Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 145.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 145.
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- [Л],
- [М],
- [Н],
- [Р],
- [Й].
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные.
Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Василиса Козлова
8/10
Алия Карашаева
10/10
Сергей Ефремов
8/10
Ольга Горькова
9/10
Лилия Голомолзина
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 145.
А какая ваша оценка?
Твердые и мягкие согласные. Как определить? Таблица и примеры
Научим писать без ошибок и интересно рассказывать
Начать учиться
289.8K
Вы наверняка замечали, что одни и те же согласные буквы могут звучать по-разному. Например, в словах «детский» и «думать» буква «д» не одинакова: одну мы произносим мягко, а другую — твердо. Пришло время разобраться, почему так происходит. В этой статье мы расскажем, что такое твердые и мягкие согласные звуки и как их определить, чтобы не ошибиться при фонетическом разборе.
Какие согласные называют твердыми и мягкими
Согласные звуки — это те, в которых есть шум. Когды мы произносим их, выдыхаемый воздух сталкивается с препятствиями: особым положением языка, губами, зубами, нёбом. Отсюда и возникает характерный для согласных звук.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Мягкие согласные — звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам.
Твердые согласные — это звуки, при которых язык не делает дополнительных движений.
Поэтому твердые и мягкие согласные звуки мы произносим по-разному. Это можно заметить, если произнести, к примеру, слова осень и осы. В первом случае звук [с’] мягкий и будет звучать соответствующе. Зато во втором слове [с] — твердый согласный звук, и это тоже можно услышать по его звучанию.
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?
Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то
Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте
Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Неикогда крупный тоарговый центр края со временем начал пустеть и прихоадить в упадок. Потеряв сноачала статус города, а потом большую часть жыителей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и водаопровода, прожыивает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на снеигоахоаде по озеру Воже.
Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.
Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?
Мы нашли волшебное перо!
Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →
Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте
апельсиновыйноздриживотн о водВторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →
Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт
Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.
Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.
Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.
Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — этомечтанадежда
Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →
Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте
Древний город Крако основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек однако в 1963 г. случилось землетрясение и их пришлось эвакуировать так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.
Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!
Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →
Вот еще несколько примеров одних и тех же согласных букв, которые обозначают твердые и мягкие звуки.
Интересно, что твердость или мягкость согласного связана с тем, какая гласная буква за ним следует. Если после согласного стоят буквы, обозначающие твердость звука (а, о, у, ы или э), он будет твердым, а если буквы, обозначающие мягкость (я, е, ё, ю, и или ь), — мягким. Исключение — некоторые заимствованные слова, к примеру фо[нэ]тика.
Например:
мягкие согласные: [д’э́]рево, [в’э]черний, при[б’э]жать, [в’а]зание, п[р’и]вел, [л’у́]дный и т. д.;
твердые согласные: мес[та́], к[ры́]ша, [ду́]мать, [мэ́]р и т. д.
Проверьте себя!
Определите, какой согласный звук использован в этих словах— [д] или [д’]: видеть, домашний, победитель, деловитый, победа, вредитель, медитация, медведь
Пятерка по русскому у тебя в кармане!
Все правила по русскому языку под рукой
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости и называются соответствующе — парными. Вот таблица всех парных твердых и мягких согласных звуков.
[б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [с] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [т] | [ф] | [х] |
[б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [с’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Однако в русском языке есть согласные, у которых такой пары нет: они могут быть только мягкими или только твердыми. Такие звуки называются непарными. Например, согласные звуки [ж], [ш] и [ц] не имеют пары, они всегда твердые. Даже если в слове за ними стоят буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и или ь.
Пример
Жёлтый [жо́лтый], широкий [шыро́к’ий], шёл [шо́л], жизнь [жы́з’н’], видишь [в’и́д’иш] и т. д.
Для удобства мы собрали все парные и непарные согласные в памятке ниже. Сохраняйте и пользуйтесь!
Проверьте себя
Проверьте, насколько хорошо вы разбираетесь в твердых и мягких согласных звуках и буквах, с помощью заданий ниже.
Задание 1
Назовите:
10 слов с твердым согласным звуком;
5 слов, в которых есть всегда твердые согласные;
10 слов с мягким согласным;
5 слов с всегда мягкими согласными.
Задание 2
Прочтите слова ниже и отметьте в них твердые согласные звуки, а также укажите парные они или непарные по твердости-мягкости:
ветер,
яблочный,
пресмыкаться,
дальневосточный,
приблизившись,
прижигать,
пирамида,
внешность,
приманка,
важный,
циклон,
атлетический,
мешает.
Грамотная речь идет рука об руку со знанием фонетики. Если нужно подробно разобрать эту тему и не упустить деталей, советуем дополнительно заниматься с преподавателем. На курсах онлайн-школы русского языка Skysmart ученики смогут погрузиться в фонетику и разобраться, какие согласные звуки всегда твердые или всегда мягкие, а после закрепить новое на увлекательных заданиях. Это поможет глубже понять тему и улучшить оценку в школе
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
178.9K
Фонетический разбор
К следующей статье
Словообразовательный разбор слова
Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Глухой звук, непарный по звучности.
F парные или непарные. I. организационный моментВ русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука обозначается — [«].
Твердые и мягкие согласные
Твердый согласный звук получается, если после согласного стоит гласная А, О, У, Ы или Е:
на лок мы фейри
Мягкий согласный звук получается, если после согласного стоит гласный Е, Е, И, Ю или Я:
бело ки ню ла
Мягкость согласных обозначается также мягким знаком — б. Мягкий знак самого звука не означает, он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:
Рысь [рысь»], Огонь [огонь»], метель [ на «й» угу].
Большинство согласных букв соответствуют двум звукам: твердому и мягкому, такие согласные называются парными.
Парные согласные по твердости — мягкости :
Но есть согласные, которым соответствует только один из звуков: твердый или мягкий, такие согласные называются непарными.
Непарные твердые согласные (всегда твердые): Ш[ш], Ш[ш], Ц[ц].
Непарные мягкие согласные (всегда мягкие): Ч[ч»], У[у»], Ы[у»].
В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ш»]. Встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении буквосочетаний лж, зж, жд : вожжи, погремушка, дождь .
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.
Глухие согласные — это такие звуки, которые не произносятся с голосом, они состоят только из шума, например: звуки [с], [ш], [ч»].
Звонкие согласные — это звуки, которые произносятся с помощью голоса , то есть состоят из голоса и шума, например: звуки [р], [ш], [д].
Некоторые звуки составляют пару: звонкий — глухой, такие звуки называются парными.
Парные согласные при глухоте — звонкие :
Непарные звонкие согласные : Ы, Л, М, Н, Р.
Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ.
Шипящие и шипящие согласные
Звуки [ш], [ж], [ч»], [у»] называются шипящими согласными. Звуки [ш] и [ш] — непарные твердые шипящие согласные:
жук [жук], шут [шут]
Звуки [ч»] и [щ»] — непарные мягкие шипящие согласные:
чиж [ч»иж], щит [щит]
Звуки [з], [з»], [с], [с»], [ц] называются шипящими согласными.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткая) обозначает звук [й»]: рай [рай»]. Буква Й пишется:
- В начале слов: йод, кефир.
- В середине слова перед согласными: хаски, майка, кофейник.
- В конце слова: рай, май, твой.
Звук [у»] встречается чаще, чем буква Ы, так как он встречается в словах, где нет буквы Ы, но есть гласные И, Е, Ю и Е. Рассмотрим, в каких случаях звук [у «] встречается в словах, не содержащих буквы Й:
- гласные И, Е, Ю и Ё стоят в начале слова: пит [-й»ама ]
- гласные И, Е, Ю и Е идут после гласных: дует [ дует эт ]
- гласные И, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твердого знака (б): запись [ выезд ]
- после разделительного мягкого знака (б) идут гласные И, Е, Ю и Е: наливая [ л «у» от ]
- гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь): ульи [ ст «у» и ]
В заданном автором разделе на вопрос как определить мягкое парное или звонкие непарное словосочетание лучший ответ
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твердые звуки: [ш], [ш], [ц]
Гласные: A-Z, O-Y, U-Y, Y-I, E-E.
Гласные А, О, У, Ы, Е на письме обозначают твердость согласных.
Гласные Е, Е, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных.
Например: малый — [м] — твердый звук, так как за ним следует звук А.
скомканный — [м`] мягкий звук, так как после него идет звук И.
Ответ от 22 ответы [гуру]
Эй! Вот подборка тем с ответами на ваш вопрос: как определить мягкие парные или звонкие непарные
Ответ от т и т [гуру]
В русском языке согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых нет пары. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются.
Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Для обозначения мягкого гласного на письме ставится символ («).
По твердости-мягкости большинство звуков образуют пары:
[б] — [б»] (быть — бить),
[н] — [н»] (пыль — пили),
[в] — [ в»] (выпало — forl),
[ф] — [ф»] (готово — готово),
[д] — [д»] (вода — вода),
[т] — [т»] (бит — бить),
[з] — [з»] (беру — беру),
[с] — [с»] (вес — все),
[л] — [л»] (моль — моль),
[н] — [н»] (конец — лошадь),
[м] — [м»] (мать — давка),
[р] — [р»] (рысь — рис),
[к] — [к»] (сорок — сорока),
[г] — [г»] (нога — ноги),
[х] — [х»] (ухо — ухо).
К твердым непарным согласным относятся [ц], [ж], [ж], а к мягким непарным согласным [ч’], [щ’], [’]
Теперь рассмотрим разделение звонких и глухих гласных.
Согласные, образованные при участии залога, называются звонкими: [б], [в], [ж], [д], [ж], [з], [л], [м], [н] , [р]…
Согласные, образованные без участия залога, называются глухими: [к], [н], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ ч], [ж], [щ]…
Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] — [р], [ж] — [к], [д] — [т], [з] — [с], [в] — [ф], [г] — [ш], [з’] — [к’], [б’] — [н’], [в’] — [ф’], [з’] — [з’], [ц ‘] — [Т’].
Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, им нет соответствующих глухих звуков.
Звуки [х], [ц], [ч] всегда приглушены.
Звук — мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческое ухо воспринимает все звуки, которые оно слышит. Все это время его мозг перебирает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, но на письме его можно обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ н], [т], [ы], [и], [ф], [ц], [ж], [х], [ч], [б»], [з»], [ц»], [ц»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [н»], [р»], [ф»], [з»], [х»].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык сильнее прижимается к нёбу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Это то, что отличает твердые и мягкие согласные друг от друга. Для того чтобы на письме определить, мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если после них следуют буквы ух, ух, ух, ух — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них идет другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова — [темнота], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется в форме апострофа: моль — [моль’], мел — [м’эл], калитка — [кал’итка], пир — [п’ир].
Следует отметить, что звуки [ш’], [’], [ч’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ш], [ц], [ш].
Согласный звук станет мягким, если после него стоит «б» и гласные: и, э, ю, и, э. Например: ген — [г»эн], лён — [л»хэ], диск — [д»иск], люк — [л»ук], вяз — [ин»яз], трель — [тр»эл» ].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие.Звонкими согласными могут быть звуки, образованные с участием голоса: [в], [з], [ж ], [б], [ж], [у], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [пол], [громкость], [сон], [шум], [у»ука], [припев], [король], [ч»ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [р], [ж] — [ш], [ж] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: реальность — пыль, дом — объем, год — код, ваза — фаза, зуд — суждение, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [з], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] — [р»], [р] — [р»], [м] — [м»], [в] — [в»], [д ] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [ч] — [ч»], [б] — [б»], [г] — [г» ], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: верно — белый, высота — ветка, город — гепард, дача — бизнес, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, чудовище — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — хутор, хоромы — изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые — перед буквами А, О, У, Ю, Е Мягкие — перед буквами И, Е, Й, Ы, Й | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б» | боевой | |
в | вой | в» | веко | |
G | гараж | G» | герой | |
d | отверстие | d » | смола | |
с | пепел | з» | зевать | |
К | Крестный | К» | Кроссовки | |
л | лоза | л » | листва | |
м | март | м » | месяц | |
н | ножка | н» | нежность | |
NS | Паук | NS» | Песня | |
R | высота | R» | ревень | |
с | соль | с» | сено | |
Т | облако | Т» | терпение | |
f | фосфор | f » | фирма | |
NS | тонкость | NS» | химия | |
Непарный | f | жираф | h | чудо |
NS | экран | SCH | ореховый | |
в | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные.
Парный | Звонкий | Глухой |
В | НР | |
В | Ж | |
Г | К | |
Д | Т | |
F | НР | |
З | С | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего усвоения материала
В русском алфавите ровно 33 буквы
004 Знаки — твердые, мягкие —Сразу станет понятно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если произносить шумно, то они глухие.
Согласные гордо говорят:
Звучат иначе.
Твердые и мягкие
На самом деле, они очень легкие.
Запомни навсегда одно простое правило:
Ш, Ц, Ж — всегда твердые,
А Ч, Щ, Ю — только мягкие,
Как кошачьи лапки.
А другие будем смягчать так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой это хитрый знак!
А если добавить гласные И, И, Йо, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Братья знаки, мягкие, твердые
Мы не говорим
Но изменить слово,
Мы попросим их помощи.
Всадник едет на лошади
Кон — используем в игре.
Выпуск 51
Новый урок русского языка начался с повторения. Ведущая Василиса попросила повторить все, что узнали ученики о согласных. Друзья из Шишкина Леса многое вспомнили:
Согласных больше, чем гласных.
Невозможно петь согласные.
Произносятся с шумом и голосом: Б, Ф, З.
Или просто с шумом: Р, Т, Ф.
Согласные звонкие, глухие парные непарные.
— Как это в паре? — удивился Зубок. Парятся в бане?
— Дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Сейчас Шуня и Веснушка расскажут, какие согласные они знают: звонкие глухие парные непарные. И приведут примеры.
: Звонкая «W» будет сочетаться с глухой «W». Например: тепло – это шар.
— Я понял, — сказал Зубок. Глухой звук – это то же, что и звонкий звук, но произнесенный тихо, без голоса.
— Но бывает так, что мы не можем сразу понять, какую букву писать в слове. В конце слов многие звонкие согласные звучат глухо. Например: в слове «зуб» слышится звук «р», а мы пишем звонкий согласный «б».
— Так как же нам разобраться во всех этих звонких глухих парных непарных согласных? — расстроился Зубок. Можно ли выучить все наизусть?
– Нет, все слова наизусть учить не надо, – успокоила Василиса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятной согласной стояла гласная. И тогда мы поймем, какую именно букву писать. Например, в слове «год» вы слышите глухую «т» на конце. Меняем слово — в начале января поздравляем вас с наступающим Новым годом. В слове «год» отчетливо слышно звучное «д». Поэтому мы пишем его в слове «год».
Однако не все согласные являются парными. Давайте вместе найдем этих одиночек в русском алфавите. На доске нарисованы два дома. Парные согласные будут жить в одном, а непарные в другом. Помогите, друзья!
Парное Непарное
Ж — Ш М, Н
З — С Х, С
К — ГР Р, Л
А теперь составим рассказ из слов только с непарными согласными. Ученики придумали следующие слова: лети, король, луна, рыцарь. Муха села на макушку царя. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошел его верный рыцарь. И он спугнул муху. Отличная работа! Вы придумали свою историю?
Подошел к концу урок, на котором мы изучали звонкие глухие парные непарные согласные.
Хоть эти согласные и парные,
Но они все же очень разные.
Зуб и щи, кров и плов,
Что писать в конце слов?
То ли звонкий, то ли потише,
Кот — кот, год — год.
Различим без труда.
И в конце напишем букву правильно.
Звонкие и глухие согласные. Оглушительные и звонкие согласные
По звучанию и способу образования согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных являются парами глухие/звонкие. Таблица:
[б’] — [н’] | |
[в’] — [ф’] | |
[г’] — [к’] | |
[д’] — [т’] | |
[с’] — [с’] | |
Некоторые согласные не образуют пар звонкий/глухой (они, так сказать, «только звонкие» или «только глухие»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [у’].
Непарные звонкие согласные: [’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В ходе речи в определенных позициях парные звонкие согласные изменяются на глухие (оглушенные), а парные глухие согласные на звонкие (звонкие).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
- В конце слова:
Хлеб — хлэп.
(Много) цветы — цв’итоф.
2. Перед глухим согласным:
Когти — [коктьи].
Ложка — [кот].
Под полом — [patpolam].
Глухие согласные озвучиваются в положении перед парными звонкими:
Запрос — прозьба.
Отбой — [адбой»].
С другом — [привет].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные делятся на твердые и мягкие звуки в русском языке.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют « жесткий» звук.
Большинство согласных образуют пары твердый/мягкий.
Некоторые согласные не образуют пар твердый/мягкий (они, так сказать, «только твердые» или «только мягкие»).
Непарные твердые согласные: [ш], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не сочетаются с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не сочетаются с идущим после них гласным звуком [с].
Мужчина — мужик (здесь после твердого [ш], звучит [с]).
Учил — [уч’ил] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В ряде случаев в течении речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’ш’].
Блин — блинчик [блинчик].
Смена — смена см’ен’щика.
Твердые [д], [т], [ч], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’] .
Свисток — свы[с’т’]эт.
Лес — ле [с «н»] ик.
Казначейство — в ка[з»н»]э.
Лук — ба [н»т»]ик.
Индия — I[n»d»]ia.
Сходство согласных по звучанию и произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Кроме смягчения, звонкости и оглушения в течении речи согласные претерпевают и другие изменения в определенных позициях. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ш], [ж], [ч»], [у»] сходны с ними по звучанию и произношению.
Шить — шшыть].
Kindle — ражжечь.
Аккаунт — [sch’ch’ot].
Щедрый — ра [щ’ч»] эдрил.
Очистка — [patch’ch’is’it’].
С жуком — жжуком.
Из шерсти — [ишшерс»т»и].
В глаголах на -сат и -с звуки [т’] и [с’], будучи взаимно сходными в произношении, совпадают в двойном звуке [ц].
Рвать — рвазза.
Добро — гадицца.
В сочетании ТСК взаимно сходные по произношению звуки [т] и [с] совпадают в звуке [ц].
Арбатский — [арбатский «].
Пиратский — [пиратский «].
При труднопроизносимом сочетании согласных один из них может выпасть.
Властный — злой.
Сердце — se [rts] e.
Опоздавший — по [знаку] о.
Солнце такое [нц]э.
Завистливый — ревнивая [с «л»] ива.
Чувство — чу[ст]ой.
Шестьсот — она[сс]от.
Голландский — голла [нс] кий.
Ударные и безударные гласные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные в русском языке имеют гораздо большую продолжительность и силу звука, чем безударные гласные. Ударные гласные произносятся сильнее, чем безударные.
Ударные гласные образуют в речи ударные слоги, безударные гласные — безударные слоги.
В безударной позиции гласные произносятся менее отчетливо и звучат с меньшей продолжительностью (т. е. редуцированы).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Пила — пила.
Дым — [дым].
Рука — [рука].
Гласные [о], [э], [а] изменяют качество своего звучания без ударения.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука нет специального знака, символ [а] используется).
Глава [глава].
Слова — [слава].
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука нет специального знака, символ [и] используется).
Дела — [д’ила].
Пятак — [питак].
Двойная роль букв Е, Ы, Ы, И в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двоякую роль в русской графике.
Буквы е , йо, ю, и обозначают сразу два звука, если они стоят в начале слова, либо после разделительных Ь и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [ й’о], [й’й], [й’а].
Есть — [y’es «t»] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольёт — [прал «у» от] (буква е обозначает два звука после б).
Комфорт — [уй’ут] (буква NS обозначает два звука после гласной).
Буквы е, е, ю, и, стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.
Лес — [л’эс].
Мед — [м’от].
Люк — [л’ок].
Ряд — [р’ат].
Слоги, в которых согласный звук твердый. Обучение чтению
Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, их надо не запоминать, а научиться слышать. А для этого ребенку нужно подсказать, как именно эти звуки получаются — это значительно облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке одновременно твердые и мягкие. Для начала нужно, чтобы ребенок запомнил те, которые только твердые: Ш, Ш, С, а также всегда мягкие: Ч, Ш, Ю. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда будет нарисовано твердое по синим кирпичам, а всегда мягкие — по зеленым подушкам (выбор цвета основан на том, как обозначаются эти звуки в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вставите ему в рабочую тетрадь или повесите, то он быстро запомнит эти согласные.
Как гласные командуют согласными
Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но соседние буквы помогут предположить это. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш твердый. Например: таблица. Что следует за звуком С? Значит, это твердый согласный.
Гласный звук «повелевает» согласному, стоящему перед тем, каким он должен быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними стоят только твердые согласные. А если это: А, Е, Ю, И, Йо, то — мягкое. Мягкость предыдущего согласного также обозначается цифрой 9.0005
Развивающие игры
Чтобы ребенку легче это запомнить, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешнюю сторону указательного пальца к нёбу и поочередно произносить слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА — ТЯ, ОН — НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спинка слегка приподнимается к небу. А вот при произнесении твердых согласных этого не происходит.
Бросьте мяч ребенку, называя слог твердым согласным, и пусть он вернет вам мяч, уже произнося его с мягким. Например: ЛА — ЛА, ЛО — ЛЕ, ЛИ — ЛИ и т.д.
В школе учащихся просят выделять твердые и мягкие согласные с помощью синего и зеленого цветов. Синий твердый, а зеленый мягкий. Вырежьте несколько красных, синих и зеленых квадратов и попросите их собрать слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие зеленым. Возьмем для этого маленькие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т. д.
Игра в цепочки слов. Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, начинающееся с этого слога. Не забывая определить вслух, какой согласный, твердый или мягкий, был в этом слоге: ветры — рыба — бублики — кино и т. д.
Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!
В разных словах согласные звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.
Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к небу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягкий . А звук противоположный называется — твердый .
Выполним задание. Вам нужно разложить овощи по двум корзинам. На первое место ставим те, в названиях которых слышны любые мягкие звуки, во второе те, в названиях которых все согласные звуки твердые. Свекла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Давайте проверим. В первую корзину положить: свеклы (звук [в’]), репы (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Второй: капуста, тыква, баклажан, лук .
Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово ГЭС иначе — с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово — НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:
ряд — звук [р’] — рад — звук [р]
люк — звук [л’] — лук — звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
скомканный — звук [м’] — мелкий — звук [м]
Звуки можно писать (условно) значками. Музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи — буквами, но в специальных квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.
Большинство согласных образуют пары мягкость — твердость:
Некоторые согласные бывают только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости/мягкости:
Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[ч] — ? [г] — ? [Р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность задания: [с] — [с’]; [р’] — [р]; [SS]; [л] — [л’]. [ж], [з’] — непарные мягко-твердые звуки.
На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.
Встречаются слова с мягким согласные в конце слова или в середине слова перед другими согласными. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его название наводит на мысль — знак мягкий , для мягких согласных.
Давайте составим памятку, как действовать при написании слов:
Слышу твердый согласный звук — пишу буквы после него вместо гласного звука: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным — его мягкость обозначаю гласными: Е, Е, И, Ю, И.
Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной — проявляю мягкость б.
Рис. 5. Твердые и мягкие согласные ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают мягкими и твердыми, а мягкость согласных на письме в русском языке обозначается буквами я, е, е, ю, я и ю.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебная книга / Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний ()
- Русский язык: краткий теоретический курс. ()
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()
сделать на дому
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 35, пр. 6, с. 36, упр. 3.
- Посчитайте, сколько мягких согласных в слове электропоезд ? ( В слове поезд — 3 мягких согласных ([л’], [р’], [ч’]) .
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твердость звучания меняет смысл.
Какие звуки называются согласными?
Из чего состоит согласная?
Что такое согласные звуки?
Сколько согласных букв и согласных звуков в русском алфавите?
Какие согласные всегда твердые, а какие всегда мягкие?
Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные делятся на звонких и глухих. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.
Звуки состоят только из шума: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [у]. Это глухие согласные.
Многие согласные образуют пар по голосу- глухота : [б] — [р], [с] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [с] — [с], [ф] — [ш].
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: « У ЛЬВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ ».
Посмотреть все фразы для запоминания звонких и глухих согласных. СТЕПКА, ХОЧЕШЬ ЦЫПКУ? — Фу! ».
Согласные звуки обозначаются буквами:
Б , В , Г , Д , Ф , W , Y , К , L , M , H , P , R 90 036, с , т , ф , кс , К , Х , Вт , Щ .
Всего в русском языке 21 согласных.
Согласные бывают твердыми и мягкими.
Твердые и мягкие звуки различаются положением языка при произношении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднимается к твердому небу.
Большинство согласных образуют пары по твердости-мягкости:
Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пар по твердости-мягкости:
Твердые | [ф] | [ш] | [с] |
---|---|---|---|
Мягкий | [ч❜] | [н❜] | [й❜] |
Таблица «Согласные: парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твердые согласные отмечены синим, мягкие согласные зеленым, а гласные красным.
Твердость согласные обозначаются на письме гласными НО , О , В , С , Э .
Мягкость согласный звук обозначается на письме гласными Е, Ё, И, Ю, И , а также буквой б (мягкий знак).
Сравнить: нос [нос] — нес [н❜ос], нагнетание [нагнетание] — уголь [угал❜].
Непарные звонкие звуки [д❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называются звонкими , которые означает «звонкий» на латыни.
Звуки [ж], [ж], [ч❜], [у❜] называются шипящими . Они получили такое название, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки [ш], [ш] — непарные сплошные шипящие звуки.
Звуки [h❜] и [u❜] — непарные мягкие шипящие звуки.
Звуки [ц], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .
Согласный не может быть ударным или безударным.
В русском языке больше согласных звуков (36), чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твердые и мягкие звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜ ].
Внимание! Согласная может образовать слог только с
Фонетика — дама капризная, хоть и интересная. Не секрет, что все звуки в русском языке делятся на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые. Эта классификация основана на способе произношения звуков и особенностях работы нашего артикуляционного аппарата. Итак, как вы можете отличить их всех друг от друга?
А в чем, собственно, смысл?
Мягкие и твердые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но для того, чтобы отличить одну фонему от другой, нужно сначала понять, чем они отличаются от гласных.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно петь, продлевать — так объясняют учителям малышам в школе. Когда воздух на выходе из легких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно использовать губы, зубы и язык — все они, так сказать, участвуют в процессе.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как сказано выше, звучат только одним голосом, то в согласных еще присутствует шум, создаваемый помехой, с которой приходится встречаться воздуху при произнесении их. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких звуках к нему добавляется еще и голос. Сравните, например, произношение слов «грот» и «крот» или «дом» и «том». В обоих случаях первые буквы твердые согласные, звонкие и глухие соответственно.
«Вернемся к нашим овцам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях согласных, давайте перейдем к нашей основной теме.
Лучший способ учиться на примере, верно? И снова обратимся к сравнению: скажем следующие пары слов:
Ракетка-грабли, колобок-бюро, мать-мяч, лоза-лед, башня-вид.
Есть некоторая разница в том, как мы произносим согласные. Не так ли? Это вызвано гласными, которые следуют после согласных. Слова специально подобраны так, чтобы нужные нам звуки были в одном и том же положении во всех примерах. В этом случае они показывают все свое разнообразие. Скажи еще раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а как бы расслабляется, становится плоским? Это можно считать основной особенностью, которой обладают наши твердые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь давайте перейдем к конкретной теории. Твердые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Прежде всего, нужно помнить, что твердость или мягкость звука обусловлена соседней с ним гласной. Когда после буквы а,о,у,с , то звук, который он обозначает, обязательно будет твердым (рукавицы, топтание, губы, играл), а если есть е, йо, ю, я и согласный будет звучать мягче (метель, песик, мята, Киев). Таким образом, можно сказать, что нет смысла запоминать все твердые согласные. Почти все они парные. Это свойство проявилось в первом ряду слов, где мы учились различать твердые и мягкие звуки. Поэтому все зависит от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос, как быть с непарными согласными. На русском их очень мало: w, w, c . Как бы вы ни старались, вы не сможете произнести их мягко. Даже если за ними следуют те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол — шорох — шик, жутко — жидкость — олово, цена — цирк — король. Противостоят этим согласным непарные ч, ш, у , что во всех случаях будет звучать мягко: чурка — чаща — чистка, щеки — косоглазие — щебень, иот — кефир .
Сломай систему!
В этой ситуации нужно понимать, что правило последующей гласной с ними не распространяется на непарные твердые согласные. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парной, эквивалент которой всегда можно найти, изменяя гласную, и непарной, живущей по своим правилам.
Помним
Теперь перейдем к методам обучения и запоминания. Твердые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы, даже с таким теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Давайте сделаем несколько карточек. Вам понадобится два листа цветной бумаги или цветного картона. Главное, чтобы они были контрастными. Вырезаем одинаковые облака, шары, фигурки — все, что придет вам в голову. Затем две фигурки соединяем клеем так, чтобы эти самые контрастные стороны оказались снаружи. А затем при участии вашего маленького помощника с одной стороны пишем гласные, которые дружат с мягкими, а с другой – с твердыми согласными. Чтобы совсем ничего не забыть, можно также расположить рядом непарные и парные соответственно. Когда все под рукой, это намного проще.
Затем нарисуйте что-нибудь, что поможет создать ассоциацию: кирпичик на картоне, на котором написаны твердые звуки, и перо, на котором написаны мягкие фонемы. Или что-то еще в этом роде. Имея перед глазами конкретный пример, ученик наверняка лучше усвоит информацию. Позже, для закрепления, вы можете попросить своего ученика выделять твердые и мягкие звуки разными цветами в письменных словах – красным и синим, например, чтобы вы могли легко проверить его домашнюю работу.
подручный материал
Для приготовления таблеток, о которых говорилось чуть выше, нужно еще иметь какой-то материал. Твердые согласные – таблица, на которую можно положиться, чтобы не запутаться. Для удобства он содержит парные и непарные звуки по твердости и мягкости. Кстати, если мы хотим указать на мягкость звука, то в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
В этой таблице все фонемы вверху сплошные. Ниже представлены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда звук не имеет пары. Это значит, что он не мягкий.
Дальше помним
Продолжаем тренироваться? Приведем еще примеры слов, где один и тот же согласный звучит в твердой или мягкой позиции. Еще один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые воздействуют на согласную, она может быть смягчена или затвердевает мягким и твердым знаком соответственно. Не забудем об этом в нашем следующем задании.
Бобр — белый, метель — вратарь, город — гелий, вход — приказчик, жираф, зима — зубы, кит-кот, конь — лимонад, жатва-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, киносъемка, халва — схема, курица, шляпка.
Определите слова из представленной пары, в которых присутствуют мягкие или твердые согласные. Как видите, буквы для их обозначения используются все те же. Обратите внимание, что в некоторых словах на твердость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, можно также попросить ребенка придумать примеры на непарные согласные, чтобы он сам убедился, что они только твердые. Все-таки собственный опыт — гораздо более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Еще одна игра
Для изучения темы мягкие и твердые согласные можно предложить ученику вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твердые согласные. А потом, вставляя в них гласные, придумывать слово. Например, есть ряд слов: рассол — лакей — ножи . Выпишите согласные: с, л, н, добавить гласные. И первое, что приходит на ум, это короткое, но емкое слово «слон». Продолжим?
- Правка — будет — лом (выдан пр,в,л ).
- Помидор — роль — болото (выдан т, р, т ).
- Выпь — соня — сено (выдано в,с,н ).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить, что ни в коем случае нельзя говорить «твердые согласные». Это только звуки. А по своим обозначениям они абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из таблицы выше). Теперь, когда весь материал у вас на руках, осталось только потренироваться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно же, вы можете еще несколько раз перечитать материал по теме «Твердые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. С ней будет намного легче повторить.
Не забудьте дать новые примеры на каждый парный и непарный звук, чтобы наш ученик сам научился сравнивать разные звуки согласных фонем. Он зависит иногда не только от последующего гласного или мягкого и твердого знака, но и от соседних согласных, которые в зависимости от их твердости или мягкости также могут влиять на исходное звучание. Все не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и все обязательно получится.
В русском языке большинство согласных мягкие и твердые, это качество имеет смысл. Сравните слова:
- мел — многожильный;
- банк — баня;
- гость — гость
Однако есть и такие, чья твердость является постоянным качеством, а это значит, что они всегда твердые.
Согласные звуки: [г]
Встречается в следующих словах:
- жизнь [жиз «н»]. ;
- жидкий [жытк»й];
- жимолость [жимлс»т»];
- живой [живой];
- дрожит [дрожит];
- сторожевой [старажыт];
- жужжание [жужжание];
- красный [красный];
- блаженный [благословенный].
При сравнении написания и звучания можно сделать следующий вывод: после этого согласного пишется буква и , но слышится звук [с]. При выборе этого написания нужно руководствоваться правилом: ЖИ писать с буквой И.
Для игры с ребенком с целью отработки навыков правописания можно использовать, например, следующий текст:
А жук жужжит над жимолостью. Он живет где-то рядом с жужелицей. Она охраняет от него свой дом. И бегут мимо лужи рыжие ежи. Куст отражается в своей жидкой жидкости — совсем как живой, только перевернутый вверх дном.
Звук [ж]
Твердый в отличие от [ж], который звонкий. Эту фонему можно наблюдать в словах:
- широта [шыр»];
- шить [дерьмо»];
- шифон [шифон];
- шкаф [шыфан»ер];
- мыши [мыши];
- тишина [т»ишына];
- ерши [йиршы];
- пенни [граши];
- в спешке [сп»ишыт];
- финиши [локоны].
Здесь мы также имеем дело с той же тенденцией, что и в случае со звуком [г]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущего написания: «ШИ пиши с буквой И».
Для отработки навыка правильного написания таких слов обратимся к диктанту:
Мыши шуршат под скатами крыш. Один из них слышит молчаливое дыхание кошки и спешит к своей норе — там у нее малыши.
Подведем итоги, всегда твердые служат опознавательными знаками написания «И после Ж и Ш».
Звук [тс]
Последний звук, в котором твердость есть постоянное качество, это [ц]. В нем больше сложностей с орфографией. Написание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмем примеры слов с написанием в корне слов:
- цифра [число];
- Compass [Compass «];
- Цирк [Цирк];
- ЦИТРОН [ЦИТРОН];
- Акация [Акатсия];
- Лектура [Лекция];
- Секция [с» ektsyya];
- санкция [санкция].
Там, где в слове есть этот твердый согласный звук, мы слышим после него [с], но обозначаем эту фонему по-разному. В приведенных выше примерах правописание регулируется следующим правилом: после буквы С в корне слова пишется И. Но есть исключения, в которых Y все равно нужно ставить:
- чик-чик-чик;
- на цыпочках;
- цыпленок;
- клик;
- Цыган.
В дополнение к этим исключениям также можно писать Y в суффиксах и окончаниях:
- Синицын;
- сестры;
- рядом с больницей;
- без воды;
- у молодой женщины;
- у девушки.
Поиграйте с ребенком, чтобы потренироваться в написании слов, которые пишутся с буквой Ц:
В цирке выступает цыган, он щелкает цыплятам: «Шшш!» Они прячутся в лапах лисы. Девочки смеются, встают на цыпочки и приветствуют доброту лисы громкими овациями.
Подытожим: звуки в алфавите всегда Ж, С, Ш. С ними можно записать следующие гласные: И, Ю.
Замена W на W
Звук [ц] не шипящий. И два других называются именно так. В слабой позиции (в конце слова или перед глухими согласными) звук [г] заменяется на [ж]:
- женатый [замуш];
- уже [уш];
- невыносимый [нефтерпеш];
- ложка [ложка];
- рога [рошк» и].
Текст диктанта на эту тему, который поможет провести интересную обучающую работу по данному правописанию:
Так всегда бывает, когда согласные, звонкие, твердые звуки в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.
Сестры Голицыны вышли замуж. Они невыносимы. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапоги, кадки, миски, чашки, ковши. И вот появились на дорожке дрожки, там едут Сережка, Алешка, Прошка и Олежка — женихи сестер. Вот и закончилась сказка, и жили они долго и счастливо.
При проставлении б после Ж и Ш
По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твердые, никогда не употребляется с ними для обозначения мягкости. Однако бывают случаи, когда его можно встретить после букв Ж и Ш:
- мышь;
- Ложь;
- дрожь;
- брошь;
- вздор;
- по всему периметру;
- не трогать;
- услышать.
Эти примеры иллюстрируют правило использования мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:
- Существительные 3 сложения: тишина, каприз.
- Наречие: удар слева.
- Глаголы: идти, ложиться.
Для обучения используем следующие предложения:
Это просто ложь, что мышь страшная: не трогай ее, проходя мимо, она ее тоже не тронет.
Если в доме тихо, а ты не кричишь, не прыгаешь, не кайфуешь, то тут какой-то подвох, сразу не поймешь. Что ты там делаешь, а сам молчишь?
Когда Ь не ставится после Ж и Ш
Всегда твердые согласные [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:
- Нет 3 склонения у существительных: младенец, сторож, кровля.
- Сокращенное прилагательное: хороший, милый.
- Наречия-исключения: уже, замужем, невыносимо.
Практический текст:
Мой малыш хороший, красивый и похож на папу. Он будет летчиком, он будет летать над крышами, за ним нельзя следовать.
О и Ё после шипящих и С
Всегда твердые согласные требуют к себе особого внимания, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ы:
- шел [шол];
- шепот [шепот];
- шелк [шелк];
- жернова жорноф;
- желудь [желудь];
- шорох [шорох];
- шоссе [шосе];
- жокей [жок»эй].
Название этого написания «О и Йо в корне после шипения». Правило: «Если в однокоренном слове можно подобрать слово с буквой Е, то пишем -Ё, если таковой нет, пишем О». Проверим:
- acorn — желудь;
- шелк — шелк;
- жернова — жернова;
- шорох — проверить нельзя;
- жокей — проверить невозможно.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш буква О пишется под ударением:
- морж;
- большой.
Без напряга нужно написать букву -E:
- оранжевый;
- груша.
После С буква Е никогда не пишется, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- подвал;
- церковь;
- торцевая поверхность;
- борьба;
- шифер;
- глянцевый;
- полотенце;
- клеймо.
Согласные, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют большого внимания. Как видите, с ними связано очень большое количество написаний. По школьной программе предусмотрен тест, связанный с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот диктант:
«Однажды мы пошли на охоту и наши собаки побежали за нами.
В осенних лесах много вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевика, желуди. Животные в это время едят и жиреют.
Вот мы и в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим туда. Там мы видим лисью нору. Собаки вырвали вход и вытащили ее наружу. Мы отогнали собак.