Орган слуха и равновесия, подготовка к ЕГЭ по биологии
Слуховой анализатор
Состоит из трех отделов:
- Периферического — слуховые рецепторы внутреннего уха
- Проводникового — слухового нерва
- Центрального — височной доли коры больших полушарий
Ухо человека состоит из 3 отделов: наружного, среднего и внутреннего. Давайте поговорим о каждом более подробно.
- Наружное ухо
- Среднее ухо
- Внутреннее ухо
- Преддверие — орган равновесия
- Улитку — орган слуха
- Трех полукружных канальцев — орган равновесия
К наружному уху относится ушная (слуховая) раковина и наружный слуховой проход. Ушная раковина помогает улавливать звук — колебания воздуха, и направлять их в наружный слуховой проход, служащий резонатором, который усиливает звуковую волну.
В просвет наружного слухового прохода открываются протоки серных желез, вырабатывающих особый секрет — серу.
На границе наружного и среднего отделов уха располагается барабанная перепонка, анатомически относящаяся к среднему уху.
Средний отдел уха представлен барабанной перепонкой, барабанной полостью, продолжающейся в евстахиеву трубу, которая соединяет барабанную полость и носоглотку. В барабанной полости находятся три самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко.
Слуховые косточки соединяются друг с другом подвижными суставами. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, вследствие чего колебания барабанной перепонки передаются последовательно на молоточек, наковальню и стремечко.
Стремечко соединяется с овальным окном (часть внутреннего уха), колебания которого предаются жидкости внутреннего уха.Евстахиева труба соединяет барабанную полость и полость носоглотки, уравнивая в них давление: в результате давление становится одинаковым по обе стороны барабанной перепонки.
Открытие глоточного отверстия евстахиевой трубы происходит в момент глотания (попробуйте глотнуть с усилием, и, возможно, услышите треск/щелчок — это открылось глоточное отверстие евстахиевой трубы, давление по обе стороны уравнялось).
Во время взлета давление в салоне и кабине самолета уменьшается, уши может «заложить» как раз из-за несоответствия давления в носоглотке и барабанной полости. Глотательные движения способствуют открытию отверстия евстахиевой трубы, и давление выравнивается: вот зачем на борту самолета перед взлетом раздают леденцы :)
Мы добрались с вами до самого древнего отдела (который возник еще у рыб), расположенного в глубине височной кости — внутреннего уха. Оно представляет собой костный лабиринт, внутри которого располагается перепончатый лабиринт. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом заполнено перилимфой, а полость внутри перепончатого лабиринта — эндолимфой.
Костный лабиринт включает в себя три отдела:
Органы слуха и равновесия тесно связаны между собой, поэтому, как только мы закончим изучение внутреннего уха, мы приступим к органу равновесия, анатомически находящемуся очень близко.
Вернемся к органу слуха. Улитка представляет собой спирально закрученный костный канал, делающий 2.5 оборота вокруг своей оси. Именно здесь внутри перепончатого лабиринта, заполненного эндолимфой, находится орган слуха — кортиев орган.
Изучая среднее ухо, вы усвоили, что колебания стремечка передаются на овальное окно. С него колебания передаются перелимфе, а затем — эндолимфе, которая своим движением раздражает чувствительные волосковые клетки кортиева органа. Именно так, колебания, которые начались в барабанной перепонке, в конечном итоге достигают чувствительных волосковых клеток.
Восприятие звуковых раздражений
Ухо человека может слышать звук частотой от 16 до 20 000 Гц, верхняя граница с возрастом меняется, вследствие снижения эластичности барабанной перепонки.
Звук — колебания воздуха, которые орган слуха преобразует в нервные импульсы, поступающие в височную долю коры больших полушарий. Давайте еще раз разберем весь путь, который проходит звуковая волна:
- Звуковые колебания улавливаются наружным ухом, проходят по наружному слуховому проходу и вызывают колебания барабанной перепонки
- Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, которые усиливают их и передают на овальное окно, колебания которого приводят в движение перилимфу
- Через стенки перепончатого лабиринта колебания перилимфы вызывают колебания эндолимфы
- Колебания эндолимфы вызывают раздражение рецепторных клеток кортиева органа — волосковых, которые генерируют нервные импульсы, идущие по слуховому нерву в височную долю кору больших полушарий (центральный отдел слухового анализатора)
Попытайтесь сами, пользуясь схемой ниже, описать путь звуковой волны, вводите в лексикон новые термины. Также ответьте на мой вопрос: «Зачем нам нужна евстахиева труба»?
Гигиена и заболевания уха
Нельзя извлекать серу из уха острыми предметами — это может привести к повреждению барабанной перепонки. При заболеваниях носа не следует усердствовать с высмаркиванием: при резком, сильном движении воздуха микробы могут попасть в евстахиеву трубу, и затем — в полость среднего уха, приведя к отиту — воспалению уха (греч. ὠτός — ухо).
Следует избегать прослушивания громкой музыки в наушниках, особенно вакуумных — сильные раздражения переутомляют барабанную перепонку, ее эластичность снижается — слух притупляется.
Орган равновесия (вестибулярный аппарат)
Состоит из преддверия и трех полукружных канальцев, лежащих во взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружные канальцы внутри заполнены эндолимфой, снаружи них находится перилимфа.
Конец каждого из полукружных канальцев образует расширение — ампулу, все канальцы открываются в преддверие. В каждом расширении — ампуле — расположены чувствительные волосковые клетки, реагирующие на угловое ускорение, которое связано с изменением равновесия.
Преддверие содержит части перепончатого лабиринта — мешочки, которые заполнены эндолимфой. В мешочках находятся чувствительные волосковые клетки, волоски которых погружены в желеобразную мембрану с отолитами — кристаллами CaCO3.
За счет ускорения или замедления отолиты с мембраной смещаются соответственно кпереди или кзади. Перемещение отолитов с мембраной раздражает волосковые клетки, в которых генерируется нервный импульс. Таким образом, эти рецепторы реагируют на прямолинейное ускорение или замедление.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Клиническая анатомия наружного уха
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.
Ушная раковина (auricula) имеет сложную конфигурацию и разделяется на два отдела: мочку, представляющую собой дупликатуру кожи с жировой тканью внутри, и часть, состоящую из хряща, покрытую тонкой кожей. Если на задней поверхности кожу возможно собрать в складку, то на передней поверхности этого сделать не удается из-за прочного сращения кожи с надхрящницей. Ушная раковина имеет завиток (helix), противозавиток (anthelix), козелок (tragus), противокозелок (antitragus) и мочку уха (lobulus). Козелок прикрывает вход в наружный слуховой проход (рис. 151).
Рис. 151. Строение ушной раковины.
1.Треугольная ямка; 2.Ладья; 3.Ножки противозавитка; 4.Ножка завитка; 5.Завиток; 6. Полость раковины; 7.Противозавиток; 8.Козелок; 9.Противокозелок. 10.Мочка.
Надавливание на область козелка бывает болезненным при воспалительном процессе в наружном слуховом проходе, а у детей и при остром среднем отите, так как в раннем детском возрасте наружный слуховой проход не имеет костного отдела и поэтому бывает короче. Надавливание на козелок в этих случаях ведет, фактически, к надавливанию на воспаленную барабанную перепонку, что и сопровождается усилением боли.
Ушная раковина, воронкообразно суживаясь, переходит в наружный слуховой проход,состоящий из двух отделов: наружного перепончато-хрящевого и внутреннего костного (152).Диаметр наружного слухового прохода бывает различным, однако это не сказывается на остроте слуха. У детей первого года жизни костный отдел наружного слухового прохода отсутствует, а существует только хрящевой. Длина наружного слухового прохода у детей составляет 0,5—0,7 см, у взрослого — около 3 см.
Рис.152. Наружный слуховой проход.
Хрящевой отдел слухового прохода, состоящий частично из хрящевой ткани, снизу граничит с капсулой околоушной слюнной железы. Нижняя стенка имеет в хрящевой ткани несколько поперечно идущих щелей. Через них воспалительный процесс может распространяться на околоушную железу. В хрящевом отделе имеется много желез, продуцирующих ушную серу, а также расположены волосы с волосяными луковицами, которые могут воспаляться при проникновении патогенной флоры, вследствие чего возникает фурункул наружного слухового прохода.
Хрящевой отдел наружного слухового прохода представлен желобом из хряща. Этот желоб открыт в области задне — верхней стенки и поэтому разрезы слухового прохода при хирургических вмешательствах на ухе, во избежание возникновения перихондрита, следует проводить именно по задне-верхней стенке.
Передняя стенка наружного слухового прохода тесно граничит с височно-нижнечелюстным суставом и при каждом жевательном движении происходит перемещение этой стенки. В случаях, когда на этой стенке развивается фурункул, каждое жевательное движение усиливает боль. Тесный контакт наружного слухового прохода с височно-нижнечелюстным суставом обусловливает перелом передней стенки слухового прохода при ударе в область подбородка с разрывом кожи и возможной рубцовой облитерацией просвета слухового прохода. Кроме того, тесная анатомическая взаимосвязь этих образований объясняет возникновение некоторых синдромов, имеющих отношение к оториноларингологии и стоматологии. Костный отдел наружного слухового прохода выстлан тонкой кожей, на границе с хрящевым отделом имеется сужение. Проталкивание инородных тел за это сужение намного затрудняет удаление их тем или иным методом.
Верхняя стенка костного отдела граничит со средней черепной ямкой, задняя — с воздухоносными клетками сосцевидного отростка и, в частности, с пещерой. Это обстоятельство объясняет возникновение одного из патогномоничных симптомов острого воспалительного процесса в сосцевидном отростке (мастоидита) — симптом нависания задне — верхней стенки в костном отделе слухового прохода, что приводит к сужению его просвета за счет развивающегося периостита.
Кожа наружного слухового прохода в хрящевой части снабжена волосами, сальными и серными железами. Последние выделяют серу и являются видоизмененными сальными железами. В костной части наружного слухового прохода кожа тонкая и лишена волос и желез.
Кровоснабжение наружного уха обеспечивается ветвями наружной сонной артерии. Ушная раковина снабжается кровью из задней ушной и поверхностной височной артерий (a. auricularis posterior et a.temporalis superficialis). Эти же сосуды, а также глубокая ушная артерия (a.auricularis profunda) обеспечивают кровью более глубокие отделы и барабанную перепонку, образуют сплетение вокруг наружного слухового прохода.
Венозный отток осуществляется кпереди в задненижнечелюстную вену (v.retromandibularis) и кзади в заднюю ушную вену (v. auricularis posterior).
Иннервация наружного уха(кожа наружного слухового прохода, ушная раковина) осуществляется от третьей ветви тройничного, блуждающего и языкоглоточного нервов. Это обусловливает возникновение «отраженных» болей, например, при воспалении тканей пародонта восьмого нижнего зуба возможно ощущение сильной боли в ухе на соответствующей стороне.
Похожие статьи:
Наружного слухового прохода.
Стр 1 из 4Следующая ⇒
Ушной раковины.
Наружного слухового прохода.
Барабанной перепонки.
С помощью ушной раковины мы определяем направление, откуда поступает звук. Наружный слуховой проход — это вытянутый канал, стенки которого продуцируют жидкую субстанцию, более известную нам как сера. Она предназначена для удаления инородных тел и предотвращения попадания различных насекомых за счет специфического запаха. Если же на длительное время оставить слуховой проход полностью свободным от серы, то он лишь начнет производить ее еще в большем количестве, так как будет реагировать на подобную очистку как на присутствие инородного тела, которое должно быть удалено путем дополнительного выделения серы. Исходя из этого, вы ни при каких условиях не должны удалять серу при помощи острых предметов, например, спичек. Из-за глубины наружного слухового прохода температура и влажность у барабанной перепонки сохраняются практически постоянными, а последняя сохраняет свою подвижность. В то же время барабанная перепонка хорошо защищена от любых повреждений.
Глубина и форма наружного слухового прохода обеспечивают определенное естественное усиление, особенно выраженное на высоких частотах, что обусловлено резонансом наружного слухового прохода.
Барабанная перепонка представляет собой тонкую и прочную мембрану, которая формирует непроницаемый барьер перед средним ухом. Она преобразует изменения давления воздуха (звуковые волны) в механические колебания.
Среднее ухо состоит из:
Молоточка.
Наковальни.
Стремени.
Овального окна.
Три маленькие косточки в среднем ухе передают движения от барабанной перепонки к овальному окну. Молоточек прочно фиксирован связками и находится в постоянном контакте с барабанной перепонкой. Наковальня с одной стороны соединена с молоточком, а с другой — со стременем, обеспечивая тем самым передачу движений от молоточка к стремени. Механические движения стремени передаются к овальному окну. К стремени прикрепляется сухожилие стременной мышцы. Сухожилия стременной мышцы и мышцы, натягивающей барабанную перепонку, обеспечивают четкую передачу движений. Кроме того, они выполняют защитную функцию против повреждений, вызываемых внезапным предъявлением высоких уровней интенсивности звука.
Евстахиева (или слуховая) труба соединяет среднее ухо с носоглоткой. При изменении давления окружающего воздуха давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается через слуховую трубу.
При насморке возможна боль в ухе, а также временное нарушение слуха. В основе этого лежит блокирование слуховой трубы, сопровождающееся нарушением способности выравнивать давление по обе стороны барабанной перепонки.
Внутренне ухо имеет форму улитки, одной стенкой граничащей со средним ухом. Внутренняя часть улитки разделена мембранами и частично заполнена жидкостью. Эта жидкость приводится в волнообразное движение механическими движениями подножной пластинки стремени. При движении стремени вглубь мембрана движется в обратном направлении. Таким образом, движения подножной пластинки и мембраны всегда происходят в противоположных направлениях.
Центр равновесия, обеспечивающий человеку сохранение вертикального положения, как и улитка, располагается в лабиринте.
Человеческое ухо — это маленькое чудо, а его способность слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально как отпечатки пальцев и способно обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков. Но так же как в мире нет двух людей с одинаковым строением уха, нет и единой для всех степени потери слуха. Шум на рабочем месте, последствие медицинских препаратов, перенесенные в детстве болезни или травмы в уже взрослом возрасте — все эти причины приводят к разным типам потери слуха у различных людей.
Все случаи потери слуха можно условно разделить на три типа:
КондуктивныйВ этом случае повреждено внутреннее или среднее ухо. При этом звуки окружающего мира не могут нормально передаваться через слуховой канал или среднее ухо во внутреннее. В большинстве случаев кондуктивная потеря слуха может возникнуть из-за чрезмерного скопления серы в слуховом канале, повреждения барабанной перепонки, воспаления среднего уха (чаще у детей), а также травмы или дефекта косточек среднего уха.
Сенсорный При этом типе потери слуха повреждены волосковые клетки во внутреннем ухе. Они становятся неспособными преобразовывать звуковые колебания в электрические сигналы, необходимые слуховому нерву. Нервные магистрали в самом слуховом нерве также могут быть травмированными, предотвращая тем самым доступ сигналов из мозга. Также повреждения могут быть связаны с длительным пребыванием около источника повышенного шума или в результате естественных возрастных процессов.
Смешанный Этот случай потери слуха сочетает элементы обоих предыдущих типов.
Миллионы людей самого разного возраста во всем мире страдают от проблем, связанных с потерей слуха. Это физическая проблема здоровья, которая может возникнуть и развиваться в любое время. В большинстве случаев потеря слуха происходит постепенно и почти всегда безболезненно. Люди могут в течение нескольких лет не замечать, что проблема существует в их жизни, ведь болезнь развивается настолько медленно, что сначала может быть едва заметной. В результате постепенно пропадает способность людей слышать звуки и голоса вокруг них. А это влияет не только на них самих, но и на жизнь окружающих людей.
Совсем иначе обстоит дело с детьми. Родителям необходимо обращать особо пристальное внимание на следующие категории детей:
1. Группы риска детей первого года жизни по тугоухости и глухоте:
— дети, родившиеся от многоплодной беременности
— дети с массой тела менее 1,5 кг
— дети, матери которых перенесли во время беременности краснуху, герпетическую инфекцию, цитомегаловирусную инфекцию
— дети, матери которых принимали во время беременности ототоксические препараты
— дети, получавшие в период новорожденности по витальным показаниям антибиотики ряда аминогликозидов
— дети слабослышащих (или глухих) родителей
— дети с родовыми травмами и внутричерепным кровоизлиянием.
Эти дети как можно раньше должны быть осмотрены отоларингологом. У них необходимо провести исследование слуха при помощи одной из объективных методик (импедансометрия, отоакустическая эмиссия).
2. Особое внимание следует уделить:
— часто болеющим детям от 0 до 3 лет, у которых неоднократно был диагностирован острый средний катаральный или гнойный отит
— детям старше 3-х лет с аденоидными вегетациями 2, 2-3, 3 степени
детям, получавшим ототоксические препараты: антибиотики, противотуберкулезные лекарства
— детям, страдающим онкологическими заболеваниями и получающим сеансы химиотерапии.
Отдельная группа — это дети с врожденными пороками развития наружного, среднего или внутреннего уха.
Причины тугоухости у взрослых
острый, хронический средний или адгезивный отит
— полученные травмы (травматический разрыв барабанной перепонки, перелом височной кости)
— онкологические заболевания и наличие доброкачественной или злокачественной опухоли
— лечение ототоксическими препаратами
— врожденные дефекты или аномалии развития
— отосклероз
— болезнь Меньера
— гипертоническая болезнь
— атеросклероз сосудов головного мозга
— остеохондроз шейного отдела позвоночника
— инсульт
— работа в условиях шума
— естественный процесс старения (возрастная потеря слуха)
— наследственность.
Проверь себя сам
В большинстве случаев заочно тестировать состояние слуха неправильно — при обследовании порогов слуха требуется калиброванное медицинское оборудование. Единственный путь получить информацию о состоянии вашего слуха — это консультация квалифицированного врача при наличии у него откалиброванного оборудования. Но понять есть ли действительно повод для беспокойства или виновата ваша обычная мнительность, вы можете самостоятельно.
Предлагаемый вам тест создан на основе опытов американского центра по исследованию проблем слуха и речи и состоит из ряда вопросов, ответив на которые, вы сможете понять есть ли у вас проблемы со слухом.
По данным социологических опросов, проведенных в промышленно-развитых странах, имеющих высокий уровень социальной реабилитации населения и охраны труда, около 10% населения планеты имеет серьезные проблемы со слухом (треть из них — свыше 65 лет и три четверти людей свыше 75 лет). Непреложным фактом является и то, что люди имеющие проблемы со слухом, вносят дискомфорт в нашу жизнь.
Вы можете формально ответить на вопросы и самостоятельно оценить полученный результат.
Разговор по телефону
Вопрос: Если вам необходимо получить важную информацию по телефону, попросите ли вы супруга или кого-то из родственников сделать звонок вместо вас?
Ответ:Одним из характерных симптомов потери слуха является то, что вы избегаете разговаривать по телефону. Попробуйте использовать модель телефона с усилителем громкости или, что лучше, с регулятором частотной характеристики.
Вопрос:Всегда ли вы держите трубку у какого-то определенного уха, причем даже в тех ситуациях, когда вам удобно держать ее у другого?
Ответ:Вы должны слышать обоими ушами одинаково. В большинстве случаев люди имеют примерно одинаковую потерю слуха на оба уха. Если вы заметили, что одно ухо слышит лучше другого, это ненормально. Хотя, это может быть и банальная серная пробка, которую врач удалит вам.
Общение в группе
Вопросы:
1. Находясь на вечеринке или в ресторане, четко ли вы понимаете смысл и разбираете речь каждого из одновременно говорящих людей?
Обычно потеря слуха происходит постепенно, поэтому зачастую бывает трудно распознать симптомы. Сами того не осознавая, Вы начинаете увеличивать громкость радиоприемника или надоедаете собеседникам просьбой повторить слова. Если у вас возникли подозрения, что вы стали слышать не так отчетливо как раньше, наш тест подскажет вам, если ли действительно причины для беспокойства.
1. Вам кажется, что люди бормочут или говорят более тихим голосом, чем обычно?
2. Вы чувствуете себя утомленным или раздражительным после длинного разговора?
3. Вы иногда пропускаете ключевые слова во фразе, или часто просите людей повторить?
4. Когда Вы находитесь в группе людей или в переполненном ресторане вам трудно уследить за ходом беседы?
5. Когда Вы общаетесь с другими людьми на улице, мешает ли Вам окружающий шум?
6. Часто ли Вы увеличиваете звук ТВ или радио?
7. Всегда ли Вы слышите дверной или телефонный звонок?
8. Трудно ли Вам разговаривать по телефону?
9. Легче ли Вам общаться, видя губы собеседника?
10. Вам трудно услышать, если кто-нибудь окликает сзади или зовет из другой комнаты?
11. Ваши домочадцы, друзья, или коллеги упоминают, что вынуждены часто повторять слова специально для вас?
12. Вы начали ограничивать вашу общественную деятельность из-за проблем в общении?
Исторический экскурс
Симеон Полоцкий, известный общественный и церковный деятель XVII в, сравнивал человека с городом, закрытым со всех сторон стенами и имеющим пять входных ворот. Он имел в виду пять органов чувств, без которых невозможно познать окружающую действительность — органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Современные ученые также ставят восприятие окружающего мира в зависимость от работы органов чувств, только со временем число их увеличилось — прибавилось чувство гравитации.
Во все времена существовали люди, по тем или иным причинам лишенные возможности в полной мере ощутить вкус жизни. И в разное время боролись с недугами по-разному. Тот же Симеон Полоцкий говорил, что если хотя бы один из органов чувств воспринимает какой-либо предмет или явление, то человек уже может о нем судить. С точки зрения XXI века, века научных открытий и высоких технологий, утешение кажется очень слабым. Но состояние медицины в веке семнадцатом было таково, что смирение перед несчастьем казалось единственным выходом. Тогда с болезнями боролись прежде всего при помощи молитв и заклинаний, а любой недуг представляли как наказание Божье, как тот крест, который человеку суждено нести по жизни. И ничего другого людям не оставалось.
Взять, например, тугоухость и глухоту. Вплоть до XX в. у врачей не было возможности возвращать людям слух. Только с 20х годов прошлого, двадцатого, столетия осуществляется промышленное производство слуховых аппаратов, которые позволяют вернуться в мир звуков. А ведь слуховой анализатор играет важнейшую роль в процессе познания. Именно благодаря ему у человека формируется речевая функция, а процесс слушания является самым частым по использованию (до 45% от общего времени).
Вообще оториноларингология, наука, изучающая в числе прочих и слуховой анализатор, возникла сравнительно недавно — в середине XIXв. Только полтора века назад были разработаны первые методики исследования полостей уха и верхних дыхательных путей, которые позволили оказывать больным качественную диагностическую и лечебную помощь. Но посильная борьба с потерей слуха ведется уже не первое тысячелетие. Заключалась она прежде всего в попытках предупредить потерю слуха и изобретении новых путей общения с окружающим миром.
Соблюдайте тишину!
В древности в одной из азиатских стран существовал такой способ казни: приговоренного помещали внутрь большого, низко висящего колокола, звонари, сменяя друг друга, звонили в него, и человек вскоре погибал в страшных муках. Это говорит о том, что еще наши далекие предки понимали, как хрупок и уязвим наш организм. Не было для них секретом и то, как легко потерять возможность слышать окружающий мир.
Сегодня доказано клинически, что чаще всего причиной ухудшения слуха или полной его потери является так называемое шумовое загрязнение, то есть постоянное воздействие на органы слуха звуков высокой громкости. В свое время, видимо, к такому же выводу без всяких исследований пришли шумеры: еще за три тысячи лет до нашей эры они приказывали оружейникам выносить свои мастерские за пределы центра городов. Почти 2000 лет назад Юлий Цезарь запретил в Риме езду ночью на грохочущих колесницах, в городах подстилали солому, чтобы приглушить грохот колес. Тогда же появился абсурдный запрет на петушиное пение до наступления рассвета; петуха, дерзнувшего этот запрет нарушить, немедленно отправляли на вертел. А в Англии до сих пор не отменен принятый Елизаветой III 400 лет назад закон, запрещающий мужьям бить жен между 10 часами вечера и 5 часами утра.
Как мы видим, человек распознал «шумовую угрозу» еще много веков назад. Но шумовое загрязнение является, к сожалению, не единственным фактором, влекущим за собой потерю слуха. Глухота может быть и врожденной, и приобретенной вследствие каких-либо заболеваний, бывает и результатом травм. Словом, одним только ограничением уличного шума от потери слуха застраховаться невозможно. В древние века, как и сейчас, люди заболевали, теряли слух, глохли. Только если в наши дни с помощью слуховых аппаратов можно компенсировать даже самую большую потерю слуха, то еще пару сот лет назад оглохнуть означало практически выпасть из социума.
Понимание без слов
К концу XVIII в. в среде глухих и глухонемых сложилось несколько способов общения. Практически каждым из них владел выдающийся испанский живописец Франсиско Хосе де Гойя, который оглох в результате болезни в возрасте 46 лет. Несмотря на это, он продолжал жить в слышащем мире, часто собирал вечеринки и даже посещал театры. Так как Гойя потерял слух будучи уже зрелым человеком, проблем с речью у него не возникало, но общение было бы односторонним, если бы ни его друзья, ни он сам не прикладывали определенных усилий. Какие же у него были варианты общения?
Во-первых, он всегда носил с собой две тетради — большую и маленькую — и «разговаривал» с людьми письменно, при помощи карандаша и бумаги. Это был, наверное, не самый удобный, но самый простой способ общения, широко распространенный среди глухих того времени. По свидетельствам друзей, Гойя обладал также искусством чтения с губ и пользовался жестовой речью. А будучи глухим уже шесть лет, в 1798г. художник выучил дактилологию — способ разговора, при котором каждой букве алфавита соответствуют особые положения пальцев. Дактилологическая азбука служит для побуквенного воспроизведения слов или их окончаний, для которых нет знаков разговорного жестового языка. Гойя утверждал, что так глух, что ничего не может понимать без дактилологического алфавита, и ради общения с ним его друзья учились расшифровывать с пальцев.
Все вышеперечисленные способы общения сохранились и до сего дня. Список дополняет только дактилография — письмо пальцем на любой удобной для письма поверхности. Она широко используется в среде слепоглухонемых и при их обучении — преподаватели и ученики пишут пальцами слова на ладонях друг друга. Кстати, первое учебное заведение для людей, лишенных слуха и речи, было открыто во второй половине того же XVIII века, а именно в 1760г. Это был Парижский институт глухонемых, который возглавлял аббат Шарль Мишель Л’Эпе — основоположник мимико-жестового метода общения и инициатор создания клубов глухих во Франции.
Итак, к концу XVIIIв сложились все основные способы общения глухонемых, которые, дополняя друг друга, составляют целую систему коммуникации. Все они дошли до наших дней и широко используются глухими всех стран.
Телефон от учителя глухих
Безусловно, использование жестового языка сразу привлекает к человеку внимание. Многим признание своего недуга перед окружающими и перед самим собой стоит больших нравственных усилий. Каждый хотел бы по возможности отдалить тот момент, когда естественные формы общения становятся недоступными, и на их место заступают искусственные.
Поэтому люди, теряющие слух, во все времена искали возможность помочь своему слуховому анализатору. Вплоть до XXв функции сегодняшних слуховых аппаратов выполняли всевозможные рожки и трубки. Они изготовлялись из различных материалов. Например, брали коровий или козий рог, полый внутри, шлифовали, полировали его, делали красивую инкрустацию, подвешивали на цепочке и носили везде с собой. Именно таким рожком пользовался в свое время К. Э. Циолковский.
Первую попытку сделать слуховой аппарат совершил Александр Грейам Белл, ученый и изобретатель, посвятивший свою жизнь обучению глухих людей. Его отец, профессор Лондонского университета Мелвилл Белл, придумал систему «Видимая речь», в которой звуки речи обозначались письменными символами. Используя эту систему, люди могли правильно произносить слова даже на незнакомом языке. Изучив литературу, ораторское искусство, акустику и физику человеческой речи, Александр стал сначала ассистентом своего отца, а в 24 года уже преподавал в школе для глухонемых в Бостоне.
Белл, мать которого была глухой, хотел найти способ научить говорить людей, не способных слышать. В 1875г. он начал строить некий аппарат, посредством которого рассчитывал сделать звуки речи видимыми для глухонемых сразу и без всяких письменных обозначений. Для этого он почти год проработал в Массачусетском оториноларингологическом госпитале, ставя различные эксперименты по изучению человеческого слуха. Главной частью аппарата должна была стать мембрана. Размышляя над ее действием, Белл пришел к идее другого устройства, позволяющего передавать человеческий голос на расстояние по проводам. Этому не существующему пока устройству он дал звучное имя «телефон». Так попытка помочь глухонемым привела преподавателя школы для глухих детей к изобретению, позволившему миллионам людей слышать друг друга через континенты и океаны.
Кстати, практически по тому же принципу «шел в комнату, попал в другую» был изобретен ларингоскоп — гортанное зеркало. Его придумал в 1854г. известный испанский певец и преподаватель пения Мануэль Гарсия (брат не менее известной певицы и композитора Полины Виардо, хорошей знакомой И. С. Тургенева). Гарсия вводил себе в ротоглотку зеркальце на длинной ручке и в поставленном перед собой большом зеркале видел отражение полости гортани. Таким образом профессор изучал механизм голосообразования певцов. Для медицины этот метод стал настоящей находкой. Немного усовершенствовав технологию, врачи получили возможность с помощью лобного рефлектора и маленького зеркала на длинной ручке осматривать гортань.
Именно благодаря разработкам таких методик исследования, как эндоскопия, ларингоскопия, в середине XIXв было положено начало оториноларингологии. В России уже с 1884г. студентам Военно-медицинской академии читались лекции по «ларингологии, болезням носа и зева». В 1922г. оториноларингология была включена в нашей стране в программу всех медицинских высших учебных заведений как обязательный предмет.
На Западе примерно в это же время запустили в производство первые модели слуховых аппаратов. Началась эра слухопротезирования. Стремление к высотам познания позволило человеку пройти путь от приставленной к уху ладони до компьютерных слуховых аппаратов и кохлеарной имплантации. Как и сотни лет назад, мир продолжает бороться с шумом, общаться без слов, но есть одно отличие — потерю слуха теперь можно компенсировать в ближайшем центре слухопротезирования.
Что вам необходимо знать.
Медицина и сурдопедагогика разделяет слуховую недостаточность на два вида — тугоухость и глухота. При тугоухости слух снижается, что влечет возникновение трудностей в восприятии и самостоятельном овладевании речью. Но остается возможность с помощью слуха овладеть хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
В этом диапазоне выделяют 3 степени тугоухости (по классификации Л. В. Неймана):
I — речевое общение остается для ребенка доступным: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 метров;
II — речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метра;
III — общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.
При глухоте самостоятельное овладение речью оказывается абсолютно невозможным.
В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют 4 группы глухих детей. Причем между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан). Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучание различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки — звонок в дверь, сигнал телефона). Также дети III и IV группы могут различать речевые звучания — некоторые хорошо знакомые лепетные или полные слова.
Как вы относитесь к ребенку
Порой бывает нелегко понять свое подлинное отношение к ребенку. Возможно это потому что вы обращаете внимание только на то, что делаете и говорите? Но для малыша намного важнее ваши каждодневные чувства, ведь глухой ребенок не понимает содержания слов. Он замечает и реагирует лишь на ваше настроение.
Ученые разных стран (Д. Льютеман, Е. Исенина, Э. Леонгард) много лет работающие с родителями глухих детей, выделяют следующие типы отношений родителей к глухому ребенку:
1. Полное принятие — родители понимают и принимают глухоту ребенка, трезво оценивают ситуацию и ищут способы разрешения проблем. Они относятся к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
2. Сверхопека — родители освобождают ребенка от обязанностей, не позволяют ему сделать ничего самому. Мера помощи значительно превышена, дети вырастают несамостоятельными и зависимыми.
3. Нереалистическое отношение — родители не хотят признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи, не делая никаких скидок на глухоту. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям родителей и выполнить их нереально завышенные установки.
4. Безразличие — неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ребенком, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
Только в единстве родителей, врачей-сурдологов и сурдопедагогов, можно добиться успехов в обучении, воспитании глухих детей, создании условий для их саморазвития и самореализации.
При этом одним из важнейших условий успешного воспитания в семье будет являться родительский оптимизм, их уверенность в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушением слуха.
Глухие — такие же, как все
Неслышащие малыши — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить и рисовать. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»).
Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому слуховое восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки — минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха.
Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек.
Как же можно достичь этой цели?
Руководство к действию
Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2-4 месяца, в 1 год и далее — каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш не реагирует на резкие звуки, на обращенную к нему речь, не ищет источник звука, нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малышу будет проведена более тщательная диагностика. Иначе можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата — обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов. Для этого крохе дают прослушать с их помощью различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы (кривая, отображающая отклонения остроты слуха от нормы (в децибелах) для разных звуковых частот). Слухопротезирование — это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все глухие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь.
Но это еще не все. Как только врач установит диагноз, нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий. В последних, очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.
Как проводить занятия?
Развитие устной речи
Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки — куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ля-ля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье… Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно — главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными.
Взрослым следует специально организовывать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест… Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит…
В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.
Обучение чтению
Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком — это не значит понять.
Обучение письму
Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать слова в любом месте и направлении буквами любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.
Учимся полноценному общению
Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностранную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» — по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве). Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным.
Важно, чтобы число приятелей у неслышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть.
Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать. Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече — поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.
Воспитываем самостоятельность
Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребенку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь, который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание из-за неправильного произношения. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают друг друга. Поэтому договориться будет не сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.
Здравствуй, большой мир!
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить, куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре, с одной стороны, и интегрируются в общество — с другой.
Рекомендуемые страницы:
Фурункул наружного слухового прохода | Симптомы и лечение фурункула наружного слухового прохода
Симптомы фурункула наружного слухового прохода
Особенность клинической картины фурункула наружного слухового прохода, в отличие от его локализации на открытой поверхности кожи, заключается в том, что он возникает и развивается в замкнутом пространстве при обильной иннервации нервов болевой чувствительности. Следовательно, при развитии воспалительного инфильтрата возникает значительное давление на болевые рецепторы, вызывая нестерпимую боль, которая по интенсивности часто превышает болевой синдром при остром неперфоративном воспалении среднего уха.В начале болезни в наружном слуховом проходе пациент ощущает сильный зуд, переходящий в боль. Боль в ухе быстро нарастает и сопровождается иррадиацией в соответствующую половину головы, резко усиливаясь при жевательных движениях. Последнее обстоятельство заставляет пациента отказываться от еды. Ночью боль усиливается, становится невыносимой, из-за чего больной полностью лишается сна. При закупорке наружного слухового прохода воспалительный инфильтрат вызывает кондуктивную тугоухость уха с латерализацией тканевого звука в больном ухе.
При отоскопии в начале заболевания у входа в наружный слуховой проход обнаруживается ограниченная припухлость красноватого цвета, которая постепенно увеличивается в течение нескольких часов и частично перекрывает наружный слуховой проход. Вверху припухлости образуется желтоватый «капюшон», под которым обнаруживается скопление гноя. Фурункул может раскрыться сам по себе, при этом выделяется желтовато-зеленоватый гной, после удаления которого на вершине инфильтрата можно обнаружить небольшое отверстие в виде кратера.При нескольких фурункулах, как правило, происходит полное перекрытие наружного слухового прохода, клиническое течение усугубляется, наблюдается пастозность в заушной области с выпуклостью ушной раковины, что может имитировать мастоидит.
При надавливании на козелок и тракции ушной раковины возникает резкая боль, что свидетельствует о воспалении наружного слухового прохода. Если фурункул локализован на передней стенке наружного слухового прохода, то сильная боль возникает при давлении на козелок, если очаг воспаления расположен на задней поверхности наружного слухового прохода, боль возникает при пальпации ухо, если фурункул расположен на нижней стенке, боль возникает при пальпации тканей в проекции доли и немного выше угла нижней челюсти.
Наиболее благоприятным исходом является полное устранение воспалительного процесса после рассечения фурункула, истечения гноя и выхода некротической ножки, но наиболее частым является заселение соседних луковиц стафилококком и появление новых фурункулы. Такое развитие процесса приводит к фурункулезу наружного слухового прохода со стойким клиническим течением и сложным лечением. В этих случаях возникает регионарный лимфаденит с возможным абсцессом лимфатических узлов.
Височная кость и ухо — Атлас анатомии
Атлас анатомии
35 Височная кость и ухо
височная кость
Рис.35.1 Височная кость
Левая кость. Височная кость состоит из трех основных частей: плоской, каменистой и барабанной (см. рис. 35.2 ).
Рис.35.2 Части височной кости
Клинический
Структуры височной кости
Сосцевидный отросток содержит воздушные клетки сосцевидного отростка, которые сообщаются со средним ухом; среднее ухо, в свою очередь, сообщается с носоглоткой через фаринготимпанальную (слуховую) трубу. Бактерии могут использовать этот путь для перехода из носоглотки в среднее ухо. В тяжелых случаях бактерии могут переходить из надувных ячеек сосцевидного отростка в полость черепа, вызывая менингит.
Каменистая часть височной кости содержит среднее и внутреннее ухо, а также барабанную перепонку. Костные полукружные каналы ориентированы под углом примерно 45 градусов от корональной, поперечной и сагиттальной плоскостей.
Орошение слухового прохода теплой (44 ° C) или прохладной (30 ° C) водой может вызвать тепловой ток в эндолимфе полукружного канала, вызывая у пациента проявление вестибулярного нистагма (резкие движения глаз, вестибулоокулярный рефлекс ).Этот тест на калорийность важен при диагностике головокружения без объяснения причин. Пациента необходимо сориентировать так, чтобы интересующий полукружный канал находился в вертикальной плоскости.
Наружное ухо и слуховой канал
Слуховой аппарат делится на три основные части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное и среднее ухо являются частью аппарата звукопроводимости, а внутреннее ухо — фактическим органом слуха (см. Стр. 619 ).Во внутреннем ухе также находится вестибулярный аппарат, орган равновесия (см. Стр. 618 ).
Рис. 35.3 Ухо: обзор
Коронковый разрез через правое ухо, вид спереди.
Клинический
Искривление наружного слухового прохода
Наружный слуховой проход наиболее изогнут в своей хрящевой части. Когда вводится отоскоп, ушная раковина должна быть потянута назад и вверх, чтобы зеркало могло. Рис.35.4 Наружный слуховой проход введен в выпрямленный канал.
Рис. 35.4 Наружный слуховой проход
Коронковый разрез через правое ухо, вид спереди. Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход от барабанной полости (среднего уха). Наружная треть слухового прохода хрящевая, а внутренние две трети — костные (барабанная часть височной кости).
Фиг.35,5 Структура ушной раковины
Ушная раковина окружает хрящевую основу, которая образует воронкообразный рецептор акустических колебаний. Мышцы ушной раковины считаются мышцами мимики, хотя у людей они рудиментарны.
Рис. 35.6 Артерии ушной раковины
Рис. 35.7 Иннервация ушной раковины
Среднее ухо: барабанная полость
Фиг.35,8 Среднее ухо
Правая каменистая кость, вид сверху. Барабанная полость среднего уха сообщается спереди с глоткой через фаринготимпанальную (слуховую) трубу, а сзади — с воздушными ячейками сосцевидного отростка.
Рис. 35.9 Барабанная полость и фаринготимпанальная трубка
Медиальный вид открытой барабанной полости.
Рис.35.10 Барабанная полость
Среднее ухо: цепь слуховых косточек и барабанная перепонка
Фиг.35.11 Слуховые косточки
Левое ухо. Цепочка слуховых косточек состоит из трех маленьких костей, которые устанавливают суставное соединение между барабанной перепонкой и овальным окном.
Рис. 35.12 Молоточек («молоток»)
Левое ухо.
Рис. 35.13 Наковальня («наковальня»)
Левое ухо.
Рис. 35.14 Стремена («стремени»)
Левое ухо.
Рис.35.15 Барабанная перепонка
Барабанная перепонка правая. Барабанная перепонка разделена на четыре квадранта: передневерхний (I), передне-нижний (II), задне-нижний (III) и задневерхний (IV).
Рис. 35.16 Цепочка слуховых косточек в барабанной полости
Вид правого уха сбоку. Выявлено: Связки цепи слуховых косточек и мышцы среднего уха (стременик и тензор барабанной перепонки).
Клинический
Цепочка слуховых косточек в слухе
Звуковые волны, попадающие в наружный слуховой проход, вызывают вибрацию барабанной перепонки. Цепочка слуховых косточек передает колебания в овальное окно, которое передает их столбу жидкости внутреннего уха. Звуковые волны в жидкости имеют более высокий импеданс; поэтому они должны усиливаться в среднем ухе. Разница в площади поверхности барабанной перепонки и овального окна увеличивает звуковое давление в 17 раз.Общий коэффициент усиления 22 достигается за счет рычажного действия цепи слуховых косточек. Если не удается цепи слуховых косточек, чтобы преобразовать звуковое давление между барабанной перепонкой и подножку стремени, пациент будет испытывать кондуктивная тугоухость величины 20 дБ. См. Стр. 619 для слуха.
Артерии среднего уха
Рис. 35.17 Артерии среднего уха: слуховая цепь и барабанная перепонка
Медиальный вид правой барабанной перепонки.При воспалении артерии барабанной перепонки могут стать настолько расширенными, что можно будет наблюдать за их ходом (как показано здесь).
Рис. 35.18 Артерии среднего уха: барабанная полость
Правая каменистая кость, вид спереди. Удалено: Молоток, наковальня, части барабанной хорды и передняя барабанная артерия.
Внутреннее ухо
Внутреннее ухо состоит из вестибулярного аппарата (для равновесия) и слухового аппарата (для слуха). Оба образованы перепончатым лабиринтом, заполненным эндолимфой, плавающим внутри костного лабиринта, заполненным перилимфой и внедренным в каменистую часть височной кости.
Рис. 35.19 Вестибулярный аппарат
Вид сбоку справа.
Рис. 35.20 Слуховой аппарат
Кохлеарный лабиринт и его костная оболочка образуют улитку, которая содержит сенсорный эпителий слухового аппарата (кортиев орган).
Рис. 35.21 Иннервация перепончатого лабиринта
Правое ухо, вид спереди. Вестибулокохлеарный нерв (CN VIII; см. Стр. 480 ) передает афферентные импульсы от внутреннего уха к стволу мозга через внутренний слуховой проход. Вестибулокохлеарный нерв делится на вестибулярный и кохлеарный нервы. Примечание: Органы чувств в полукружных каналах реагируют на угловое ускорение, а органы желтого пятна — на горизонтальное и вертикальное линейное ускорение.
Рис. 35.22 Кровеносные сосуды внутреннего уха
Вид спереди справа. Лабиринт получает кровоснабжение из внутренней слуховой артерии, ветви передне-нижней мозжечковой артерии (см. Стр. 608 ).
наружный слуховой проход — перевод на английский — exemplos inglês
Estes exemplos podem conter palavras rudes baseadas nas suas pesquisas.
Estes exemplos podem conter palavras coloquiais baseadas nas suas pesquisas.
В эпидермисе наружного слухового прохода в супрабазальных слоях обнаружено положительных реакций на CK10.
Введение. Несколько исследований с использованием иммуногистохимических методов для исследования эпидермиса наружного слухового прохода было выполнено для различных целей.
Введение: Vários estudos envolvendo métodos imunohistoquímicos для avaliação da epiderme do meato acústico externo já foram realizados com os mais diversos objetivos.Из-за редкости этого заболевания консенсус по диагностике и лечению cNEC в наружном слуховом проходе не достигнут.
Devido à raridade dessa doença, ainda não há um consnso sobre o diagnóstico e tratamento de CNEC № pipeline auditivo externo .Плоскоклеточный рак наружного слухового прохода : результаты компьютерной томографии в шести случаях
Аденокарцинома церуминозной железы чаще встречается у кошек, чем у собак. Это первичная злокачественная опухоль потовых желез, которая обнаруживается в наружном слуховом проходе , .
Mais comum em gatos do que cachorros, adenocarcinoma da glândula ceruminosa é o maligno primário das glândulas sudoríparas, que se encontra no canal audivo externo .Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода . Ушная раковина состоит из эластичного хряща, защитной кожи.
O ouvido externo consiste da orelha e do canal audivo externo .Pinna é composto de cartilagem elástica, película de protecção.Все авторы обнаружили экспрессию такого маркера как в нормальном, так и в модифицированном наружном слуховом проходе .
В эпидермисе наружного слухового прохода была экспрессия тенасцина и MIB-1.
Во всех образцах холестеатомы наружного слухового прохода наблюдалась экспрессия бета-катенина
.