Стихи про осень — Александр Пушкин
Опубликовано автором Stesha
«Октябрь уж наступил», «Дни поздней осени бранят обыкновенно,», «Унылая пора! очей очарованье!», «Уж небо осенью дышало» и другие.**** (Александр Пушкин)
(отрывок из «19 октября 1825»)
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Осень (Александр Пушкин)
(полностью)
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
****
(отрывок из «Евгений Онегин»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!
Примечание:
Поэт не раз повторял, что осень – его любимое время года. Само осеннее увядание природы Пушкин расценивал как могучее движение жизни. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).
Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил.
Поделиться ссылкой:
Без рубрики
любимое время года А.С. Пушкина: pushkinbibl — LiveJournal
Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).
Чем же так дорога осень поэту?
Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
(«Осень», 1833)
Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».
Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Глава IV, строфа XL)
Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.
…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
(Глава VII, строфа XXIX)
Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.
В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.
Порослевые ворота | Осень. Поэма Николая Гумилева
ОСЕНЬ
Небо оранжево-красное…
Порывистый ветер ветер качает
Кровавый гроздь ягод рябины.
Я преследую убегающую лошадь
Мимо стеклянной оранжереи, 5 лебединый пруд.
Рядом со мной бежит
Моя лохматая, рыжая собака,
Кто мне дороже 10
Чем даже брат
И кто останется в памяти
После ее смерти.
Стук копыт ускоряется;
Пыль покрывает все. 15
Трудно гнаться за лошадью
Чистой арабской крови.
Мне, возможно, придется сесть,
Задыхаясь, на камне
Широкая и плоская 20
И безучастно восхищаться
На оранжево-красное небо
И слушать безучастно 900 03
На пронзительно кричащий ветер.
Николай Гумилев (из Bonfire , 1916-1918)
Перевод Джона Кобли
Au Осень — популярная тема в русской поэзии, возможно, потому, что осень так коротка и прекрасна в большей части России. Там осень всегда является предвестником суровой зимы и тем ценнее, что это последние теплые дни года. «Осень» Пушкина, пожалуй, самое прекрасное русское осеннее стихотворение, безусловно достойное сравнения с бессмертной «Одой осени» Китса. Гумилев написал три осенних стихотворения; это мое любимое.
Бегущая лошадь и воющий ветер очень напоминают мне о себе, особенно осенью, когда так очевидно течение времени. Мне было трудно найти английское слово для tupo , которое используется дважды в кульминации стихотворения (строки 21-23). Первоначально я выбрал «пусто», но потом вспомнил «Нарциссы» Вордсворта и изменил его на «пусто». («И часто, когда я лежу на своем диване / В пустом или задумчивом настроении») Я чувствую, что говорящий в стихотворении, измученный после погони за лошадью, пуст для восприятия послания природы. Так что я прочитал это стихотворение как о поэтическом творчестве, стихотворении, которое должно быть написано, символом которого является неуловимая арабская лошадь.
В самом знаменитом стихотворении Гумилева «Сбежавший трамвай» тоже описывается быстро движущийся объект, как здесь лошадь.
Дополнительные баллы
1. Русское слово «оранжерея» — оранжерея от французского оранжерея . Предположительно русские часто использовали теплицы для выращивания апельсинов. Таким образом, в стихотворении на русском языке оранжевый цвет повторяется трижды.
2. Смерть — тема многих осенних стихов. Здесь Гумилев вводит его через бегущую рядом с ним собаку. Затем снова предлагается смерть с пылью, которая «покрывает все».
Николай Гумилев (1886-1921) был одним из ведущих поэтов России в первые годы 20 века. Он верил в тщательно сконструированные стихи и занимал центральное место в акмеистическом движении. Несколько лет он был женат на Анне Ахматовой, еще одной известной русской поэтессе. Во время Первой мировой войны он дважды был награжден Георгиевским крестом, эквивалентом британского креста Виктории. Всегда откровенный, он был в конце концов арестован и казнен советскими властями в 1921.
Америка и осень нуждаются в поэзии
Искусство и литература
То, что поэтическая традиция учит нас о мире, не может быть заменено никакой другой дисциплиной.
В чем больше всего нуждается современное американское образование и что должно заменить его расистские и политизированные языковые программы, так это богатая поэзией учебная программа.
В недавно опубликованной фантастической статье Мэтью Андерсон рассказал о важности преподавания поэзии в контексте католической веры. Андерсон утверждает, что сегодняшнее отношение «все идет» возможно только потому, что мы отвергли художественную форму:
Если мы хотим, чтобы наши молодые люди верили в трансцендентную веру, в которой они сообразуют себя с высшими идеалами, мы должны научить их тому, что смысл следует искать в реальности вне их самих. Здесь на сцену выходит поэзия. Я не думаю, что это совпадение, что чем сильнее становилось самоизобретательное мировоззрение, тем меньше и меньше внимания современное образование уделяло поэзии, ибо поэзия сообщает именно через смыслы, присущие действительности.
Выросший в воинствующем атеистическом Советском Союзе, я могу добавить, что даже когда нам было отказано в доступе к религиозным практикам, поэзия раскрывала смысл жизни и создавала ощущение как постоянства, так и исторической значимости в обществе, лишенном того и другого.
СССР перенял систему народного образования XIX века и наполнил ее своим содержанием. Это содержание, к счастью для нас, сохранили дореволюционные классики, прежде всего великий поэт-романтик А. С. Пушкин. В очень официальном 19В соответствии с традициями прошлого века учеников заставляли запоминать стихи, а затем декламировать их перед классом. Зубрежка в этом случае отлично сработала, потому что в возрасте восьми или десяти лет я не мог в полной мере оценить глубину и красоту литературных шедевров, как бы хорошо ни объяснял учитель.
Теперь, запомнив их и услышав, как другие цитируют те же строки — вот что значит иметь канон — я могу легко получить к нему доступ позже в жизни. Например, каждый раз, когда я еду осенью по обсаженной деревьями улице, я слышу в своей голове знаковые стихи из поэмы Пушкина 9.0127 Осень :
Грустное время! Такой очаровательный для глаз!
Твоя красота на прощанье радует меня.
Я люблю щедрое увядание природы,
Золотое и багряное одеяние леса.
Я не верю, что найдется в мире носитель русского языка, который не думает об этих стихах, когда листья начинают менять цвет. Пушкин дал нам лирический учебник для знакомства с красотой осени. В русском языке словосочетание так очаровательна для глаз , очей очарованье , состоит из двух одинаково звучащих слов. Поэт создавал убаюкивающий эффект, вызывая мрачное, меланхолическое настроение, сопровождающее описываемую им уходящую красоту.
Что вы думаете о нашей работе? Примите участие в ежегодном опросе читателей здесь >>>
щедрое увядание природы с его золотом и алым цветом вызывает в памяти нечто большее, чем простое описание леса. Скарлет следовало перевести как малиновый , более глубокий, насыщенный и царственный оттенок красного. Вот почему это показательно: Пушкин родился в русской рабовладельческой аристократии, большую часть своей жизни прожил в Петербурге, а в последнее десятилетие был дружен с Николаем I. Но он был, прежде всего, поэтом-романтиком. который бежал с революционной декабристской толпой. На протяжении большей части своей короткой жизни, до расстрела на дуэли в 1837 году, основоположник современной русской литературы находился под цензурой, под надзором тайной полиции и был сослан в ссылку. Роскошь этого времени года мало чем отличается от упадка петербургских дворцов — мест, которые писатель знал близко, но с которыми никогда не чувствовал себя в полной мере. Его очень формальный размер ямба раскрывает величие природы, как у императорского двора, только без сплетен и интриг.
Некоторые говорят, что журналистика — это первый набросок истории, но я думаю, что эта честь принадлежит поэзии. Не столько потому, что поэт часто выступает как свидетель истории, как Анна Ахматова, фиксировавшая переживания людей в сталинские времена, или Ольга Берггольц во время нацистской оккупации, сколько потому, что поэт формирует чувствительность своего века. Для русскоязычного 1820-е и 30-е годы — прежде всего время Пушкина, малинового и золотого и великих светлых рифм.
Мне невероятно грустно, что в течение последних нескольких лет американские эксперты одержимо пренебрежительно относятся к сезон латте с тыквенными специями . Я ничего не имею против тыквенных спайсов или латте: щедрое увядание природы нужно наслаждаться всеми чувствами. Белые женщины, которые, как мне сказали, ответственны за эту кофейную моду, выбрали для осени как раз правильный напиток — со сладким, слегка тухлым запахом и насыщенным горьковатым вкусом.
Зацикленность болтунов на латте с тыквой и специями — это то, что происходит, когда образование почти полностью исключает поэзию и заменяет ее деконструкцией. Показательным примером является статья Иезавели, в которой утверждается, что Америка придумала простую белую девушку, которая просто любит осень. Каким-то случайным образом Иезавель собрала изображения популярной культуры с сентября по ноябрь, напомнила нам, что День Благодарения — национальный праздник, и объявила, что все это каким-то образом завершилось появлением белой цыпочки в большом свитере в Starbucks.
То, что этот вид письма не показывает, что осень — это время года, которое стоит любить. И если в том, как мы его празднуем, есть что-то явно американское — в конце концов, тыквы и индейки родом из Нового Света, — обычные белые недоброжелатели не разглашают этого. Модная политическая атака на белых женщин не может заменить природу, правду и красоту.
Я ошеломлен этим отождествлением осени с привычками белых женщин пить кофе. Мой опыт очень отличается. Александр Пушкин, квинтэссенция поэта Старого Света и темнокожий мужчина, научил меня любить время года. Прадедом Пушкина был Абрам Ганнибал, африканский паж, похищенный в Константинополь, а затем подаренный Петру Великому. Освобожденный царем, Ганнибал занял видное положение при дворе, получил дворянский титул и стал отцом многих детей.
Чтобы понять времена года, я решил спросить у поэта. Джозеф Мэсси — уроженец Новой Англии, написавший « Осеннее равноденствие » во время своего пребывания в Гамбольдте, когда он пытался найти цвета Новой Англии в Калифорнии. Осень содержит множество, и работа Мэсси, сильно отличающаяся от романтической лирики, прославляет элегантное, бесплодное чувство — тихие противоречия, разрешенные в минимализме:
Здесь времена года
Если косить. А там
рельеф в ландшафте
отслоившиеся бугорки цвета
Я спросил Мэсси о стихотворении и о времени года.