механизм образования и биологическое значение
И. П. Павлов в экспериментах вырабатывал условные рефлексы у собак в специально оборудованных камерах, куда не проникали шумовые помехи. Более других в его лаборатории была изучена рефлекторная деятельность пищеварительных желез, на которые предварительно накладывали фистулы, через них выделялись пищеварительные соки, а экспериментаторы учитывали их количество, время начала выделения и пр.
Проведение опытов
Выработку условного рефлекса осуществляли следующим образом. Подопытное животное устанавливали в станке. Во время дачи пищи можно было наблюдать, как выделяется из фистулы слюна. Это проявление безусловного — пищевого — рефлекса. Затем за 30с до кормления перед собакой зажигали лампочку.
Первое время включение света не приводило к выделению слюны, ибо электролампочка является безразличным раздражителем по отношению к пищеварительной функции. Однако у животного срабатывал прирожденный ориентировочный рефлекс, проявлявшийся в реакции собаки на раздражитель.
После многократных повторений зажигания лампочки перед кормлением свет превращался в сигнал, обозначавший, что вслед за ним появится пища. Это и приводило к выделению пищеварительного сока еще до получения пищи. Свет превращался в условный раздражитель. В качестве условных раздражителей использовали помимо света другие — звук трубы, почесывание животного. Эти раздражители из безразличных становились условными.
Из описания опытов видно, что условные рефлексы образуются на основе безусловных. В качестве безусловного рефлекса выступает выделение пищеварительных соков в ответ на пищу; следовательно, пища — безусловный раздражитель. Свет в начальных опытах — безразличный раздражитель, но повторение его накануне дачи пищи превращает его в условный.
Механизм образования
В начальных опытах возбуждения вкусовых рецепторов языка при даче пищи поступали по центростремительным нервам в центры вкусовой чувствительности, расположенные не только в отделах ствола мозга, но и в коре.
После анализа и синтеза возбуждения в центрах пищеварения возбуждение по центробежным нервам поступало к пищеварительным железам, где выделялись пищеварительные соки. В этом пути рефлекса нетрудно заметить части рефлекторной дуги, рассмотренной ранее. Но это еще безусловно-рефлекторная деятельность.
Когда перед кормлениями животного стали зажигать свет, то раздражались рецепторы сетчатки глаз, по центростремительным нервам возбуждение поступало в подкорковые, а затем и корковые центры зрения. При сочетаниях зажигания света и кормления возбужденными оказывались два центра: пищеварения и зрения.
Возбуждения иррадировали (распространялись), и между центрами образовывалась временная связь. Вот через нее возбуждения попадали из центра зрения к пищевому центру и далее — к пищеварительным железам. Этим можно объяснить выделение слюны в ответ на зажигание лампочки, даже в случае если не давать корм.
Механизм образования условного рефлексаНа основе безуслоного рефлекса
Если же этот рефлекс вызывать в сочетании с каким-либо безразличным раздражителем, то со временем при действии безразличного раздражителя, без надавливаний на глазные яблоки, сердцебиения будут становиться реже. Развивается условный рефлекс. Таким же образом можно развить условные рефлексы, изменяющие дыхание, перистальтику кишок, сужение сосудов и т. д.
В лаборатории И. П. Павлова показано, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного.
В качестве условных раздражителей может выступать время. Так если приемы пищи организовывать в одно и то же время, то при наступлении этого времени появляются признаки возрастания секреции пищеварительных желез, разгорается чувство аппетита. Об этом не следует забывать при организации режима питания и не нарушать время еды.
Целиком распорядок дня, ритм трудового дня, сна и пробуждения подчинены условным рефлексам вместе с безусловными. Не случайно более продуктивен труд, если выдерживается распорядок дня, труда. Это создает размеренный образ жизни, так необходимый для поддержания психического и физического здоровья.
На основе условного рефлекса
Условные рефлексы можно вызвать не только на основе безусловных, но и на базе ранее образованных условных, хорошо сформировавшихся, стойких. В этом случае ранее выработанный рефлекс используют вместо безусловного раздражителя.
На основе такого условного рефлекса можно добиться образования и третьего рефлекса. Однако у животных это делать уже труднее. У человека же можно выработать 50-100 условных рефлексов, опирающихся друг на друга.
Примерами этого является работа операторов, стоящих за пультом управления, летчиков, космонавтов, особенно при взлетах и посадках, и др. Это возможно благодаря высокоразвитому абстрактному (отвлеченному) мышлению, которое присуще человеку. Следовательно, абстрактное мышление обусловливается способностями человека формировать сложные условно-рефлекторные связи.
Значение условных рефлексов
После рождения, в процессе всей последующей жизни, у животных формируются условные рефлексы, что повышает приспособительные поведенческие возможности в условиях биологической борьбы за существование.
Вырабатываются условные рефлексы на основе безусловных таких, как пищевой, защитный и другие, в сочетаниях с конкретными условиями среды, выступающими в качестве условных и безусловных раздражителей. У отдельных видов млекопитающих и птиц они могут достигать высокого развития, что у людей порождает размышления об интеллекте животных.
Пример условного рефлексаМоделями того, как у животных в природе вырабатываются условные рефлексы, является выращивание животных в неволе.
Приведем пример, как в одной семье горожан вырастили детеныша зайца-русака. За сравнительно небольшое время он усвоил, как требовать от хозяев еду, где она хранится, открывать дверь не только движением от себя, но и к себе с помощью лап, челюстей, если ему не открывали после того, как он требовательно стучал по двери лапами, и многое другое.
Так происходит и в природе, причем благодаря инстинктам заботы о потомстве формирование условных рефлексов ускоряется под влиянием поведения сообществ, родителей.
Условные рефлексы способствуют нахождению пищи, укрытий, избеганию опасностей, устранению вредных воздействий. Все они сформированы в процессе освоения новых условий существования на основе врожденных безусловных. Вот что заставляет нас удивляться «умственным» способностям животных.
«Интеллект» животных — не что иное, как система условных и безусловных рефлексов, все то, что составляет первую сигнальную систему по И. П. Павлову. Следовательно, на вопрос «мыслят ли животные?» можно ответить, что они мыслят, но по-своему, по-животному. Их мышление конкретное, предметное, а не абстрактное (отвлеченное, образное), как у человека. В основе развития такого мышления лежит обогащение жизненного опыта условными рефлексами, видоизменениями безусловных рефлексов.
Следовательно, условные рефлексы по мере их накопления увеличивают приспосабливаемость животных к постоянно меняющимся условиям существования, как это видно было на приведенном здесь примере.
Аналогичным образом происходит научение животных в условиях природы. Образование условных рефлексов идет быстрее, если раздражители являются обычными для среды обитания.
Благодаря условным рефлексам, в комплексе с безусловными, животные отыскивают, добывают пищу, избегают опасностей, строят жилища, находят укрытия, осваивают новые территории обитания, ориентируются на местности и пр. Посредством условных рефлексов осуществляется борьба за существование, обеспечивающая сохранение особей и видов.
Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс).
Высшая нервная деятельность (ВНД)
Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
- развитая психическая деятельность;
- речь;
- способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных
И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
- первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
- Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
- Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
- Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
- Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
- Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Пример:
мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.
Условные рефлексы
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример:
чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
2. Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.
Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И. П. Павлова в опытах на животных (собаках).
Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.
Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передаётся к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.
Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка.
Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было.
В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т. е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.
Высшая нервная деятельность, подготовка к ЕГЭ по биологии
Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.
«Отец русской физиологии» — И.М. Сеченов написал книгу «Рефлексы головного мозга», где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.
Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным — постоянным, а другая — приобретенным.
При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.
Условные и безусловные рефлексы
Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:
- Приобретенные — врожденные
- Индивидуальные — групповые
- Неспецифичные — специфичные
- Изменчивые — постоянные
- С корой — без коры
Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы — врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.
Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.
Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет — палочками и колбочками сетчатки.
Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды — они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.
Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное — запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.
Механизм формирования условного рефлекса
Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.
Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного — включение лампочки.
За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.
Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой — происходит замыкание и формирование условного рефлекса.
Торможение рефлексов
Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.
Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.
Павлов описан два вида коркового торможения:
- Безусловное (внешнее)
- Условное (внутреннее)
Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.
Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).
Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет — это и есть условное торможение.
Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание — исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.
Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах
У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук — они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .
Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.
В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.
Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.
Типы темперамента
Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик — легко возбудимый тип, сангвиник — уравновешенный. Флегматик — процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик — процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы — весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.
Эмоции, мышление и память
Эмоции — субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.
Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей — в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).
Память — способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.
Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.
Сон
Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.
Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.
Фаза быстрого сна — именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные «умные» будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.
Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.
Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания — осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.
Заболевания
Сомнамбулизм (устаревшее — лунатизм) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.
Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.
Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Условные и безусловные рефлексы — Студопедия
Отличия условных рефлексов от безусловных.
Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители.
Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.
Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.
Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.
Биологическое значение условных рефлексов.
Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.
Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.
При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие. Поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.
Условия образования условного рефлекса. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван И. П. Павловым потому, что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.
Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом. Таким путем образуются условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка. Удалось образовать в эксперименте условные рефлексы третьего, четвертого порядков. Рефлексы эти, как правило, нестойкие. У детей удалось выработать рефлексы шестого порядка.
Возможность выработки условных рефлексов затрудняют или полностью исключают сильные посторонние раздражители, болезнь и др.
Что бы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога. При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).
Механизм образования условного рефлекса.
Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (рис. 15).
Вначале индифферентный раздражитель, если он является новым и неожиданным, вызывает общую генерализованную реакцию организма — ориентировочный рефлекс,который И. П. Павлов назвал исследовательским или рефлексом «что такое?». Любой раздражитель, если он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот глаз, ушей в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение, генерализованные изменения электрической активности мозга — альфа-ритм сменяется быстрыми колебаниями (бета-ритм). Эти реакция отражают общее генерализованное возбуждение. При повторении раздражителя, если он не становится сигналом к определенной деятельности, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она на него даст общую ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет. Подкрепим теперь звучащий звонок едой.
При этом в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения — один в слуховой зоне, а другой в пищевом центре (это участки коры, которые возбуждаются под влиянием запаха, вкуса еды). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникнет (замкнется) временная связь.
В ходе дальнейших исследований были получены факты, свидетельствующие о том, что замыкание временной связи идет не только по горизонтальным волокнам (кора — кора). Разрезами серого вещества разобщали у собак разные участки коры, однако это не препятствовало образованию временных связей между клетками этих участков. Это дало основание полагать, что в установлении временных связей важная роль принадлежит и путям кора — подкорка — кора. При этом центростремительные импульсы от условного раздражителя через таламус и неспецифическую систему (гиппокамп, ретикулярная формация) поступают в соответствующую зону коры. Здесь они перерабатываются и по нисходящим путям достигают подкорковых образований, откуда импульсы приходят снова в кору, но уже в зону представительства безусловного рефлекса.
Что происходит в нейронах, участвующих в образовании временной связи? По этому поводу есть различные точки зрения. Одна из них главную роль отводит морфологическим изменениям в окончаниях нервных отростков.
Другая точка зрения о механизме условного рефлекса основывается на принципе доминанты А. А. Ухтомского. В нервной системе в каждый момент времени имеются господствующие очаги возбуждения — доминантные очаги. Доминантный очаг имеет свойство притягивать к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого усиливаться. Например, при голоде в соответствующих участках центральной нервной системы возникает стойкий очаг с повышенной возбудимостью —пищевая доминанта. Если голодному щенку дать лакать молоко и одновременно начать раздражать лапу электрическим током, то щенок не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью. У сытого щенка раздражение лапы электрическим током вызывает реакцию ее отдергивания.
Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в центре условного раздражителя. По мере сочетаний этих двух возбуждений образуется временная связь. Многие исследователи считают, что в фиксации временной связи ведущая роль принадлежит изменению синтеза белка; описаны специфические белковые вещества, связанные с запечатлеванием временной связи. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения. Однако механизмы памяти не могут быть сведены к механизмам «ременной связи. Имеются данные о возможности сохранения следов на уровне единичных нейронов. Хорошо известны случаи запечатлевания от однократного действия внешнего стимула. Это дает основание считать, что замыкание временной связи является одним из механизмов памяти.
Торможение условных рефлексов
Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Описано два типа торможения условных рефлексов — внутреннее и внешнее.
Безусловное, или внешнее, торможение. Этот тип торможения имеет место в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса. Иногда это торможение условных рефлексов называют индукционным торможением.
Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.
К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.
Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.
Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.
Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.
Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.
У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.
Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!
Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель — сигнал (например, звонок), а через 1-5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2-3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2-3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2-3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.
Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится. От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизился к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы. Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.
Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.
Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм.
В лаборатории И. П. Павлова удалось, например, выработать такую дифференцировку: 100 ударов метронома в минуту подкрепляли пищей, а 96 ударов не подкрепляли. После нескольких повторений собака отличала 100 ударов метронома от 96: на 100 ударов у нее текла слюна, на 96 ударов слюна не отделялась.Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения. Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.
Динамический стереотип.
Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.
Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей.
Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.
Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.
Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо —все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.
Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке. Вспомним, как трудно «переучить» ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом и т. п. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.
Динамический стереотип является одним из проявлений системной организации высших корковых функций, направленных на обеспечение стабильных реакций организма.
Условные и безусловные рефлексы — Студопедия
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая с помощью ЦНС. Различают безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы — это врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. Например, зрачковый, коленный, ахиллов и др. рефлексы. Безусловные рефлексы обеспечивают взаимодействие организма с внешней средой, его адаптацию к условиям среды и создают условия целостности организма. Безусловные рефлексы возникают непосредственно за действием раздражителя, т. к. осуществляются по готовым, передаваемым по наследству, рефлекторным дугам, которые всегда постоянны. Сложные безусловные рефлексы называются инстинктами.
К числу безусловных рефлексов относят сосательные и двигательные, которые присущи уже 18-недельному плоду. Безусловные рефлексы — база выработки условных рефлексов у животных и человека. У детей они с возрастом превращаются в синтетические комплексы рефлексов, что увеличивает приспособляемость организма к внешней среде.
Условные рефлексы — реакции приспособительные, временные и строго индивидуальные. Они присущи только одному или нескольким представителям вида, подвергнутым обучению (дрессировке) или воздействию естественной среды. Условные рефлексы вырабатываются постепенно, при наличии определенной среды, и являются функцией нормальной, созревшей коры больших полушарий и низших отделов головного мозга. В этом отношении условные рефлексы связаны с безусловными, так как являются ответной реакцией одного и того же материального субстрата — нервной ткани.
Если условия выработки рефлексов постоянны из поколения в поколение, то рефлексы могут стать наследственными, т. е. могут превращаться в безусловные. Примером такого рефлекса может служить раскрывание клюва слепыми и неоперившимися птенцами в ответ на сотрясение гнезда птицей, прилетающей их кормить. Поскольку за сотрясением гнезда следует кормление, что повторялось во всех поколениях, то условный рефлекс становится безусловным. Однако все условные рефлексы — реакции приспособительные к новой внешней среде. Они исчезают при удалении коры головного мозга. Высшие же млекопитающие и человек с повреждением коры становятся глубокими инвалидами и погибают при отсутствии необходимого ухода.
Проведенные И. П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро- или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия: 1) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно предшествовать действию безусловного раздражителя. При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает; 2) в течение определенного времени действие условного раздражителя должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным. Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно. Кроме того, обязательным условием при выработке условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей.
В противном случае, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).
Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Подключившийся (через 1—5 с) безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного) более слабого раздражителя. В результате между обоими очагами возбуждения коры больших полушарий устанавливается временная связь. При каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится прочнее. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса. Для выработки условного рефлекса необходимы условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры, которые должны быть свободны от сторонних раздражителей. Соблюдение перечисленных условий ускоряет выработку условного рефлекса.
В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы изменения во внутренних органах и т. д.
Рефлекс, выработанный подкреплением условного раздражителя безусловным, называют условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка. При выработке условных рефлексов высших порядков необходимо, чтобы новый индифферентный раздражитель включался за 10—15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если же раздражитель будет действовать через интервалы, более близкие или совмещенные, тo новый рефлекс не появится, а ранее выработанный угаснет, так как в коре мозга разовьется торможение. Неоднократное повторение совместно действующих раздражителей или значительное накладывание времени действия одного раздражителя на другой обусловливает появление рефлекса на комплексный раздражитель.
Условным раздражителем для выработки рефлекса может стать и определенный промежуток времени. У людей рефлексом на время является ощущение голода в те часы, когда они обычно принимают пищу. Интервалы могут быть весьма короткими. У детей школьного возраста рефлекс на время — ослабление внимания перед концом урока (за 1—1,5 мин до звонка). Это результат не только утомления, но и ритмичной работы мозга в период учебных занятий. Реакция на время в организме — это ритм многих периодически меняющихся процессов, например, дыхания, сердечной деятельности, пробуждении от сна или спячки, линьки животных и т. д. В основе ее возникновения лежит ритмическая посылка импульсов из соответствующих органов в мозг и обратно к эффекторным аппаратам.
Теория патологических условных рефлексов. (TPCR)
Геном любого организма и человека в частности, как мы все знаем, несет в себе информацию об оптимальном варианте связи клеток мозга в единое целое. И после того, как программа реализована в результате рождения и развития организма до репродуктивного состояния, все клетки организма представляют собой практически идеально функционирующую единицу (кроме генетических аномалий). Существующая сегодня и являющаяся основой практики, медицинская теория еще не дает однозначного ответа о причинах болезней, вместо этого она предлагает множество предположений.Которые, видимо, неверны, иначе уже были бы найдены способы исправить ситуацию к лучшему. Неудачный поиск основных причин привел только к тому, что, даже не найдя, был сделан вывод, что их много, самые главные — «экология, неправильное питание, стресс (не первая причина, заметьте) и т. Д. … и т. д., а также генетическая, наследственная предрасположенность ».
И поскольку мы все болеем и умираем рано и плохо и смотрим в сторону ученых, страдающих и умирающих, как и мы, мы неизбежно приходим к выводу, что они правы.Хотя в глубине души мы все еще надеемся, что если не сегодня, то завтра что-то откроется, хотя этого не происходит. Напрашивается вывод, что они правы, потому что так говорит сама наша жизнь. Все обычно и надежды нет. И кратко описанная наша преобладающая теория говорит о том, что мы рождаемся с разными генетическими дефектами, одни люди с большими, другие с незначительными, и, живя этой тяжелой жизнью по какой-то причине, мы страдаем от ее повреждений в виде проблем со здоровьем.И если мы будем защищаться, стараясь лучше питаться, максимально заботиться о теле, то мы получим более-менее долгую жизнь. Самую большую и лучшую ее часть мы проходим через какую-то или большую слабость, от которой мы пытаемся избавиться, но, к сожалению, попытки безуспешны. Многие умные люди жили до нас, но закончили так же, как и мы. Пусть мои мысли останутся только мыслями.
Между прочим, наша медицинская теория, придуманная людьми, жившими до нас, гласит, что мы рождаемся, умираем и болеем в течение жизни, потому что жизненные ресурсы заканчиваются.Кажется, что все логично, когда мы думаем о таком сложном творении, как человек, так же, как мы думаем о машине. Чудесные результаты исцеления неизлечимых болезней не укладываются ни в какие рамки, такие результаты получаю не только я, но и те, кто использует метод RANC в разных городах и странах, говорят, что что-то не так. Теперь мы не можем игнорировать это, нужно дать разумное объяснение. Как случилось, что неизлечимые болезни начали отступать? Я назвал этот метод лечения (RANC) «Восстановление активности нервных центров», потому что иначе я не мог бы объяснить наступающие благоприятные изменения, чем вернуть нервную систему в нормальное состояние, когда не было болезней.Однако до недавнего времени я не мог понять, как это работает, какие механизмы лежат в основе такой метаморфозы. И я предлагаю гипотезу, которую я называю теорией патологических условных рефлексов, чтобы объяснить, что происходит в организме, когда болезнь появляется и исчезает во время стимуляции ретикулярной формации через трапециевидную мышцу.
Миллиарды нейронов, которые были генетически запрограммированы для оптимального выполнения всех жизненно важных функций, находятся в оптимальном общении и постоянной активности.Когда происходит внешний стимул, они возбуждаются и мобилизуют свои резервы, а затем вынуждены возвращаться к исходному уровню активности. Внешнее воздействие — это стрессор, включающий реакцию организма, которая называется стрессом. Однако это внешнее воздействие может превышать компенсаторный потенциал нервных систем. Чтобы сохранить постоянную внутреннюю среду, многие нейроны в этот момент начинают формировать дополнительные, незапрограммированные внешние связи с другими соседними нейронами мозга.Таким образом формируются новые рефлекторные дуги и новые рефлексы, хотя они не возникают на ровном месте, они формируются за счет существующих нормальных, генетически унаследованных. Новый стресс способствует образованию новых дополнительных связей в этом вновь сформированном, нехарактерном для мозга, локусе активности, который растет. Теперь, даже в ответ на слабый отрицательный внешний раздражитель, мозг начинает давать не прежнюю адекватную реакцию, а совершенно новую, что приводит к определенным проявлениям в организме в виде нарушений недостатка или избытка определенных функций.Это, на мой взгляд, причина появления симптомов и синдромов. Определенное сходство между ними можно объяснить близостью областей мозга, между которыми формируются эти извращенные связи. Нет ничего удивительного в том, что разрушение нормальных нервных центров из-за образования этих центров патологической активности в жизненно важных областях мозга, например, отвечающих за работу сердца, приводит к фатальным последствиям и гибели человека. тело.Наличие таких рефлексов-паразитов в областях мозга, ответственных за трофические суставы (например), приводит к их значительному напряжению и боли, однако из-за их относительной «незначительности» для жизни организма может продолжаться очень долго. Не стоит останавливаться на всех нюансах и недостатках этой теории, о которых я расскажу в других статьях, здесь я хочу изложить суть теории условных патологических рефлексов и ее последующих выводов.Эти выводы очень оптимистичны, и мой оптимизм основан не на умозрительных выводах, а на зафиксированных и задокументированных в видеозаписи фактах, которые фактически привели меня к этой теории. Сейчас я постараюсь не охватывать все аспекты этого каверзного вопроса предложения теории «спасения мира», коснусь лишь некоторых и начну с вопросов. Если у нас есть генетически запрограммированная способность прожить какое-то (достаточно большое) время без каких-либо проблем, но стресс мешает нам реализовать ее, проживем ли мы дольше, если будем применять какие-то меры для защиты от них? Это риторический вопрос, и все согласны с положительным ответом на него.С другой стороны, если аномальные рефлексы действительно формируются и все происходит так, как я описал выше, не проживем ли мы долгую и полноценную жизнь, если сможем найти способ разрушить эти рефлекторные дуги? Видимо, и на этот вопрос есть положительный ответ. Теперь главный вопрос: что происходит в нашем мозгу после стимуляции ретикулярной формации, если результатом этого является исчезновение как отдельных симптомов, так и целых синдромов? Что-то там происходит, и что бы ни говорили некоторые люди, включая меня и мою теорию, пациенты, которые неоднократно проходили процедуру RANC, даже начинают выглядеть иначе, они становятся моложе, и это можно отслеживать и записывать, как в видео, лабораторные тесты показывают те же изменения.Я так устал открывать прекрасные горизонты, о том, о чем я рассказал, что не хотел долго упоминать. Давайте не соглашаться с моими переоцененными представлениями о долгой молодости, давайте просто избавимся от мигрени, болезни Паркинсона, грыжи межпозвоночных дисков и поражения тройничного нерва методом RANC, а потом, привыкнув к новой реальности, подумаем, а не «теория патологических условных рефлексов» верна или неверна и нужна ли она всем нам. Может быть, нам «дать спящим собакам полежать» и продолжать верить, что земля плоская, и люди никогда не взойдут в небо, не сожгут и не сбросят колокол тем, кто думает иначе?
Условный рефлекс | Статья об условном рефлексе The Free Dictionary
приобретенная, сложная приспособительная реакция животного или человека; он вызван определенным состоянием (отсюда и его название) и основан на временной ассоциации между условным стимулом (сигналом) и безусловным рефлекторным действием, которое усиливает стимул.Условные рефлексы вызываются деятельностью высших отделов центральной нервной системы — коры головного мозга и подкорки; они возникают в процессе онтогенеза и основаны на безусловных рефлексах.
Термин «условный рефлекс» ввел в 1903 г. И. П. Павлов. Исследования Павлова привели его к разработке условнорефлекторной теории поведения животных и человека, а также новой теории функций мозга, сосредоточенной на физиологии высшей нервной деятельности.Изучение формирования и характеристик условных рефлексов расширило знания о функционировании мозга.
Среди многих методик, используемых для изучения условных рефлексов, наиболее известен метод рефлекса слюноотделения, позволяющий просто и точно оценить условные рефлексы по степени их развития. Хотя современные электрофизиологические, нейрохимические и психофармакологические методы анализа активности мозга предоставили много новой информации об условных рефлексах, оригинальные теории Павлова, основанные на изучении рефлекса слюноотделения, остаются основой для исследований в этой области.
Условным раздражителем может быть любое изменение внешней или внутренней среды, воспринимаемое рецепторами тела. Во время начальной, или генеральной, стадии условного рефлекса идентичная реакция может происходить в ответ на множество сигналов. В дальнейшем условный рефлекс становится более сильным, специализированным, избирательным и регулярным по величине. Тогда только один сигнал из многих или те стимулы, которые похожи на сигнал, способны вызвать адекватную реакцию. При нарушении условий, определяющих формирование условного рефлекса, рефлекс меняет свои параметры или исчезает.
Изменчивость, которая является наиболее характерной чертой условного рефлекса, обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Условный сигнал, дающий неверную информацию о внешней среде, перестает быть стимулом к ответному поведению, и реакция на такой сигнал исчезает. Это явление основано на внутреннем торможении, которое вызывает чувствительное различение стимулов в соответствии с их физиологическими и биологическими свойствами и помогает организму избавляться от условных рефлексов, которые больше не являются биологически полезными.
Внутреннее торможение, возникающее даже при самых сильно обусловленных реакциях, лежит в основе классификации всех условных рефлексов как положительных или отрицательных. При положительных (усиленных) условных рефлексах условный сигнал вызывает раздражение и определенную физиологическую активность, например, кормление. При отрицательных (неусиленных) условных рефлексах такая активность подавляется за счет развития внутреннего торможения.
В зависимости от раздражителя, вызывающего рефлекс, условные рефлексы делятся на естественные и искусственные.Естественные условные рефлексы вызываются врожденными свойствами безусловного подкрепления, которые имеют биологическое значение для животного, например, видом и запахом пищи. Искусственные условные рефлексы вызываются раздражителями, изначально не связанными с подкреплением, например колоколом, светом или звуком метронома.
Условные рефлексы, в соответствии с биологической значимостью безусловного подкрепления, могут быть пищевыми (связанными с добычей, приемом и усвоением пищи) или защитными (защитными).Условные рефлексы также классифицируются как вегетативные или моторные, в зависимости от характера реакции.
Условные рефлексы дополнительно дифференцируются в соответствии со структурой условных стимулов, соотношением времени, необходимого для действия условного и безусловного компонентов, характером подкрепления и временем, которое проходит между сигналом и ответом. Эти четыре фактора определяют отнесение условных рефлексов к рефлексам первого порядка, основанным на безусловных рефлексах; рефлексы второго и третьего порядка, берущие начало в ранее сложившихся временных отношениях; подражательные рефлексы, в которых поведенческие реакции другого животного служат подкреплением; ассоциативные рефлексы, возникающие при вызове условного рефлекса двумя одновременными индифферентными раздражителями; инструментальные рефлексы, помогающие животному добывать пищу или избавляющие его от таких неприятных ощущений, как боль.При данном типе условного рефлекса реакция на сигнал не воспроизводит реакцию, из которой она возникла.
Относительно высокий уровень организации центральной нервной системы является предпосылкой для развития условного рефлекса; индивидуально приобретенные формы поведения беспозвоночных не считаются условными рефлексами. Истинные условные рефлексы возникают только у позвоночных: рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих. Условные рефлексы высшего порядка имеют сложность, соответствующую уровню нервной организации организма.У собак могут быть выработаны условные рефлексы пятого и шестого порядков, а у обезьян — с десятого по двенадцатый порядки. Человек, обладая способностью абстрактно мыслить, может развивать условные рефлексы 20-го порядка и выше. Примерами таких сложных реакций являются работа различных аппаратов и машин, выполнение других видов ручного труда и двигательная активность, связанная с речью.
Во время условнорефлекторной деятельности непрерывно совершенствуются анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды.Анализ стимулов заключается в различении и разделении сигналов, а также в различении их воздействия на организм. Синтез стимулов проявляется в ассоциации, обобщении и сочетании стимулов, возникающих в разных частях коры головного мозга благодаря взаимодействию между отдельными нейронами и группами нейронов. Анализ и синтез раздражителей взаимосвязаны и протекают параллельно; они составляют основную функцию мозга.Примером аналитической и синтетической активности коры головного мозга является формирование динамического стереотипа, который объединяет несколько временных взаимодействий в функциональную систему. Кора головного мозга определяет порядок стимулов и соответствующих им реакций; это способствует эффективному функционированию коры головного мозга во время выполнения стереотипной последовательности рефлексов.
Условные рефлексы возникают в результате закрытия нервной связи между двумя одновременно стимулируемыми частями мозга.Выводы Павлова о корково-замыкающем механизме условных рефлексов подтверждены подробным анализом нервного механизма условно-рефлекторного звена. Этот анализ был основан на точных современных методах электроэнцефалографии и изучении вызванных потенциалов и активности нейронов.
По мнению П. К. Анохина, действие условных и безусловных раздражителей сопровождается генерализованной активацией коры с последующей конвергенцией нарастающих раздражителей в определенных нейронах.В результате взаимодействия на клеточном уровне между текущими и прежними процессами стимуляции возникают и устанавливаются временные ассоциации. В основе каждого условного рефлекса лежит система групп нейронов, способных воспроизводить следы прежних раздражителей в ответ на сигнал. Первоначально считалось, что возбуждение от одной группы корковых клеток, которые получают этот сигнал, передается другой группе только по горизонтальным нервным волокнам, проходящим через кору.Однако дальнейшие исследования советских физиологов Э. А. Асратяна, И. С. Бериташвили, А. Б. Когана, М. М. Хананашвили и Н. Ю. Беленков указал, что новая функциональная связь может происходить по-другому: от коры к подкорке и обратно к коре. Помимо коры, многие подкорковые структуры, включая ретикулярную формацию, гиппокамп, базальные ганглии и гипоталамус, вносят вклад в развитие условных рефлексов.
Возникновение и установление условного рефлекса сопровождается образованием рефлекторной дуги, состоящей из афферентной, центральной и эфферентной областей.Информация о результатах выполненного действия поступает в мозг посредством обратной связи.
Во многом множественность условных рефлексов у животных определяет их сложное поведение. Условные рефлексы способствуют адаптации организма к окружающей среде. С помощью множества косвенных признаков, которые приобретают значение сигналов, животное заранее узнает о пище или надвигающейся опасности и соответствующим образом корректирует свое поведение. Развитие условного рефлекса высшего порядка — это синтез двух временных связей; при этом синтезе происходит торможение в центральной и эфферентной областях рефлекторной дуги исходного условного рефлекса.Афферентная область дуги, однако, вовлекается во вновь развившийся рефлекс. Аналогичным образом происходят более высокие уровни интеграции. Гипотеза Асратана о том, что развитие сложных поведенческих актов из условных рефлексов является интегративным процессом, исходит из убеждения, что индивидуально приобретенные поведенческие акты являются продуктами рефлекторного действия.
Принципы элементарных и сложных условных рефлексов одинаковы у животных и человека. Это приводит к выводу, важному с точки зрения естествознания и философии: человеческий мозг подчиняется общебиологическим законам и может быть изучен объективно.В то же время деятельность человеческого мозга качественно уникальна, а его условнорефлекторная деятельность принципиально отличается от таковой у животных. Это различие вызвано наличием у человека двух сигнальных систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коган А.Б. Электрофизиологическое исследование центральных механизмов некоторых сложных рефлексов . Москва, 1949.Павлов И.П. Полн. собр. тр ., т. 3. Москва-Ленинград, 1949.
Беленков Н.Ю. Условный рефлекс и подкорковые образования мозга . М., 1965.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса . М., 1968.
Беритов И.С. Структура и функции коры большого мозга . Москва, 1969.
Асратян. Э.А. Очки по физиологии условных рефлексов . Москва, 1970.
Конорский. J. Интегративная деятельность мозга . Москва, 1970. (Пер. С англ.)
Физиология высшей нервной деятельности , ч. 1–2.Ленинград, 1970–71.
Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга . Москва, 1972.
Электрическая активность головного мозга при образовании простых форм временной связи . М., 1972.
Мильнер С. Физиологическая психология . М., 1973. (Пер. С англ.)
Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности . Москва, 1974.
Руденко. Л. П. Функциональная организация элементарных и сложных форм условнорефлекторной деятельности .Москва, 1974.
Прибрам, К. лазыки мозга . Москва, 1975. (Пер. С англ.)
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Условные рефлексы | определение условных рефлексов по Медицинскому словарю
При явном восстановлении неврологического статуса у животных наблюдается снижение уровня тревожности, усиление исследовательской деятельности, ускоренное развитие пищевых рефлексов, нарушение выработки условных рефлексов активного избегания, нарушение памяти ранее приобретенных навыков, снижение болевой чувствительности и толерантности к физическим нагрузкам.Я постараюсь показать, что независимая формулировка бихевиористских теорий в Америке и Советском Союзе была стимулирована преобладающим духом времени позитивизма, дарвинизма и павловских экспериментов с условными рефлексами. Прежде чем описывать теорию новой биологии, давайте рассмотрим жизнь Энчмена.
Павлов по поводу условных рефлексов предоставил определенные научные доказательства [полученные] путем индукции о том, что получено путем дедукции из материалистических учений, в некоторой степени из общепризнанного закона сохранения материи и энергии и [из утверждения], что » некоторые нематериальные, то есть непространственные, непространственные явления не имеют обозначения и не могут быть отнесены к ним.»(стр.
» Восемнадцать тезисов «(1920) было изложением Энчменом бихевиористской теории, основанной на дарвиновской мысли, работы Павлова с условными рефлексами и марксистской настойчивости грядущей революции с ее улучшением условий жизни человека под эгидой коммунизма.
В другой научной статье о природе условных рефлексов Чучмарев (1928) заявил, что позиция Энчменов имеет мало общего с учением Павлова.
И Энчмены, и Ватсон включили в свои теории феномен павловской обусловленности, но они различались между собой. объяснение образования условных рефлексов.Энчмен (1920) считал, что формирование условных рефлексов зависит от результата; то есть стенические последствия способствовали выработке условных рефлексов, а астенические — устранению условных рефлексов.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции на определенные воздействия внешнего мира, опосредованные нервной системой и не требующие особых условий для своего возникновения.
Все безусловные рефлексы по сложности и выраженности реакций делятся на простые и сложные; в зависимости от типа реакции — пищевая, сексуальная, оборонительная, ориентировочно исследовательская и другие; в зависимости от отношения животного к раздражителю — биологически положительный и биологически отрицательный.Безусловные рефлексы возникают в основном под влиянием контактного раздражения: пищевой безусловный рефлекс — при попадании пищи во рту и ее воздействии на рецепторы языка; защитный — при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под воздействием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Итак, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием определенного сексуального стимула (внешний вид, запах и другие стимулы, исходящие от женщины или мужчины).Приблизительно безусловный рефлекс исследования всегда возникает в ответ на внезапный малоизвестный раздражитель и обычно возникает при повороте головы и движениях животного в направлении раздражителя. Биологический смысл, это исследование этого стимула и всей внешней среды.
К сложным безусловным рефлексам относятся те, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями (см. Эмоции). Эти рефлексы часто называют инстинктами (см.).
Безусловные рефлексы — основа образования условных рефлексов.Нарушение или извращение безусловных рефлексов, обычно связанное с органическими поражениями головного мозга; Исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы (см. Патологические рефлексы).
Безусловные рефлексы (видовые, естественные рефлексы) — врожденная реакция организма на определенную внешнюю или внутреннюю среду, осуществляется через центральную нервную систему и не требует особых условий для своего появления. Термин был придуман И.П. Павлов и указывает, что рефлекс, конечно, возникает, если определенная рецепторная поверхность отмечена адекватным раздражением. Биологическая роль безусловных рефлексов состоит в том, что они подходят животным этого вида в виде соответствующих инструментов поведения для регулярных, обычных факторов окружающей среды.
Развитие учения о безусловных рефлексах связано с исследованиями И. М. Сеченова, Пфлюгера (то есть Пфлюгера), Чар (Ф. Гольц), Шеррингтона (К. С. Шеррингтон), Магнуса (В. Магнус), Н.То есть Введенский, А.А. Ухтомский заложили основы следующего этапа в развитии рефлекторной теории, когда я наконец смог восполнить солевым составом существовавшее ранее понятие рефлекторной дуги как анатомо-физиологическую схему (см. Рефлексы). Несомненным условием, определившим успех этого квеста, было полное осознание того, что нервная система действует как единое целое, а значит, действует как очень сложная структура.
Блестящее предвидение И. М. Сеченова рефлекса, основанного на мыслительной деятельности мозга, послужило отправной точкой для исследований И. М. Сеченова.П. Павлов, развивая учение о высшей нервной деятельности, открыл две формы нервно-рефлекторной деятельности: безусловные и условные рефлексы. Павлов писал: «… надо признать существование двух видов рефлексов. Один рефлекс — готовый, с которым рождается животное, чистый дирижерский рефлекс, а другой рефлекс — постоянно, постоянно формирующийся в течение индивидуальной жизни, точно такой же. особенности, но основывается на другом свойстве нашей нервной системы — на контуре. Один рефлекс можно назвать естественным, другой купленным и соответственно: один вид, другой индивидуальный.Рожденный, вид, ДК, стереотипный мы назвали безусловным, другой, потому что он зависит от многих условий, постоянно меняется в зависимости от многих условий, мы назвали условным … ».
Сложная динамика взаимодействия условных рефлексов (см.) И абсолютных является основой нервной деятельности человека и животных. Биологическое значение безусловных рефлексов, так как условнорефлекторная деятельность — это приспособление организма к различным изменениям внешней и внутренней среды. Такие основные акты, как функции саморегуляции, в основном имеют приспособительную деятельность. Б.R. Точная адаптация B. p. К качественным и количественным характеристикам раздражителя, особенно тщательно изученным в лабораториях Павловым на примерах работы пищеварительных желез, позволили трактовать на материале проблему биологической жизнеспособности Б. Р., имея в виду точное соответствие функции характера раздражения.
Различия между Б. Р. и условными рефлексами не абсолютные, а относительные. Разнообразные эксперименты, в частности с разрушением различных отделов головного мозга, позволили Павлову сформировать представление об анатомической основе условных рефлексов: «Высшая нервная деятельность, — писал Павлов, — складывается из деятельности полушарий головного мозга». и появление базальных ганглиев, представляющих
объединенную деятельность этих двух важных частей центральной нервной системы.Эти базальные ганглии являются … важнейшими центрами безусловных рефлексов, или инстинктов: пищевых, защитных, половых и т. Д. … ». Взгляды, высказанные Павловым, теперь мы должны признать только как схема. Его учение об анализаторах ( см.) предполагает, что морфологический субстрат безусловных рефлексов на самом деле охватывает различные части мозга, включая большое полушарие, имея в виду афферентное представление анализатора, от которого это называется BR. В механизме BR важная роль принадлежит обратной афферентной оценке результатов и успешность совершенного действия (П.К. Анохин).
В первые годы развития учения об условных рефлексах отдельные ученики Павлова, проводя исследования слюнных безусловных рефлексов, заявляли об их крайней устойчивости, постоянстве. Последующие исследования показали односторонность таких взглядов. В лаборатории Павлова был обнаружен ряд условий опыта, в которых Б. Р. изменился даже в течение одного опыта. В дальнейшем были представлены доказательства того, что правильнее говорить об изменчивости безусловных рефлексов, чем о них устойчивых.Важными элементами в этом отношении являются: взаимодействие рефлексов друг с другом (как B.R. и B.R. закрыто), гормонально-гуморальные факторы организма, тонус нервной системы и ее функциональное состояние. Особое значение эти вопросы имеют в связи с проблемой инстинктов (см.), Которую ряд представителей так называемой этологии (науки о поведении) пытается показать постоянным, независимым от внешней среды. Иногда бывает сложно определить конкретные факторы изменчивости B.Р., особенно когда речь идет о внутренней среде организма (гормональные, гуморальные или интероцептивные факторы), и тогда некоторые ученые допускают ошибку, говоря о спонтанной изменчивости. Б.Р. Подобное детерминистское построение и идеалистические выводы уводят от материалистического понимания рефлекс.
И. П. Павлов неоднократно подчеркивал важность систематизации и классификации безусловных рефлексов, которые служат основой для остальной нервной системы организма.Существующий шаблон деления рефлексов на еду, самосохранение, сексуальность слишком общий и неточный, — указал он. Необходима подробная систематизация и подробное описание всех индивидуальных рефлексов. Говоря о систематизации наряду с классификацией, Павлов имел в виду необходимость всестороннего изучения определенных рефлексов или их групп. Задача должна быть признана и очень важной и очень сложной, тем более что Павлов и такие сложные рефлексы, как инстинкты, не выделяются из ряда jesuslovesporn явлений.С этой точки зрения особенно важно и изучение уже известных, и поиск новых сложных форм рефлекторной деятельности. Здесь мы должны дать это логическое направление, которое в некоторых случаях получает факты, представляющие несомненный интерес. Однако остается неприемлемой идеологическая основа этого направления, по сути отрицая рефлексивную природу инстинктов.
Безусловные рефлексы «чистые» могут появиться один или несколько раз после рождения животного, а затем в короткие сроки «обретают» условные рефлексы и другие Б.Р. Все это очень затрудняет классификацию Б. Р. до сих пор не удалось найти общих принципов их классификации. Так, например, А.Д. Слоним основывал свою классификацию на принципе баланса организма с окружающей средой и поддержании постоянства структуры его внутренней среды. Кроме того, у них выделена группа рефлексов, не обеспечивающая сохранения отдельных видов, но важных для сохранения вида. Обширная классификация B.Р. и инстинкты предложил Н. А. Рожанский. В его основе лежат биологические и экологические характеристики и двойное (положительное и отрицательное) проявление рефлекса. К сожалению, классификация Рожанского грешит субъективной оценкой сущности рефлекса, которая нашла свое выражение в названии некоторых рефлексов.
Систематизация и классификация безусловных рефлексов должна обеспечивать их экологическую специализацию. Когда экологическая адекватность стимулов и биологическая пригодность эффектора проявляются в очень точной дифференциации B.Р. Скорость, сила и вообще возможность образования условного рефлекса зависят не столько от физических или химических характеристик раздражителя, сколько от экологической адекватности раздражителя и безусловного рефлекса.
Большой интерес представляет проблема происхождения и развития Б. Р. Павлова, А. А. Ухтомского, К. М. Быкова, П. К. Анохина и др., По мнению Б. Р. возникать как условные, а позднее в эволюции фиксированных и движущихся в врожденных.
Павлов указывал, что новые возникающие рефлексы при сохранении одних и тех же условий жизни в последующих поколениях, по-видимому, непрерывно становятся постоянными.Вероятно, это один из существующих механизмов развития животного организма. Не осознавая этой ситуации, невозможно представить себе эволюцию нервной деятельности.