Что исследует детский невролог у новорожденных?
Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).
Для оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.
Какие это рефлексы ?
Рефлекс Моро
Рефлекс Моро — реакция испуга, заключающаяся в отведении рук, разгибании ног и последующем сгибании бедер. Рефлекс существует у всех здоровых доношенных новорожденных. Рефлекс Моро свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы и сохранности спинного мозга и нижних отделов ствола мозга. Рефлекс Моро обычно угасает в возрасте 4-5 мес.
Асимметричный шейный тонический рефлекс
Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом головы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фехтовальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.
Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы
Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.
Хватательный рефлекс
Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захватыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное произвольное захватывание предмета (подушечками большого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пребывает в открытом состоянии приблизительно 50% времени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверхность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.
Парашютный рефлекс
Рефлекс вызывают, быстро опуская вниз ребенка, находящегося в горизонтальном положении, вследствие чего он вытягивает руки кпереди с тем, чтобы предотвратить падение; это нормальная поддерживающая реакция. Она ярко выражена в возрасте 6-7 мес. Исследование этого рефлекса позволяет легко оценить двигательное развитие верхних конечностей. Асимметрия рефлекса — возможный ранний симптом поражения нервной системы.
Рефлекс Ландау
Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.
Использование рук
Открытая кисть руки — благоприятный признак нормального развития корковых двигательных функций. Ребенок начинает захватывать предметы всей кистью руки в возрасте 4-5 мес, перекладывать предметы из руки в руку — в 8-9 мес. Сильное доминирование (предпочтительное использование) одной из рук в возрасте до 1 года обычно свидетельствует о наличии патологии.
Рефлекс Бабинского
Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.
Общее исследование
Два самых достоверных признака нормального психического развития ребенке грудного возраста — ранне появление способности правильно захватывать предметы [подушечками большого и указательного или среднего пальца] и ранее формирование речи. Правильное захватывание предметов пальцами формируется к возрасту 9-15 мес. Появление одного этого признака считают достаточным доказательством сохранности нервной системы ребенка. Аналогично появление речевых навыков к возрасту 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии ребенка. Тем не менее и некоторые нормальные дети начинают говорить только в возрасте 3-4 лет. Для оценки основных этапов развития ребенка хорошо подходит Денверский тест развития. Данный тест позволяет в процентах оценить степень развития грубой и тонкой моторики, речи, а также личностных и социальных контактов, соотносимых с возрастными периодами в 1 год. Денверский тест развития не предназначен для оценки интеллекта. Точная оценка интеллектуальных функций возможна у детей старше 4-5 лет с помощью формализованного психометрического обследования. Хотя тесты на когнитивные функции, такие, как шкала Бейли для грудных детей, и позволяют получить некоторые данные о нормальном развитии, их результаты плохо коррелируют со стандартизированными тестами на интеллект, применяемыми у детей 4-5 лет и старше.
Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.
■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.
■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.
■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.
■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.
■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется правильный захват предмета пальцами.
■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.
■ 15-18 мес: комбинируют слова.
■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.
■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с поддержкой.
■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.
■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.
■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.
О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.
В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.
Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.
Основные рефлексы новорожденного — Страсти
Невропатолог и педиатр, осматривая малыша, всегда проверяют наличие и выраженность рефлексов. При помощи рефлексов врачи проверяют, как работает у новорожденного центральная нервная система.
Оценка рефлексов должна проводиться в хорошо освещенной, теплой комнате, на полужесткой ровной поверхности. Малыш при этом должен находиться в состоянии бодрствования, быть сытым и сухим.
Рефлексы, исчезающие со временем
Сосательный рефлекс
Данный рефлекс проявляется у ребенка в ответ на практически любое раздражение ротовой полости: если предмет попадает в ротик младенца, малыш сразу же приступает к активным ритмичным сосательным движениям. Это очень важный рефлекс, присутствующий у уже доношенного новорожденного, и сохраняется он, как правило, на протяжении первого года жизни.
Хоботковый рефлекс
Выпячивание губ в виде весьма своеобразного «хоботка» в ответ на отрывистое быстрое прикосновение к ним пальцами (мягкое «постукивание»). Как правило, хоботковый рефлекс присутствует у малышей в течение первых месяцев жизни, после чего угасает.
Поисковый рефлекс
При нежном и осторожном поглаживании области угла рта ребенка тот начинает опускать свою нижнюю губу, отклонять в сторону раздражителя язык и активно «искать» грудь матери. Важно: при проверке данного рефлекса не следует прикасаться к губам малышам (иначе получите хоботковый рефлекс).
И еще: раздражение области угла рта обязательно должно быть только легчайшим — если вдруг малыш ощутит дискомфорт, скорее всего, он отвернет свою головку в противоположную сторону. Рефлекс сохраняется в первые месяцы жизни, но порой может присутствовать и более длительное время.
Ладонно-ротовой рефлекс
Если умеренно надавить на ладони малыша подушечками пальцев — у ребенка будет вызвано открывание рта и движение его головы вперед, по направлению к раздражителю. Как и поисковый рефлекс, он особенно выражен перед процессом кормления ребенка. Данный рефлекс отмечают до двухмесячного возраста.
Асимметрия или ослабление этого рефлекса (с одной стороны рефлекс выражен значительно больше, нежели с другой), равно как и его сохранение после 3-месячного возраста, может свидетельствовать о нарушениях нервной системы. Малыша нужно непременно показать детскому невропатологу.
Рефлексы, исчезающие со временем (продолжение)
Защитный рефлекс
Если положить ребенка на живот, тот сразу же «автоматически» повернет голову в сторону. Биологический смысл данного рефлекса вполне понятен и без лишних объяснений — он позволяет маленькому человечку дышать даже в столь неудобном положении, как позиция ничком. Обычно этот рефлекс отмечается даже в первые часы жизни ребенка.
Рефлекс ползания
Данный рефлекс также присутствует у детей с первых суток жизни. Если положить малыша на живот, а затем прикоснуться к его подошвам, ребенок попытается оттолкнуться от ладоней взрослого, словно от опоры. И таким образом продвинется вперед.
Некоторые новорожденные осуществляют или, по крайней мере, стараются осуществлять такие движения и без наличия опоры — это называется спонтанным рефлекторным ползанием. В норме такие движения наблюдаются до четырех месяцев жизни, после чего постепенно угасают.
Рефлексы автоматической ходьбы и опоры
Если телу новорожденного придать вертикальное положение и попытаться обеспечить соприкосновение подошв стоп ребенка с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш обязательно выпрямит ножки и, разумеется, не без поддержки будет «стоять».
Сохраняется такой рефлекс у детей вплоть до 8-12-месячного возраста. Если «стоящего» данным образом новорожденного немного наклонить вперед, сместив тем самым центр тяжести тела, то малыш сразу же начнет пытаться «переступать» ножками — это и есть то, что называют автоматической ходьбой.
Многие дети при автоматической ходьбе перекрещивают ножки — в первые 1,5 месяца жизни это вполне естественно.
Хватательный рефлекс
Бессознательно малыш сжимает пальцы ладоней, когда в них что-нибудь вкладывают. Иногда данный захват бывает таким крепким, что малыша, хватающегося за пальцы взрослого, вполне возможно поднять в воздух.
Хватательный рефлекс — вполне нормальное явление вплоть до 4-х месячного возраста, далее он исчезает, а ему на смену приходит произвольное захватывание предметов руками.
Рефлекс Моро
Рефлекс может наблюдаться у детей в первые месяцы жизни, и провоцируется различными способами: хлопком ладонями по поверхности, на которой ребенок лежит, одновременно произведенным на расстоянии 15 см справа и слева от его головы; пассивным внезапным разгибанием ног лежащего малыша; приподниманием его нижней половины туловища за выпрямленные ножки.
Реакция ребенка на подобные раздражения протекает в 2 фазы: сначала ребенок отводит ручки в стороны, при этом раскрывая кулачки, а после как бы охватывает себя ручками.
Рефлексы, появляющиеся и усложняющиеся с течением времени
Выпрямляющая шейная реакция представляет собой последующий поворот туловища в ту сторону, куда до этого повернулась голова. Функционирование данного автоматизма помогает ребенку научиться двигательному умению — поворачиваться со спины на бок.
На смену этому простому рефлексу в возрасте 6-8 месяцев приходит другой — выпрямляющий рефлекс туловища. После поворота головы в сторону ребенок поворачивает в ту же сторону туловище, плечевой пояс, а после и таз.
Подобная ротация тела вокруг продольной оси считается абсолютным условием для овладения ребенком навыков поворотов со спины на живот, а также с живота на спину, техникой самостоятельного вставания, усаживания и т.д. С каждым месяцем жизни маленького человечка его выпрямляющие реакции видоизменяются, усложняются, постепенно становясь сложными произвольными двигательными актами.
Защитная реакция рук — движения рук ребенка (разведение, вытягивание вперед и т.д.), возникающие в ответ на изменение положения его тела в пространстве.
Рефлекс Ландау
Придайте вашему малышу «положение пловца»: поднимите его в воздух таким образом, чтобы его лицо было направленно вниз, — и он сразу же поднимет свою голову, а затем и выпрямит (или выгнет) спину, а также разогнет руки и ноги. Рефлекс Ландау проявляется в возрасте 4-5 месяцев, а отдельные его элементы и раньше.
Шаговый рефлекс у младенцев: определение, исчезновение, прочее
Когда у вас появляется новый ребенок, вы не можете не восхищаться каждой мелочью, которую он делает. Многие родители особенно очарованы некоторыми забавными маленькими движениями, которые совершают их дети, которые эксперты называют рефлексами новорожденных или неонатальными рефлексами.
Рефлексы — это инстинктивные реакции на раздражители. Ваш ребенок не думает о том, как реагировать на раздражитель — он просто реагирует. И вы можете реагировать на их реакцию по-разному, от мгновенной паники до захвата вашей камеры.
Одним из любимых является шаговый (или шаговый) рефлекс. Представьте крошечного младенца — слишком маленького, чтобы ходить, — который делает шагающие движения ногами. Драгоценный!
Давайте рассмотрим шаговый рефлекс, в том числе то, почему он возникает и как долго вы сможете им наслаждаться.
Вы узнаете шаговый рефлекс, когда будете держать ребенка вертикально и увидите, как его маленькие ножки шевелятся. Если вы держите ребенка прямо над плоской поверхностью, он может вытянуть ноги к поверхности.
Наблюдайте, как ваш ребенок касается одной ножки, затем поднимает ее и опускает другую. По сути, похоже, что ваш ребенок пытается делать шаги.
Ваш ребенок на самом деле не пытается ходить, но его движения имитируют движения, которые мы делаем ногами при ходьбе.
Вы можете задаться вопросом, почему у вашего ребенка есть этот шаговой рефлекс. Это определенно мило, но до реальной прогулки еще много месяцев.
Так почему же ваш ребенок выглядит так, будто собирается прогуляться по вашей кухне, когда ему всего несколько недель?
Оказывается, у младенцев много рефлексов новорождённых. Помимо шагового рефлекса, в список рефлексов новорожденного вашего малыша входят:
- хватательный рефлекс
- фехтовальный рефлекс
- вздрагивающий рефлекс, также известный как рефлекс Моро
- рефлекс Бабинского
- рефлекс Галанта, также известный как рефлекс рефлекс изгиба туловища
- корневой рефлекс
Эти рефлексы помогают педиатру оценить, растут ли и развиваются ли дети по графику. В то время как у каждого ребенка есть свой собственный график, их врач будет ожидать, что они достигнут некоторых основных этапов в определенные моменты.
Шагательный рефлекс — это реакция вашего ребенка на определенный вид стимула, но он также показывает, что какая-то часть мозга вашего ребенка уже понимает движения, которые ему в конечном итоге потребуются для ходьбы. На самом деле мозг готовится к этой задаче очень рано — эти шагательные движения были замечены даже в утробе матери.
Со временем ваш ребенок научится координировать движения мышц ног, чтобы оставаться в вертикальном положении и балансировать при движении вперед. Но в 2-месячном возрасте они просто не готовы к этому.
Итак, когда ваш ребенок инстинктивно делает шагающие движения, он двигает мышцами ног таким образом, что в конечном итоге заставит его бегать пешком. Думайте об этом как об их мозге, который однажды тренируется ходить.
Как правило, многие рефлексы новорожденных, в том числе шагательный, проявляются вскоре после рождения.
Различные рефлексы новорожденных не исчезают одновременно. Некоторые остаются дольше, чем другие.
Шагательный рефлекс имеет тенденцию исчезать примерно на втором или третьем месяце, поэтому эти знания могут помочь вам расслабиться, если однажды вы заметите, что у вашего ребенка больше нет его признаков.
Не сомневайтесь, когда шагание вернется, оно будет преднамеренным и тяжелым.
Некоторые рефлексы, возникающие в младенчестве, сохраняются во взрослом возрасте. Например, рефлексы кашля, чихания и мигания сохраняются во взрослом возрасте, как и рвотный и мигательный рефлексы. И если вы когда-либо зевали сонно или сразу после того, как увидели, что кто-то другой зевает, вы испытали рефлекс зевоты.
Каждый раз, когда кажется, что у вашего ребенка нет типичной реакции, в том числе рефлекса, стоит проконсультироваться с педиатром вашего ребенка. Это может быть ситуация, когда кажется, что у вашего ребенка вообще нет рефлекса, он кажется слабым или исчез преждевременно.
Во время следующего визита вашего ребенка к врачу сообщите лечащему врачу о том, что вы заметили. Скорее всего, они захотят проверить рефлексы вашего ребенка.
Как только вы привыкаете к чему-то в своем ребенке, он меняется и растет. Эти милые маленькие рефлексы новорожденного являются важными показателями развития, которые в конечном итоге отойдут на второй план, но они прокладывают путь к более интересным вещам.
Прежде чем вы это узнаете, ваш ребенок начнет ходить и бегать, а вы едва вспомните дни шагательного рефлекса. Но если вы подозреваете, что что-то не так, не стесняйтесь обращаться к врачу вашего ребенка, который может оценить, соответствует ли ваш ребенок нормальному развитию.
Детские рефлексы Информация | Гора Синай
Примитивные рефлексы; Рефлексы у младенцев; тонический шейный рефлекс; рефлекс Галанта; искривление туловища; Рефлекс укоренения; парашютный рефлекс; Хватательный рефлекс
Рефлекс — это мышечная реакция, возникающая автоматически в ответ на раздражение. Определенные ощущения или движения вызывают определенные мышечные реакции.
Инфантильные рефлексы проверяются и наблюдаются медицинскими работниками для оценки неврологической функции и развития. Отсутствие или аномальные рефлексы у младенцев, сохранение рефлекса после того возраста, когда он обычно утрачен, или повторное развитие инфантильного рефлекса у ребенка старшего возраста или взрослого могут свидетельствовать о значительных проблемах со стороны центральной нервной системы, нервного ствола или периферических нервов.
Рефлекс Моро является нормальным рефлексом для младенцев, когда они вздрагивают или чувствуют, что падают. Младенец будет иметь испуганный вид, и руки будут раскинуты в стороны с ладонями вверх и согнутыми большими пальцами. Отсутствие рефлекса Моро у новорожденных является ненормальным и может указывать на травму или заболевание.
Соображения
Наличие и сила рефлекса является важным признаком развития и функционирования нервной системы.
Многие младенческие рефлексы исчезают по мере взросления ребенка, хотя некоторые из них сохраняются во взрослом возрасте. Рефлекс, который все еще присутствует после того возраста, когда он обычно исчезает, может быть признаком повреждения головного мозга или нервной системы.
Младенческие рефлексы — это реакции, нормальные для младенцев, но ненормальные для других возрастных групп. К ним относятся:
- Рефлекс Моро
- Сосательный рефлекс (сосание при прикосновении к области вокруг рта)
- Рефлекс вздрагивания (подтягивание рук и ног после громкого шума)
- Шаговый рефлекс (шаговые движения, когда подошва ступни касается твердой поверхности)
Другие младенческие рефлексы включают:
ТОНИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ РЕФЛЕКС
Этот рефлекс возникает, когда голова ребенка, который находится в расслабленном состоянии и лежит лицом вверх, отклоняется в сторону. Рука со стороны, обращенной к голове, отводится от тела с частично открытой ладонью. Рука со стороны, противоположной лицу, согнута, а кулак плотно сжат. Поворот лица ребенка в другую сторону меняет положение на противоположное. Положение шеи в тонусе часто называют положением фехтовальщика, потому что оно похоже на стойку фехтовальщика.
ИЗГИБ ТУЛОВИЩА ИЛИ РЕФЛЕКС ГАЛАНТА
Этот рефлекс возникает при поглаживании или постукивании по боковой части позвоночника младенца, когда он лежит на животе. Младенец будет дергать бедрами в сторону прикосновения в танцевальном движении.
РЕФЛЕКС ХВАТА
Этот рефлекс возникает, если вы кладете палец на открытую ладонь младенца. Рука сомкнется вокруг пальца. Попытка удалить палец приводит к тому, что хват ужесточается. У новорожденных сильные хватки, и их можно почти поднять, если обеими руками схватить ваши пальцы.
КОРЯЩИЙ РЕФЛЕКС
Этот рефлекс возникает при поглаживании щеки ребенка. Младенец повернется в сторону, которую погладили, и начнет делать сосательные движения.
ПАРАШЮТНЫЙ РЕФЛЕКС
Этот рефлекс возникает у младенцев немного старшего возраста, когда ребенка держат в вертикальном положении и быстро поворачивают тело ребенка лицом вперед (как при падении). Младенец вытягивает руки вперед, как бы пытаясь предотвратить падение, хотя этот рефлекс появляется задолго до того, как ребенок начинает ходить.
Примеры рефлексов, сохраняющихся во взрослом возрасте:
- Мигательный рефлекс: моргание глаз при прикосновении к ним или при внезапном появлении яркого света
- Кашлевой рефлекс: кашель при стимуляции дыхательных путей или задняя часть рта стимулируется
- Рефлекс чихания: чихание при раздражении носовых ходов
- Рефлекс зевоты: зевота, когда организму требуется больше кислорода
Причины
- Повреждении головного мозга
- Инсульте
Когда обращаться к медицинскому работнику
Медицинский работник часто обнаруживает аномальные рефлексы младенцев во время обследования, которое проводится по другой причине. Рефлексы, которые сохраняются дольше, чем должны, могут быть признаком проблем с нервной системой.
Родители должны поговорить с поставщиком услуг своего ребенка, если:
- Они беспокоятся о развитии своего ребенка.
- Они замечают, что детские рефлексы продолжаются у их ребенка после того, как они должны были прекратиться.
Что ожидать в вашем кабинете Посетите
Медицинский работник проведет медицинский осмотр и спросит об истории болезни ребенка.
Вопросы могут включать:
- Какие рефлексы были у ребенка?
- В каком возрасте исчез каждый младенческий рефлекс?
- Какие другие симптомы присутствуют (например, снижение бдительности или судороги)?