фантазией и воображением. Из них могут вырасти знаменитые писатели, ученые, музыканты. Единственное их отличие от других людей заключается в том, что они вряд ли могут представить и предсказать иные варианты окончания. Они довольно плохо понимают мнения других людей, если те отличаются от их собственного. Также им тяжело понимать чувства, мысли и интонации других людей, поскольку невербальные средства выражения мыслей для них являются наукой непостижимой. Страдающие синдромом Аспергера не могут играть в творческие ролевые игры, поскольку им трудно представлять себя в образе или роли иной личности. А вот в тех занятиях, где нужна логика и четкая последовательность мысли, они могут проявить себя достаточно хорошо.
Другие признаки синдрома Аспергера:
- сильная чистоплотность — такие люди маниакально одержимы порядком и чистотой во всем, они тщательно проводят уборку, раскладывают все по полочкам, а иногда становятся просто одержимы этим;
- узкие и предсказуемые интересы. Интересы страдающих синдромом Аспергера обычно связаны с коллекционированием или техникой. При этом им свойственна зацикленность, и широкий круг интересов у такого человека вряд ли будет;
- нарушения работы сенсорных органов (зрения, обоняния, слуха). Это связано с их обостренными ощущениями;
- неуклюжесть физического характера, плохая координация, проблемы с движениями;
- проблемы со сном — часто у них можно встретить бессонницу и нарушения режима.
Диагностика
Синдром Аспергера диагностируется в возрасте 4–11 лет. При этом, чем ранее он был диагностирован, тем менее болезненно его переносит и сам ребенок, и его семья. При такой проблеме, как синдром Аспергера, диагностика должна проводиться группой специалистов различных областей. Анализируются умственные способности и социальные навыки ребенка, проводится беседа с ним самим и родителями.
Лечение
Коррекция и наблюдение людей, которые страдают данным синдромом, проводится врачом-психиатром. Он может определить тактику лечения и необходимые методы терапии в каждом удобном случае. Часто с лечебными целями используются различные тесты и тренинги, которые помогают адаптировать человека к жизни в социуме.
Характер психотерапии в этом случае – педагогически-психологический, позволяющий людям, страдающим синдромом Аспергера, смириться со своим диагнозом, научиться жить с ним, устранить страх и тревогу, завести полноценную семью.
В данном случае лечение синдрома Аспергера медикаментами практически не используется, так как они могут провоцировать сильные побочные эффекты и назначаются только тогда, когда синдром сопровождается дополнительными заболеваниями, такими как депрессия и нервоз.
Прогноз
При синдроме Аспергера прогноз является благоприятным или относительно благоприятным. Зависит он от того, когда был поставлен диагноз и приняты необходимые меры. Бывает так, что синдром Аспергера у взрослых проявляется сам по себе. Около пятой части людей по мере взросления сами лишаются этого диагноза. Также в истории известны случаи, когда люди, у которых был диагностирован аутизм – синдром Аспергера, становились гениальными учеными, знаменитыми математиками и даже получали Нобелевскую премию.
Синдром Аспергера | Аутизм ФРЦ
Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.
1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.
2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:
- экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
- взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
- социальная и эмоциональная неадекватность общения.
3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).
4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.
5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).
6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:
- ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
- выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
- отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).
8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.
9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.
10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.
Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).
12) Моторная сфера развита плохо:
- отмечается неуклюжесть, неловкость;
- моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.
13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.
Письменная Н.В.
Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве.
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) – признаки, симптомы и лечение
Всеукраинская детская больница
Обзор
Причины
Признаки и симптомы
Диагноз
Уход
Осложнения
Ищу помощь
Что такое оппозиционно-вызывающее расстройство?
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) — это тип деструктивного расстройства поведения, состояние, при котором дети демонстрируют постоянные модели отказа от сотрудничества и вызывающего поведения.
Хотя у всех детей бывают моменты, когда они не хотят делать то, что им говорят, дети с ОВР делают это чаще и с большей враждебностью, чем их сверстники.
По оценкам Американской академии детской и подростковой психиатрии, от 1 до 16 процентов всех детей и подростков школьного возраста страдают ОВР. Распространенность ОВР у мальчиков несколько выше, чем у девочек.
Что вызывает ODD?
Неизвестно, что вызывает оппозиционно-вызывающее расстройство, но врачи считают, что определенную роль могут играть несколько факторов. Эти факторы включают:
- Отношения между родителями и детьми. Родители детей с ОВР могут быть замечены в непоследовательном или чрезмерно строгом наказании. Иногда действия родителей могут усиливать неадекватное поведение.
- Генетика. Родители некоторых детей с ОВР имеют психические расстройства, такие как злоупотребление психоактивными веществами, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройства настроения.
- Окружающая среда. Дети, которых отвергли, подвергли насилию или пренебрегли вниманием, подвергаются повышенному риску ОВР.
- Психологическое здоровье. Дети с диагнозом СДВГ подвергаются повышенному риску. Дети с ODD часто имеют основные факторы темперамента, такие как легкость фрустрации или эмоциональная реактивность, которые повышают риск соответствия критериям ODD.
Каковы признаки и симптомы ODD?
Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством:
- Часто выходят из себя
- Быстро спорят со взрослыми о правилах, просьбах или даже о мелких, неважных вещах
- Не идут на сотрудничество
- Не желают следовать правилам
- Преднамеренно раздражать других и легко раздражаться другими
- Обвинять других в их проступках или ошибках
- Злые и мстительные
- Частые споры со сверстниками
- Часто наказываются в школе
Важно помнить, что все дети иногда ведут себя так. Такое поведение может соответствовать развитию, в зависимости от интенсивности, частоты и возраста ребенка.
Разница между нормальным поведением и ОВР заключается в том, что при ОВР ребенок ведет себя таким образом чаще и с большей враждебностью, чем другие дети его возраста. Если у ребенка возникают поведенческие проблемы, команда по уходу за вашим ребенком примет во внимание частоту, уровень нарушений и соответствие развитию.
Как диагностируется?
Оппозиционно-вызывающее расстройство диагностируется специалистом по поведенческому здоровью, имеющим опыт лечения детей с ОВР.
Специалист по поведенческому здоровью проведет тщательную оценку симптомов ребенка, чтобы исключить другие расстройства, похожие на ОВР или которые могут сосуществовать с ОВР, такие как СДВГ, депрессия, тревога или трудности в обучении. Точный диагноз жизненно важен для того, чтобы ребенок получил правильное лечение.
Как лечится ODD?
Оппозиционно-вызывающее расстройство лучше всего лечить с помощью специалиста по поведенческому здоровью. Родители также должны заниматься самообразованием и играть активную роль в процессе лечения.
Управление поведением родителей играет решающую роль в лечении ODD. Во время тренинга по управлению поведением родителей специалист по поведенческому здоровью обучает родителей способам более эффективного управления поведением ребенка.
Лечение ODD может также включать:
- Психотерапия. Специалист по поведенческому здоровью беседует с ребенком о его или ее мыслях и чувствах и помогает ребенку научиться распознавать сигналы своего гнева и использовать стратегии преодоления гнева. Терапия может проводиться индивидуально или в присутствии родителя ребенка.
- Медицина. Лекарства от СДВГ или антидепрессанты могут быть назначены, если у ребенка также диагностирован СДВГ, депрессия или тревога.
При правильном лечении и постоянной поддержке семейных и школьных специалистов дети с оппозиционно-вызывающим расстройством могут улучшить свое поведение, а также социальную и академическую жизнь.
Какие возможны осложнения?
У небольшого процента детей с оппозиционно-вызывающим расстройством в конечном итоге развивается расстройство поведения, еще один тип деструктивного расстройства поведения, при котором не учитываются права других людей или социальные правила. У ребенка с ODD также может быть большая вероятность диагноза СДВГ или других психических расстройств, таких как расстройства настроения или тревога.
Когда мне следует обращаться за помощью для моего ребенка?
Если вы считаете, что у вашего ребенка оппозиционно-вызывающее расстройство, запишитесь на прием к семейному врачу или педиатру, чтобы обсудить волнующие вас вопросы. Он или она оценит симптомы вашего ребенка и проведет медицинский осмотр, чтобы убедиться, что симптомы не вызваны другим заболеванием.
Если врач подозревает ODD, он или она направит вас к специалисту по поведенческому здоровью, имеющему опыт диагностики и лечения этого состояния.
Вас также может заинтересовать
Состояние
Расстройства поведения
Расстройство поведения относится к группе поведенческих и эмоциональных проблем, характеризующихся пренебрежением к другим. Детям с расстройством поведения трудно следовать правилам и вести себя социально приемлемым образом.
Специальность
Поведенческое здоровье
Служба поведенческого здоровья Big Lots в Национальной детской больнице предназначена для детей и подростков, испытывающих эмоциональные, поведенческие проблемы или проблемы с развитием.
Состояние
Деструктивные расстройства поведения
Дети с деструктивными расстройствами поведения (ДРП) демонстрируют постоянные модели отказа от сотрудничества и вызывающего поведения. Наиболее распространенные типы этих расстройств включают неуточненное подрывное расстройство поведения (DBD NOS), оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) и расстройство поведения (CD).
Симптомы, тесты, диагностика и лечение
Авторы редакционной статьи WebMD
- Симптомы
- Как поставить диагноз
- Лечение
- Статьи по теме
Когда вы встречаете человека с синдромом Аспергера, вы можете сразу заметить две вещи. Они такие же умные, как и другие люди, но у них больше проблем с социальными навыками. Они также склонны навязчиво сосредотачиваться на одной теме или повторять одно и то же поведение снова и снова.
Раньше врачи считали синдром Аспергера отдельным заболеванием. Но в 2013 году новейшее издание стандартного справочника, используемого экспертами в области психического здоровья, называлось Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( DSM-5 ) изменило его классификацию.
Сегодня синдром Аспергера технически больше не является диагнозом сам по себе. Теперь это часть более широкой категории, называемой расстройством аутистического спектра (РАС). У этой группы связанных расстройств есть некоторые общие симптомы. Несмотря на это, многие люди до сих пор используют термин «синдром Аспергера».
Это состояние, которое врачи называют «высокофункциональным» типом РАС. Это означает, что симптомы менее выражены, чем у других видов расстройств аутистического спектра.
В DSM-5 также включен новый диагноз, называемый расстройством социальной прагматической коммуникации, у которого есть некоторые симптомы, схожие с синдромом Аспергера. Врачи используют его для описания людей, которые имеют проблемы с речью и письмом, но имеют нормальный интеллект.
Они начинают рано в жизни. Если вы мама или папа ребенка, у которого он есть, вы можете заметить, что они не могут смотреть в глаза. Вы также можете обнаружить, что ваш ребенок кажется неловким в социальных ситуациях и не знает, что сказать или как реагировать, когда кто-то разговаривает с ним.
Они могут упускать социальные сигналы, которые очевидны для других людей, такие как язык тела или выражение лиц людей. Например, они могут не осознавать, что, когда кто-то скрещивает руки на груди и хмурится, они злятся.
Еще одним признаком является то, что ваш ребенок может проявлять мало эмоций. Они могут не улыбаться, когда счастливы, или смеяться над шуткой. Или они могут говорить плоско, как робот.
Если у вашего ребенка такое заболевание, он может большую часть времени говорить о себе и сосредотачиваться с большой интенсивностью на одном предмете, например на камнях или футбольной статистике. И они могут много повторяться, особенно по интересующей их теме. Они также могут делать одни и те же движения снова и снова.
Они также могут не любить перемен. Например, они могут есть одну и ту же пищу на завтрак каждый день или с трудом переходить из одного класса в другой в течение учебного дня.
Если вы заметили симптомы у своего ребенка, обратитесь к педиатру. Они могут направить вас к специалисту по психическому здоровью, который специализируется на РАС, например, к одному из следующих:
Психолог. Они диагностируют и лечат проблемы с эмоциями и поведением.
Детский невролог . Они лечат заболевания головного мозга.
Детский педиатр. Они специализируются на проблемах речи и языка и других проблемах развития.
Психиатр. Они имеют опыт лечения психических заболеваний и могут прописывать лекарства для их лечения.
Заболевание часто лечится командным подходом. Это означает, что вы можете посещать более одного врача для лечения вашего ребенка.
Врач задаст вопросы о поведении вашего ребенка, в том числе:
- Какие у него симптомы и когда вы впервые их заметили?
- Когда ваш ребенок впервые научился говорить и как он общается?
- Сосредоточены ли они на каких-либо предметах или действиях?
- Есть ли у них друзья и как они взаимодействуют с другими?
Затем они понаблюдают за вашим ребенком в различных ситуациях, чтобы своими глазами увидеть, как он общается и ведет себя.
Все дети разные, поэтому универсального подхода не существует. Вашему врачу, возможно, придется попробовать несколько методов лечения, чтобы найти тот, который работает.
Лечение может включать:
Обучение социальным навыкам. В группах или на индивидуальных занятиях терапевты учат вашего ребенка, как взаимодействовать с другими и выражать себя более подходящими способами. Социальные навыки часто лучше всего усваиваются, моделируя типичное поведение.
Логопедия. Это поможет улучшить навыки общения вашего ребенка. Например, они узнают, как использовать нормальный паттерн вверх-вниз, когда они говорят, а не ровный тон. Они также получат уроки о том, как поддерживать двусторонний разговор и понимать социальные сигналы, такие как жесты рук и зрительный контакт.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Это помогает вашему ребенку изменить образ мышления, чтобы он мог лучше контролировать свои эмоции и повторяющееся поведение. Они смогут справиться с такими вещами, как вспышки гнева, срывы и навязчивые идеи.
Образование и обучение родителей . Вы изучите многие из тех же приемов, которым обучают вашего ребенка, чтобы вы могли работать с ними над социальными навыками дома. Некоторые семьи также посещают консультанта, чтобы помочь им справиться с трудностями жизни с человеком, страдающим синдромом Аспергера.
Прикладной анализ поведения. Это метод, который поощряет положительные социальные и коммуникативные навыки у вашего ребенка и препятствует поведению, которого вы не хотели бы видеть.