Гиперактивность у детей – статьи о здоровье
10.11.2022
Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.
Причины развития симптома гиперактивности
Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.
Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.
Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.
Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.
Симптомы гиперактивности у ребенка
Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.
Признаки синдрома ДВГ следующие:
- суетливость, беспокойство, неусидчивость;
- эмоциональная нестабильность, импульсивность;
- игнорирование правил поведения;
- сложности с организацией деятельности;
- забывчивость и склонность терять вещи;
- проблемы со сном.
Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр. ) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).
Диагностика
Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.
На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.
Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.
Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.
Лечение
Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.
Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.
Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.
Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.
Что такое гиперактивность у ребенка, признаки гиперактивности у детей, как снизить, признаки синдрома
Если ребенок время от времени забывает о своей домашней работе, мечтает во время занятий или беспокойно ведет себя за обедом — это нормально, ведь дети очень активны. Но когда действительно приходит время успокоиться, их обычно удается остановить. Две минуты он побегает с мячом, но через пять уже будет спокойно читать книгу. Но некоторые дети никак не могут усидеть на месте: их постоянно что-то беспокоит, они вертятся, хватают вещи и «плохо себя ведут» даже после длительных попыток утихомирить их разными способами. Это может говорить о наличии такого состояния как расстройство внимания с гиперактивностью.
Из статьи вы узнаете о том, что такое гиперактивность у ребенка, чем опасно это расстройство и как с ним бороться.Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. Начинается в детском возрасте, обычно до 7 лет. Расстройство встречается довольно часто, гиперактивные дети составляют около 5% общей популяции. Мальчики подвержены СДВГ чаще, чем девочки.
Гиперактивный это не просто активный. Взбудораженное состояние находится вне контроля ребенка с СДВГ: он ведет себя так не из вредности или отсутствия дисциплины. Такие дети часто и сами хотят успокоиться, но не могут этого сделать. Люди часто осуждают их, называют нарушителями спокойствия, критикуют за лень и недисциплинированность. На самом же деле этим детям требуется помощь специалиста, ведь гиперактивность ведет к трудностям в учебе, социальной дисфункции и проблемам с самооценкой. Если ребенок находится в постоянном движении и не умеет концентрироваться, то родителям стоит задуматься о том, нет ли у него СДВГ. Своевременная диагностика и лечение имеют большое значение: гиперактивный ребенок получит возможность адаптироваться и «перерасти» это состояние.
Признаки гиперактивности
Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.
Главными симптомами СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:
- проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;
- не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;
- не слушает то, что говорят;
- имеет трудности с выполнением инструкций;
- есть проблемы с организацией и планированием;
- избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;
- постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;
- забывает о важных делах, например, домашних заданиях.
При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:
- не сидит на месте, дергается, извивается;
- не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;
- хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;
- находится в постоянном движении;
- бегает и лазает в неуместных местах;
- не может тихо играть и отдыхать;
- чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;
- не умеет ждать;
- прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;
- действует без раздумий;
- не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.
Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.
Существуют три основных типа СДВГ:
- с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;
- с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;
- смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.
Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными. Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство. Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.
Причины гиперактивности у детей
Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:
- Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
- Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
- Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
- Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
- Неправильное питание.
На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики.
Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.Лечение гиперактивности у детей
Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.
Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:
- Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей.
- Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
- Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
- Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.
Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.
Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.
При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.
Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей. Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — Симптомы
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно разделить на 2 типа поведенческих проблем:
- невнимательность (трудности концентрации и фокусировки)
- гиперактивность и импульсивность
категорий, но это не всегда так.
Например, от 2 до 3 из 10 людей с этим заболеванием имеют проблемы с концентрацией внимания, но не с гиперактивностью или импульсивностью.
Эта форма СДВГ также известна как синдром дефицита внимания (СДВ). СДВ иногда может остаться незамеченным, потому что симптомы могут быть менее очевидными.
СДВГ чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. У девочек чаще проявляются только симптомы невнимательности, и они менее склонны к деструктивному поведению, которое делает симптомы СДВГ более очевидными. Это означает, что девочки с СДВГ не всегда могут быть диагностированы.
Симптомы у детей и подростков
Симптомы СДВГ у детей и подростков четко определены, и они обычно заметны в возрасте до 6 лет. Они проявляются более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.
У детей могут быть симптомы как невнимательности, так и гиперактивности и импульсивности, или у них могут быть симптомы только одного из этих типов поведения.
Невнимательность (трудности концентрации внимания)
Основными признаками невнимательности являются:
- короткая продолжительность концентрации внимания и легкость отвлекаемости
- ошибки по невнимательности — например, в школьных занятиях
- кажущаяся забывчивость или потеря вещей или требующие много времени
- кажущиеся неспособными слушать или выполнять инструкции
- постоянно меняющиеся действия или задачи
- трудности с организацией задач
Гиперактивность и импульсивность
Основными признаками гиперактивности и импульсивности являются:
- неспособность усидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке
- постоянное беспокойство
- неспособность сосредоточиться на задачах
- неспособность дождаться своей очереди
- действие без раздумий
- прерывание разговора
- слабое чувство опасности или его отсутствие
- тревожное расстройство – вынуждает вашего ребенка волноваться и нервничать большую часть времени; это также может вызывать физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, потливость и головокружение
- оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) — это определяется негативным и деструктивным поведением, особенно по отношению к авторитетным лицам, таким как родители и учителя. и причинение вреда людям или животным
- депрессия
- проблемы со сном – вам трудно заснуть ночью и нерегулярный режим сна
- расстройство аутистического спектра (РАС) – влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение
- диспраксия – состояние, нарушающее физическую координацию
- эпилепсия – состояние, поражающее головной мозг и вызывающее повторяющиеся припадки или припадки
- синдром Туретта – состояние нервной системы, характеризующееся сочетанием непроизвольных шумов и движений ( тики)
- трудности в обучении, такие как дислексия
- небрежность и отсутствие внимания к деталям
- постоянное начало новых задач до завершения старых
- плохие организаторские способности
- неспособность сосредоточиться или расставлять приоритеты
- постоянно терять или терять вещи
- забывчивость
- неугомонность и раздражительность
- трудности с молчанием и разговоры вне очереди
- выбалтывание ответов и частое прерывание других
- перепады настроения, раздражительность и вспыльчивость
- неспособность справляться со стрессом
- крайнее нетерпение 7 риск 9 в действиях, часто практически не заботясь о личной безопасности или безопасности других — например, опасное вождение
- расстройства личности — состояния, при которых человек значительно отличается от обычного человека в том, как он думает, воспринимает, чувствует или относится к другим
- биполярное расстройство — состояние, влияющее на ваше настроение, которое может колебаться из крайности в крайность
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — состояние, вызывающее навязчивые мысли и компульсивное поведение
- 7 чрезмерная физическая активность чрезмерная болтливость
Эти симптомы могут вызвать серьезные проблемы в жизни ребенка, такие как неуспеваемость в школе, плохое социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми и проблемы с дисциплиной.
Сопутствующие состояния у детей и подростков с СДВГ
Хотя это и не всегда так, у некоторых детей могут также быть признаки других проблем или состояний наряду с СДВГ, например:
Симптомы у взрослых
90–100 У взрослых симптомы СДВГ определить труднее. Во многом это связано с отсутствием исследований взрослых с СДВГ.Поскольку СДВГ является нарушением развития, считается, что оно не может развиться у взрослых, не проявившись впервые в детстве. Но симптомы СДВГ у детей и подростков часто сохраняются и во взрослом возрасте.
Воздействие невнимательности, гиперактивности и импульсивности на взрослых может сильно отличаться от того, как они влияют на детей.
Например, гиперактивность имеет тенденцию к снижению у взрослых, в то время как невнимательность, как правило, сохраняется по мере увеличения давления взрослой жизни.
Взрослые симптомы СДВГ, как правило, гораздо менее выражены, чем детские.
Некоторые специалисты предложили следующий список симптомов, связанных с СДВГ у взрослых:
Сопутствующие состояния у взрослых с СДВГ
Как и СДВГ у детей и подростков, СДВГ у взрослых может возникать вместе с несколькими связанными проблемами или состояниями.
Одной из самых распространенных является депрессия. Помимо СДВГ у взрослых могут быть и другие состояния:
Поведенческие проблемы, связанные с СДВГ, также могут вызывать такие проблемы, как трудности во взаимоотношениях и социальном взаимодействии.
Последняя проверка страницы: 24 декабря 2021 г.
Дата следующей проверки: 24 декабря 2024 г.
Расстройства личности — NHS
Человек с расстройством личности думает, чувствует, ведет себя или относится к другим совершенно иначе, чем обычный человек.
Существует несколько различных типов расстройств личности.
На этой странице представлена некоторая информация о расстройствах личности в целом со ссылками на другие источники для получения более подробной информации.
Симптомы расстройства личности
Симптомы различаются в зависимости от типа расстройства личности.
Например, человек с пограничным расстройством личности (один из наиболее распространенных типов) обычно имеет нарушенный образ мышления, импульсивное поведение и проблемы с контролем своих эмоций.
У них могут быть напряженные, но нестабильные отношения, и они беспокоятся о том, что люди их оставят.
Человек с антисоциальным расстройством личности обычно легко разочаровывается и с трудом контролирует свой гнев.
Они могут обвинять других людей в проблемах своей жизни, быть агрессивными и жестокими, расстраивая других своим поведением.
У человека с расстройством личности могут быть и другие проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и злоупотребление психоактивными веществами.
Узнайте больше о различных типах расстройств личности на веб-сайте Mind
Лечение расстройства личности
Лечение расстройства личности обычно включает разговорную терапию. Здесь человек разговаривает с терапевтом, чтобы лучше понять свои мысли, чувства и поведение.
Лечение может длиться несколько месяцев или лет, в зависимости от тяжести состояния и других проблем, которые могут возникнуть у человека.
Помимо выслушивания и обсуждения важных вопросов с человеком, терапевт может определить стратегии решения проблем и, при необходимости, помочь ему изменить свое отношение и поведение.
Терапевтические сообщества
Терапевтические сообщества (TC) — это места, куда кто-то приходит или остается для интенсивной формы групповой терапии. Глубоко исследуется опыт наличия расстройства личности.
Человек обычно посещает в течение нескольких недель или месяцев.
Лекарство
Лекарство может быть назначено для лечения проблем, связанных с расстройством личности, таких как депрессия, тревога или психотические симптомы.
Например, умеренные или тяжелые симптомы депрессии можно лечить с помощью антидепрессантов, называемых селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС).
Узнайте больше о лечении пограничного расстройства личности и антисоциального расстройства личности.
Вы также можете посетить веб-сайт Королевского колледжа психиатров и благотворительные веб-сайты Mind and Rethink Mental Illness, чтобы получить информацию для пациентов о лечении других типов расстройств личности.
Восстановление
Многие люди с расстройством личности со временем выздоравливают. Психологическая или медицинская помощь часто бывает полезной, но иногда требуется только поддержка.
Не существует единого подхода, подходящего для всех — лечение должно подбираться индивидуально.
Причины
Точно неясно, что вызывает расстройства личности, но считается, что они возникают в результате сочетания генов, которые человек наследует, и раннего влияния окружающей среды — например, тревожного детского опыта (например, жестокого обращения или пренебрежения).
Поддержка людей с расстройством личности
Расстройство личности может сильно повлиять на жизнь человека, а также его семьи и друзей, но поддержка доступна.