Особенности зрения новорожденного
Многие системы и органы детей отличаются от таковых у взрослых. Зрение только подтверждает это правило. Разбираемся, чем глаз ребенка отличается от глаза взрослого и в каком возрасте дети начинают хорошо видеть.
Особенности глаза в неонатальном периоде
На начальных этапах жизни зрительные анализаторы детей стремительно растут и развиваются. Ключевые изменения происходят в первые 3 года. Окончательное формирование глаза завершается к 10–12 годам. Полностью он перестает расти только к 18–20 годам.
Основные отличия глаза новорожденного:
Признак |
Характеристика |
Длина глазного яблока |
Передне-задняя ось (воображаемая линия от слезной пленки до сетчатки) новорожденного короче и составляет 17–18 мм (у взрослого с нормальным зрением — 22–24,5 мм). |
Роговица |
Диаметр роговицы составляет 8–9 мм (у взрослого — около 12 мм). Радиус кривизны больше, к 7 годам уплощается. |
Радужная оболочка и зрачок |
Радужка содержит мало пигмента. Зрачок узкий, так как мышцы, регулирующие его работу слабо развиты. |
Хрусталик |
Имеет шаровидную форму, радиус кривизны меньше, чем у взрослых. Преломляющая сила в 2 раза выше, чем у взрослых (43D у младенцев против 20D у взрослых). |
Сетчатка |
Имеет больше слоев, которые через 6 месяцев после рождения начинают истончаться и растягиваться. |
Также имеются некоторые отличия в строении передней камеры глаза и самого зрительного анализатора. Их окончательное формирование завершается к 10 годам. Особенности строения глаза определяют и особенности зрения ребенка.
Зрение у новорожденных
Глаз новорожденного ребенка видит мир не так, как глаз взрослого человека. Основные отличия зрения у новорожденного заключаются в следующем:
- Не умеет различать цвета, только оттенки серого.
- Максимальная острота зрения наблюдается на расстоянии около 25 см от глаза.
- Сама острота зрения резко снижена до 0,005–0,015 при нормальном зрении 0,8–1,0.
- Светочувствительность снижена. Ребенок реагирует только на источник света, но не формирует зрительный образ.
Вопреки распространенному мифу, ребенок не видит все перевернутым вверх ногами. Он вообще не очень хорошо различает зрительные образы, которые для малыша выглядят, скорее, как пятна разных оттенков серого.
Однако развитие зрения в этом возрасте идет очень быстро уже месячный ребенок начинает фокусировать взгляд на большем расстоянии и видит основные цвета — красный, зеленый, оранжевый. Через неделю он учится различать выражения лица взрослого.
К 4–6 неделе ребенок начинает смотреть в глаза и улыбаться маме. К 3 месяцам ребенок начинает видеть различия в окружающих его предметах, может следить за ними, различать лица и эмоции, узнавать тех, кто за ними ухаживает, и отличать геометрическую форму.
Важно! Радужка маленьких детей содержит небольшое количество пигментов, поэтому цвет глаз у новорожденных всегда голубой. Окончательно цвет глаз формируется в 10–12 лет.
Какие проблемы со зрением бывают у детей
Груднички имеют врожденную дальнозоркость. Это значит, что младенец вдали видит лучше, чем вблизи. Это, как правило, проходит только к 10 годам. Остроту зрения в этом возрасте проверяют редко. Однако это не означает, что у детей в этом возрасте не может быть проблем со зрением.
Основные из них:
- Закупорка слезного канала. Это происходит из-за особенностей строения камеры глаза. В норме пленка, прикрывающая слезный канал рассасывается сама. Однако если этого не происходит, канал остается закупоренным, что приводит к водянке и другим проблемам с глазами.
- Помутнение хрусталика. Возникает вследствие воздействия тератогенных факторов и генетических отклонений.
- Повышенное глазное давление. Патологии слезного канала приводят к тому, что от глазного яблока не отводится жидкость. Из-за этого повышается глазное давление.
- Ретинопатия и другие проблемы с сетчаткой. Часто встречаются у недоношенных детей и являются следствием проблем внутриутробного развития и генетических факторов.
- Нарушение моторики глаз. К ним относится косоглазие, нистагм, птоз. Единственные патологии, которые родители могут заметить практически сразу. Они проявляются в виде нарушения движения глаз, невозможности сфокусировать взгляд и опущением века.
- Нарушение свето- и цветовосприятия. Эти проблемы также возникают из-за неправильного формирования сетчатки. Часто становятся следствием генетических поломок. Самые известные из них — дальтонизм и «куриная слепота» (нарушение ночного зрения).
Многие из этих заболеваний никак не проявляют себя. Их обнаруживает окулист при рутинном обследовании зрения младенцев во время плановой диспансеризации. Первый визит к окулисту проходит через месяц после рождения. Врач осматривает форму и размер глаз, проверяет глазное дно и при необходимости назначает другие обследования.
Проблемы с глазами у новорожденных могут быть врожденными и приобретенными. Из-за отсутствия явных симптомов родители не могут самостоятельно понять, как на самом деле видит малыш. Чтобы не пропустить проблемы, нужно вовремя консультироваться со специалистом.
Получить консультацию педиатра
Standard
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family
Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium
Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее
Как стимулировать развитие зрения новорожденного
Зрительные образы появляются у детей, как только они открывают глаза. Но этот мир серый и состоит преимущественно из расплывчатых пятен. К месяцу эти пятна становятся цветными, а острота зрения немного улучшается. Конечно, мы не можем стимулировать развитие глаза. Однако помочь малышу видеть лучше в наших силах.
Что для этого можно сделать?
- Своевременно проверять зрение. Многие глазные болезни протекают бессимптомно и обнаруживаются офтальмологом во время диспансерного осмотра. Здоровые глаза и своевременное лечение таких заболеваний — залог хорошего зрения в будущем.
- Стимулировать органы зрения. Нужно помнить, что в первое время ребенок может различать только насыщенные цвета, поэтому игрушки в этом возрасте должны быть яркими и крупными. По мере роста и развития можно добавлять оттенки и более мелкие игрушки.
- Следить за питанием малыша. Нормальное развитие органов зрения напрямую зависит от того, что грудничок ест. Оптимальным питанием ребенка в этот период считается грудное молоко. Однако если по каким-то причинам мама не может или не хочет кормить грудью, нужно подобрать максимально адаптированную и подходящую малышу смесь.
Читайте также Как проверить зрение у детей
Частые вопросы
Как видят новорожденные дети?
+
Дети видят все в черно-белом спектре, а острота их зрения не позволяет подробно рассмотреть предметы. Цветное зрение появляется к концу первого месяца жизни, а видеть более-менее четко он начнет к детскому саду.
Почему у всех новорожденных синие глазки?
+
Это связано с количеством пигмента в радужной оболочке.
У новорожденных его слишком мало, поэтому у всех детей этого возраста глаза серо-синие.Какие проблемы со зрением могут быть у ребенка?
+
Основные из них — катаракта, глаукома, ретинопатия, нарушение моторики глазных мышц, закупорка слезного канала.
Заключение эксперта
Зрение ребенка значительно отличается от зрения взрослого. Маленькие дети хуже видят, слабее различают цвета и меньше реагируют на свет. Полностью формирование зрительных анализаторов завершается только вместе с завершением роста человека, т. е. в 18–20 лет. Однако уже в 10 ребенок начинает видеть так же, как взрослый.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Пружинин Марк Юльевич врач – педиатр
Стаж 30 лет
Консультаций 1572
Статей 192
Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.
Новорожденный: что он слышит? Что видит? Что чувствует? . Развитие ребенка: что чувствует новорожденный
Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа — так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?
В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория «ребенок — пищеварительный тракт», которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.
Он — как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: «Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении». Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным.
Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным.
В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного: он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения.
Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах.
Итак, новорождённый более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия.
Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.
Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.
Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.
Было замечено, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два листа бумаги — один серый, а другой — в черно-белую клетку, он будет смотреть на. второй лист. Это определили, наблюдая за ребенком через отверстие в экране: видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит на него.
Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам (такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).
Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие — на сон.
Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.
Несколько слов в заключение. Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).
Слух. У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.
Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше — отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке, ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т.е. голосу матери.
Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.
Вкус. Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.
С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких «сюрпризов».
Обоняние. Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая — нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.
Осязание. Новорожденный очень чувствителен к тому, как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие — возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано. Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.
Каким образом удалось установить с такой точностью уровень чувствительности новорожденного? Иногда весьма простыми способами, в других случаях — с помощью сложных приборов.
К простым способам относится прямое наблюдение за непосредственной реакцией ребенка на возбудитель; он поворачивает голову, реагирует на глухой, далекий или легкий шум, а иногда, наоборот, перестает реагировать на все эти звуки; он кричит или перестает кричать, моргает, двигает ногами, напрягает конечности, вздрагивает. Любой едва уловимый жест, всякая гримаса или крик имеют для него значение.
Поскольку сразу трудно все увидеть и отметить, исследователи сняли километры фильмов о младенцах в различных ситуациях: на руках отца, матери, педиатра; перед предметами всевозможных форм и цветов; при различном освещении и др. Затем эти фильмы просматриваются в замедленном темпе; останавливают изображение, возвращают пленку назад и записывают все реакции ребенка. Благодаря таким фильмам ни одна деталь не ускользает от глаз наблюдателя.
Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской. В первом случае сердцебиение замедлялось, во втором — оставалось без изменений.
Чтобы точнее выяснить, на какие звуки реагирует младенец, проводят следующий эксперимент: ему дают соску, в которой помещается миниатюрный радиоприемник, регистрирующий ритм сосательных движений. Затем ребенку дают послушать различные звуки; ритм его сосательных движений изменяется, что позволяет сделать вывод о чувствительности малыша к различным звукам.
Миниатюризация электронных приборов позволила провести и более сложные исследования. Например, с помощью очень маленького микрофона, введенного под амниотическую оболочку после того, как при родах лопнул плодный пузырь, удалось узнать, какие звуки окружают ребенка до рождения.
Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным какого-либо восприятия, «закрытым» по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для множества чувств.
Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожденному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.
Что могут чувствовать, видеть, слышать, обонять и пробовать младенцы?
© 2017 – 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Чем органы чувств новорожденного отличаются от наших? Младенцы не видят цвета так, как мы, и их зрение размыто. У них больше проблем с выделением речи из фонового шума. Тем не менее, новорожденные очарованы визуальным миром и демонстрируют замечательные способности распознавать различные образы, звуки, текстуры и запахи.
Некоторые самопровозглашенные эксперты относятся к новорождённым с опасной мракобесием. До конца 20 века многие медицинские авторитеты фактически отрицали, что новорожденные могут чувствовать боль (Rodkey and Ridell 2013).
К счастью, современная наука опровергла это мнение и пролила свет на замечательные способности младенцев.
Так что же дети могут чувствовать, видеть, слышать, обонять и пробовать на вкус? Что младенцы замечают в мире и как сенсорная информация влияет на их развитие? Вот основанный на доказательствах взгляд на органы чувств новорожденного.
Осязание у новорожденных
Ультразвук подтверждает, что у младенцев появляется осязание задолго до рождения.
Если беременная женщина потрет живот, ее плод может почувствовать вибрации. А младенцы часто прикасаются к себе, особенно в третьем триместре, когда их кожа может стать более чувствительной к стимуляции (Marx and Nady, 2015).
После рождения дети продолжают познавать мир через прикосновения, и ясно, что прикосновение является мощным социальным и эмоциональным сигналом.
Например, когда исследователи прикасались к ноге спящего ребенка медленным и нежным поглаживанием, это активировало части мозга, которые специализируются на обработке социальной и эмоциональной информации (Tuulari et al 2019; Йонссон и др., 2018). И эксперименты показывают, что нежный контакт кожа к коже может облегчить боль новорожденных и помочь детям расти и развиваться (Johnston et al 2017; Conde-Agudelo and Díaz-Rossello 2016).
На самом деле, прикосновение опекуна может помочь обратить вспять некоторые неблагоприятные последствия пренатального стресса и защитить детей из группы риска от развития аномальной реакции на стресс.
Пренатальный стресс может изменить работу генов, регулирующих стресс, у ребенка. Так может послеродовая депрессия. Но когда исследователи наблюдали за младенцами с течением времени, они обнаружили, что высокие уровни ласковых прикосновений (поглаживаний) обращают эффект вспять (Murgatroyd et al 2015).
Более того, младенцы, которые получают много ласковых прикосновений, как правило, проявляют меньше эмоционального негатива по мере взросления, и у них развивается меньше симптомов тревоги и депрессии (Sharp et al 2012; Sharp et al 2015; Pickles et al 2017).
Так что обнимать новорожденного не просто естественно, интуитивно и гуманно — это правильно. Это также форма экологического программирования, которая увеличивает шансы вашего ребенка на развитие эмоционального здоровья и устойчивости.
А как насчет более интересных аспектов прикосновения? Информация, которую младенцы собирают об их мире, когда они осязают текстуры или берут что-то пальцами?
Младенцы используют свое осязание, чтобы «дополнить» то, что они еще не знают о внешнем виде объекта.
Если бы я дал вам небольшой предмет и позволил вам потрогать его, не дав вам возможности его увидеть, вы бы смогли понять, как он выглядит?
Это старая игра для вечеринок, и вы можете предположить, что она требует большой предварительной практики. Вы должны быть в состоянии воспринимать чисто тактильную информацию, а затем переводить ее в трехмерное изображение в своем воображении. Наверняка это выходит за рамки способностей новорожденного, верно?
Неправильно. В ходе увлекательных экспериментов Арлетт Стрери и ее коллеги обнаружили, что новорожденные способны делать выводы о внешнем виде объекта только по осязанию (Streri 2003; Streri and Gentaz 2004; Sann and Streri 2007; San and Streri 2008).
Экспериментаторы давали каждому малышу простой предмет для прикосновения: либо сплошной деревянный цилиндр, либо цельную деревянную призму с треугольным основанием. Младенцы касались только одного типа объектов и не могли видеть, к чему прикасаются.
Потом было испытание.
Новорожденным показали оба предмета. Могут ли новорожденные заметить разницу? Узнали предмет, который они держали в руках?
Удивительно, но они могли. Испытание за испытанием младенцы реагировали так, как будто они уже были знакомы с объектом, к которому прикоснулись. Они не особо обращали на это внимание, вместо этого сосредоточив свое внимание на другом предмете — с какой бы формой они не обращались ранее.
Так же интересно, младенцы не мог выполнить этот трюк в другом направлении. Если ребенку разрешалось только смотреть на новый предмет, он не мог впоследствии распознать его только на ощупь. Другими словами, новорожденные не могли начать с чисто визуальной информации и преобразовать ее в тактильную информацию.
Результаты показывают, что новорожденные используют осязание, чтобы понять смысл визуальной информации. Когда ребенок касается вашего лица, он может учиться распознавать его визуально.
Но значит ли это, что ваш новорожденный воспринимает мир в основном через прикосновение?
Очевидно, что нет. На самом деле, когда дело доходит до социальных взаимодействий, младенцы, кажется, находят прикосновение более обнадеживающим, если оно является частью пакета, включающего нежные объятия, дружеский зрительный контакт, разговор и покачивание.
Новорожденные замечают, как мы к ним прикасаемся, и нервничают, когда мы делаем это неправильно.
В ходе эксперимента над новорожденными исследователи случайным образом распределили младенцев по одному из двух видов лечения. Половину младенцев гладил молчаливый и неразговорчивый воспитатель. Другую половину тоже гладили, но в сочетании с раскачиванием, зрительным контактом и успокаивающей речью.
У детей, получивших комбинированный пакет, наблюдалось снижение уровня гормона стресса. У детей, подвергшихся инсульту в изоляции, наблюдался всплеск гормона стресса (White-Traut et al 2009).
Младенцы также могут испытывать стресс, когда мы слишком настойчивы — когда мы игнорируем их желание отдохнуть, прикасаясь к ним и стимулируя их так, как они этого не хотят (Feldman et al 2010). Поэтому важно обращать внимание на сигналы вашего ребенка и предлагать ему такие прикосновения, которые ему приятны или успокаивают.
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими советами Parenting Science по снижению стресса у детей.
Зрение новорожденных: что видят младенцы?
Вы, наверное, слышали, что зрение новорожденных относительно плохое, и это правда.
Видят ли новорожденные в 3D?
Нет. Восприятие стереоскопической глубины (восприятие мира в «трехмерном» виде) появляется примерно через 16 недель после родов (Jandó et al 2012; Streri et al 2012; Held et al 1980).
Видят ли новорожденные цвета?
Да, но только в ограниченной степени. Различение цветов очень плохое сразу после рождения и развивается постепенно в течение нескольких месяцев (Johnson 2010).
Например, когда исследователи тестировали 4-дневных младенцев, они обнаружили, что эти младенцы могут успешно различать белый и оранжевый (т. е. свет с длиной волны 595 нм). Но им не удалось отличить белый цвет от желто-зеленых цветов (Адамс и др., 1991).
Аналогичные исследования показали, что многие дети в возрасте до 4 недель с трудом различают
- белый и темно-синий,
- белый и красный,
- красный и зеленый и
- красный и желтый (Adams 1995; Clavadetscher et al 1988).
К 8 неделям большинство детей лучше воспринимают цвета. Это возраст, в котором они могут надежно отличать красный цвет (длина волны 633 нм) от белого, а также бирюзово-синий (486 нм) и некоторые сине-зеленые (496-516 нм).
Но они по-прежнему борются с желтым и желто-зеленым, а также с некоторыми оттенками фиолетового (см. Banks and Bennet 1988 для краткого изложения). Цветовые способности продолжают развиваться в младенчестве и раннем детстве (Goulart et al 2008).
К 8 неделям большинство детей лучше воспринимают цвета. Это возраст, в котором они могут надежно отличать красный цвет (длина волны 633 нм) от белого, а также бирюзово-синий (486 нм) и некоторые сине-зеленые (496-516 нм).
Но они по-прежнему борются с желтым и желто-зеленым, а также с некоторыми оттенками фиолетового (обобщение см. в Banks and Bennet 1988). Цветовые способности продолжают развиваться в младенчестве и раннем детстве (Goulart et al 2008).
Означает ли это, что ваш новорожденный ребенок дальтоник? Нет! Это не бесцветное видение. Вопреки распространенному утверждению, новорожденные не видят мир черно-белым. Но это мир с очень небольшим количеством цветов и более тонким контрастом между оттенками.
Как насчет остроты зрения? Насколько размытыми вещи кажутся ребенку?
Новорожденные могут видеть лица и крупные фигуры, но острота их зрения очень низкая по сравнению со взрослыми.
Чтобы почувствовать разницу, представьте узор из черно-белых полос на листе бумаги. Полосы настолько широкие, что вы можете уместить два чередования — черный/белый/черный/белый — на сантиметр.
Полосатая бумага размещена на сплошном сером фоне. Вы отступаете на несколько футов и смотрите. Вы все еще видите полосы или они исчезают, незаметно сливаясь с фоном?
Если у вас нормальное зрение, вам не составит труда увидеть полосы. Но средний новорожденный не сможет обнаружить полоски, даже если вы держите дисплей на расстоянии 15 дюймов от ее лица.
Чтобы почувствовать это, представьте узор из черно-белых полос на листе бумаги. Полосы настолько широкие, что вы можете уместить два чередования — черный/белый/черный/белый — на сантиметр.
Ребенку узор в полоску кажется слишком мелким. Полосы сливаются вместе (Cavallini et al 2002). Окулист оценил бы ее остроту зрения примерно в 20/640 — балл, который легко соответствует порогу официально признанной слепоты.
Когда дети начинают ясно видеть? Исследования показывают, что в первые несколько месяцев младенцы испытывают стабильный и резкий прирост. К 6 месяцам типичный ребенок набирает около 20/60 (Саломао и др., 2008) — значительное улучшение.
Учитывая эти ограничения, интересуются ли новорожденные визуальным миром?
Абсолютно! Новорожденные могут видеть не так хорошо, как взрослые, но тем не менее они очарованы визуальной информацией.
Подобно T. rex в Jurassic Park, новорожденные находят движущиеся объекты особенно интересными (Valenza et al 2015). Они также проявляют особое влечение к лицам и могут быстро научиться узнавать лица своих опекунов.
В одном исследовании исследователи показывали детям видеозаписи двух лиц. Одна из них была собственной матерью младенца. На другом было лицо незнакомой женщины (Бушнелл и др. 1989).
Младенцы в возрасте от 12 до 36 часов явно предпочитали смотреть в лицо своей матери, а не в лицо незнакомца. И это было правдой, несмотря на то, что лица предъявлялись молча и без каких-либо обонятельных сигналов. Младенцы не могли быть предупреждены ни голосом, ни запахом матери.
Другие исследования повторили эти результаты и позволили понять визуальные подсказки, которые младенцы используют, чтобы различать людей: они, вероятно, замечают различия в форме лица, прическе и цвете (Pascalis et al 1994).
Слух новорожденных
Способность слышать у младенцев развивается задолго до рождения. На самом деле, они слушали так долго, что не просто знакомы со звучанием голосов своих матерей. Они могут различать некоторые особенности родного языка своей матери и даже подражать этим моделям, когда плачут!
В ходе изучения французских и немецких младенцев исследователи обнаружили, что французские новорожденные издают плач с восходящим мелодическим контуром, почти так же, как носители французского языка произносят предложение. Немецкие младенцы, напротив, издавали типично германские крики — с падающей интонацией (Mampe et al 2009).).
Это довольно удивительные вещи, и это еще не все: новорожденные обращают на нас особое внимание, когда мы говорим с ними на «парантезе» — медленном, повторяющемся, музыкальном стиле речи, который многие родители считают естественным, обращаясь к младенцу. Как я уже отмечал в другом месте, вполне вероятно, что словосочетание помогает детям узнавать о наших эмоциях. Это также может помочь им расшифровать язык.
Но не дайте себя обмануть. Младенцы не начинают жизнь с точно такими же способностями к слушанию, как взрослые. У младенцев больше проблем с выделением речи из фонового шума (Эриксон и Ньюман, 2018). Чтобы помочь детям выучить язык, нам нужно разговаривать с ними один на один в среде, свободной от шумового загрязнения.
Обоняние и вкус новорожденных
Насколько нам известно, обоняние новорожденных ничем не хуже.
Например, когда исследователи предъявляли новорожденным незнакомые запахи, их мозг реагировал так же, как и наш (Adam-Darque et al 2018). И по крайней мере в одном отношении новорожденные превзошли взрослых:
Эксперименты показывают, что новорожденные на самом деле лучше взрослых обнаруживают компоненты запаха человеческого пота (Loos et al 2017).
Другие исследования показывают, что новорожденные дети могут распознавать запах амниотической жидкости (Varendi et al 1997). Они также могут различать запах грудного молока и смеси.
Когда исследователи представили новорожденным, находящимся на искусственном вскармливании, два разных запаха — запах грудного молока незнакомой женщины и запах знакомой детской смеси — младенцы отдали предпочтение запаху грудного молока (Marlier and Schaal, 2005). .
Кроме того, запах грудного молока оказывает успокаивающее и болеутоляющее действие на новорожденных (Baudesson de Chanville et al 2017; Neshat et al 2016; Nishitani et al 2009).). И если вы познакомите новорожденных с запахом вскоре после рождения, они могут полюбить его.
В ходе одного эксперимента новорожденных познакомили с запахом ромашки во время кормления грудью. Несколько дней спустя их влечение к запаху ромашки стало таким же сильным, как и влечение к запаху грудного молока (Delaunay-El Allam et al 2006). Аналогичные результаты были получены для запаха ванили (Goubet et al 2007).
Как насчет идентификации личности? Могут ли новорожденные узнавать своих опекунов по запаху?
Кажется, могут. В одном исследовании грудного молока новорожденных, перенесших болезненную процедуру (прокол пятки), успокаивал запах молока. Но только если молоко исходило от их собственных матерей (Nishitani et al 2009).
В другом исследовании новорожденным давали запахи различных образцов грудного молока — образцов, пожертвованных их матерями и другими, незнакомыми женщинами. Младенцы больше ртом реагировали на запахи своих матерей, и степень предшествующего воздействия имела значение:
Те, у кого контакт длился более 50 минут, показали большую разницу в использовании рта (Mizuno at al 2004).
А чувство вкуса? Как новорожденные реагируют на вкусы?
Как известно каждому гурману, наше восприятие вкуса зависит от нашего обоняния. Например, различия в запахе объясняют большую часть того, что отличает вкус абрикоса от вкуса персика.
Но, конечно, дело не только в запахе. У нас также есть вкусовые рецепторы, и они помогают нам определять по крайней мере пять измерений — сладость, соленость, горечь, кислотность и умами (пикантный, сердечный вкус, связанный с глутаматом и присутствующий в мясе, молочных продуктах и грибах).
Новорожденный ощущает все эти измерения, кроме одного: эксперименты показывают, что дети не могут ощущать вкус соли, пока им не исполнится 4 месяца (Beauchamp et al 1986).
В остальном новорожденные особенно неравнодушны к сладкому. На самом деле, когда детям дают сахарный раствор непосредственно перед болезненной процедурой, такой как укол в пятку, они меньше плачут. Новорожденным также нравится вкус глутамата, который содержится в грудном молоке (Beauchamp and Pearson, 1991).
Напротив, новорожденные отрицательно реагируют на некоторые (но не на все) горькие вещества. А когда новорожденный почувствует кислое вещество, он, скорее всего, отдернется и сморщится (Штайнер 19).77).
Имеет ли чувство вкуса какие-либо практические последствия для новорожденного? Вы можете подумать, что это не имеет большого значения, поскольку маленькие дети питаются только грудным молоком или детской смесью. Но эксперименты показывают, что вкусы материнского рациона передаются с грудным молоком, и младенцы это замечают.
Раннее знакомство с этими «добавленными» вкусами может помочь младенцам позже развить предпочтения в отношении здоровой пищи. Вы можете прочитать больше здесь.
Чем еще могут заниматься новорожденные?
Сразу после рождения младенцы проявляют замечательные социальные способности. Для получения дополнительной информации см. этот основанный на фактических данных обзор того, как новорожденный ощущает социальный мир.
А как же думать? Решение проблем? Объем памяти? Узнайте больше об удивительных интеллектуальных способностях вашего ребенка в моей статье «Когнитивное развитие новорожденных: что думают и учатся дети».
Ссылки: Чувства новорожденного
Адам-Дарк А., Груйе Ф., Васунг Л., Ха-Винь Лойхтер Р., Поллиен П., Лазейрас Ф., Хюппи П.С. 2018. Реакция нейронов на новые запахи в мозге новорожденного на основе фМРТ. Кора головного мозга. 28(8):2901-2907.
Адамс Р.Дж. 1995. Дальнейшее изучение хромато-ахроматической дискриминации новорожденных. J Exp Детская психология. 60(3):344-60.
Адамс Р.Дж., Кураж М.Л., Мерсер М.Э. 1991. Недостатки цветового зрения у новорожденных: фоторецепторные и нейронные объяснения. Поведение мозга Res. 43(2):109-14.
Бэнкс М.С. и Беннетт П.Дж. 1988. Незрелость оптических и фоторецепторов ограничивает пространственное и хроматическое зрение новорожденных. J Opt Soc Am A. 5(12):2059-79.
Бошан, Г. К. и Пирсон, стр. 1991. Человеческое развитие и вкус умами. Физиол Поведение. 49(5):1009-12.
Beauchamp GK, Cowart BJ, Moran M. Изменения приемлемости соли у младенцев, связанные с развитием. Дев. Психобиология 1986; 19:17-25.
Cavallini A, Fazzi E, Viviani V, Astori MG, Zaverio S, Bianchi PE, Lanzi G. 2002. Острота зрения в первые два года жизни у здоровых доношенных новорожденных: опыт работы с карточками остроты зрения кассира. Функция Нейрол. 17(2):87-92.
Clavadetscher JE, Brown AM, Ankrum C, Teller DY. 1988. Спектральная чувствительность и хроматическая дискриминация у младенцев в возрасте 3 и 7 недель. J Opt Soc Am A. 5(12):2093-105.
Конде-Агудело А. и Диас-Росселло Х.Л. 2016. Уход за матерями методом кенгуру для снижения заболеваемости и смертности детей с низкой массой тела при рождении. Cochrane Database Syst Rev. 2016 Aug 23;(8):CD002771.
Делоне-Эль Аллам М., Марлье Л. и Шааль Б. 2006. Обучение у груди: формирование предпочтения искусственного запаха и его привлекательность против запаха материнского молока. Младенец Поведение Дев. 29(3):308-21.
Эриксон Л.С., Ньюман Р.С. 2017. Влияние фонового шума на младенцев и детей Curr Dir Psychol Sci. 26(5):451-457
Фельдман Р., Сингер М. и Загури О. 2010. Прикосновения ослабляют физиологическую реакцию младенцев на стресс. Dev Sci. 13(2):271-8.
Goulart PR, Bandeira ML, Tsubota D, Oiwa NN, Costa MF, Ventura DF. 2008. Компьютерный тест цветового зрения для детей, основанный на Кембриджском цветовом тесте. Vis Neurosci. 25(3):445-50.
Хелд Р., Берч Э., Гвязда Дж. 1980. Стереозрение младенцев человека. Proc Natl Acad Sci USA. 77(9):5572-4.
Jandó G, Miko-Baráth E, Markó K, Hollody K, Török B, Kovacs I. 2012. Бинокулярность с ранним началом у недоношенных детей показывает, что развитие зрения у людей зависит от опыта. Proc Natl Acad Sci U S A. 109(27):11049-52.
Jönsson EH, Kotilahti K, Heiskala J, Wasling HB, Olausson H, Croy I, Mustaniemi H, Hiltunen P, Tuulari JJ, Scheinin NM, Karlsson L, Karlsson H, Nissilä I. 2018. Аффективные и неаффективные прикосновения вызывают Дифференциальные реакции головного мозга у 2-месячных детей. Нейроизображение. 169: 162-171.
Джонсон С.П. 2010. Как младенцы узнают о визуальном мире. Знания наук. 34(7): 1158-1184.
Джонстон С., Кэмпбелл-Йео М., Дишер Т., Бенуа Б., Фернандес А., Штрайнер Д., Инглис Д., Зи Р. 2017 г. Оказание кожного контакта при процедурной боли у новорожденных. Кокрановская система базы данных, ред. 2: CD008435.
Loos HM, Doucet S, Védrines F, Sharapa C, Soussignan R, Durand K, Sagot P, Buettner A, Schaal B. 2017. Реакция новорожденных на сильно разбавленные пахучие вещества из пота. Дж. Хим. Экол. 43(1):106-117.
Marlier L и Schaal B. 2005. Новорожденные люди предпочитают грудное молоко: запах молока сородичей привлекателен без постнатального воздействия. Детский Дев. 76(1):155-68.
Маркс В. и Надь Э. 2015. Поведенческие реакции плода на материнский голос и прикосновения. ПЛОС Один. 10(6):e0129118.
Mizuno K, Mizuno N, Shinohara T и Noda M. 2004. Контакт кожа-к-коже матери и младенца после родов приводит к раннему распознаванию запаха молока собственной матери. Акта Педиатр. 93(12):1640-5.
Murgatroyd C, Quinn JP, Sharp HM, Pickles A, Hill J. 2015. Влияние пренатальной и послеродовой депрессии и материнского поглаживания на ген глюкокортикоидного рецептора. Трансл Психиатрия. 5:е560.
Neshat H, Jebreili M, Seyyedrasouli A, Ghojazade M, Hosseini MB, Hamishehkar H. 2016. Влияние запахов грудного молока и ванили на частоту сердечных сокращений недоношенных новорожденных и насыщение крови кислородом во время и после венепункции. Педиатр Неонатол. 57(3):225-31.
Нишитани С., Миямура Т., Тагава М., Суми М., Такасе Р., Дои Х., Мориучи Х. и Шинохара К. 2009. Успокаивающий эффект запаха материнского грудного молока на новорожденного человека. Нейроси Рес. 63(1):66-71.
Пиклз А., Шарп Х., Хеллиер Дж., Хилл Дж. 2017. Пренатальная тревожность, поглаживание матери в младенчестве и симптомы эмоциональных и поведенческих расстройств в возрасте 3,5 лет. Европейская детская подростковая психиатрия. 26(3):325-334.
Портер Р.Х., Макин Дж.В., Дэвис Л.Б., Кристенсен К.М. 1991. Оценка заметной обонятельной среды у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Физиол Поведение. 50(5):907-11.
Романтшик О., Портер Р.Х., Тиллманн В., Варенди Х. 2007. Предварительные данные о сенситивном периоде обучения обонянию у новорожденных людей. Acta Pædiatrica. 96(3):372 – 376.
Саломао С.Р., Эйзенбаум Ф., Березовский А., Сакаи П.Ю., Перейра Ж.М. 2008. Возрастные нормы остроты зрения по монокулярной решетке, измеренной с помощью развертки-VEP в первые три года жизни. Арк Брас Офтальмол. 71(4):475-9.
Санн К. и Стрери А. 2008. Пределы хватания новорожденного для обнаружения текстуры в кросс-модальной задаче переноса. Младенец Поведение Дев. 31(3):523-31.
Санн С. и Стрери А. 2007. Восприятие формы и текстуры объекта у новорожденных: данные кросс-модальных задач переноса. Dev Sci. 10(3):399-410.
Шарп Х. , Пиклз А., Мини М., Маршалл К., Тибу Ф. и Хилл Дж. 2012. Частота поглаживаний младенцев, о которых сообщают матери, смягчает влияние пренатальной депрессии на поведенческие и физиологические исходы младенцев. ПЛОС Один. 7(10):e45446.
Sharp H, Hill J, Hellier J, Pickles A. Материнская антенатальная тревожность, послеродовые поглаживания и эмоциональные проблемы у детей: результаты, предсказанные на основе гипотез пре- и постнатального программирования. Психомед. 2015 янв; 45 (2): 269-83.
Streri A. 2003. Кросс-модальное распознавание формы от руки до глаз у новорожденных. Соматосенс Мот Рез. 20(1):13-8.
Streri A и Gentaz E. 2004. Кроссмодальное распознавание формы от руки к глазам и ручности у новорожденных. Нейропсихология. 42(10):1365-9.
Streri A, de Hevia MD, Izard V, Coubart A. 2012. Что мы знаем о неонатальном познании? Behav Sci (Базель). 3(1):154-69.
Штайнер Дж. Э. 1977. Выражения лица новорожденного указывают на гедонику связанных с едой химических раздражителей. В: Вайффенбах, Дж. М. (редактор): Вкус и развитие: генезис сладкого предпочтения. Вашингтон, округ Колумбия, типография правительства США.
Туулари Дж. Дж., Шейнин Н. М., Лехтола С., Мерисаари Х., Саунаваара Дж., Парккола Р., Зельштедт И., Карлссон Л., Карлссон Х., Бьорнсдоттер М. 2019. Нейронные корреляты нежного поглаживания кожи в раннем младенчестве. Dev Cogn Neurosci. 35:36-41
Валенса Э., Оцука Ю., Булф Х., Итикава Х., Канадзава С., Ямагути М.К. 2015. Ориентация лица и движение по-разному влияют на развертывание зрительного внимания у новорожденных и 4-месячных детей. ПЛОС Один. 10(9):e0136965.
Varendi H, Porter RH, Winberg J. 1996. Привлекательность запаха амниотической жидкости: свидетельство пренатального обонятельного обучения? Акта Педиатр. 85(10):1223-7.
Варенди Х. и Портер Р.Х. 2002. Влияние родов на обучение обонятельному воздействию в течение первого часа после рождения. Поведение Нейроски. 116(2):206-11.
Содержание «Чувства новорожденного: что ваш ребенок может чувствовать, видеть, слышать, обонять и пробовать на вкус?» последнее изменение 8/17
Изображение предоставлено Newborn Senses:
Заглавное изображение новорожденного с забавным выражением лица от Lemmer_Creative /istock
ультразвуковое изображение от Mikael_Damkier / Shutterstock
изображение оранжевых трехмерных фигур от Parenting Science
изображение черных и белых полос на сером фоне от Parenting Science
Небольшая часть этой статьи взята из более ранней работы того же автора «Подготовлено для быстрого обучения? Новорожденные чувства вкуса и запаха» (2011).
Содержание «Чувства новорожденных» последнее изменение 10/2020
Когда новорожденные начинают видеть?
Мир — новое и удивительное место для маленького ребенка. Есть так много новых навыков, которые нужно освоить. И как только ваш ребенок начнет говорить, сидеть и ходить, он также научится в полной мере использовать свои глаза.
Несмотря на то, что здоровые дети рождаются со способностью видеть, у них еще не развита способность фокусировать глаза, точно двигать ими или даже использовать их вместе как пару.
Обработка визуальной информации является важной частью понимания окружающего мира. Зрение и проблемы с глазами у младенцев могут привести к задержке развития, поэтому важно знать об определенных вехах по мере роста вашего ребенка и созревания его зрения.
Когда ваш ребенок рождается, он смотрит на вас и окружающий мир затуманенными глазами. Они могут лучше всего фокусироваться на объектах на расстоянии от 8 до 10 дюймов от лица. Это как раз то расстояние, на котором ваш ребенок может видеть ваше лицо, когда вы прижимаете его к себе.
После тьмы твоего чрева мир становится ярким, визуально стимулирующим местом. Поначалу вашему малышу будет трудно ориентироваться между разными объектами или даже различать предметы. Но это не продлится долго.
В первые пару месяцев вашего ребенка его глаза начнут работать вместе гораздо эффективнее. Но координация может быть сложной, и вы можете заметить, что один глаз кажется блуждающим, или оба глаза кажутся косоглазыми. В большинстве случаев это нормально.
Если вы продолжаете замечать, что один глаз, в частности, довольно часто смотрит внутрь или наружу, стоит поговорить об этом со своим педиатром при следующем посещении.
Вы также можете заметить, что у вашего ребенка развивается зрительно-моторная координация, особенно когда вы наблюдаете, как его глаза отслеживают движущийся объект, а затем его руки тянутся к нему.
Хотя неизвестно, насколько хорошо младенцы различают цвета при рождении, цветовое зрение, вероятно, еще не полностью развито на этом этапе, и вашему ребенку понравятся яркие цвета на его игрушках и одеялах.
К 8-недельному возрасту большинство детей могут легко сфокусировать взгляд на лицах своих родителей.
В возрасте около 3 месяцев глаза вашего ребенка должны следить за окружающими предметами. Если вы покачиваете яркой игрушкой рядом с ребенком, вы должны видеть, как его глаза следят за ее движениями, а руки тянутся, чтобы схватить ее.
Возьмите за привычку разговаривать с малышом и показывать ему то, что видите.
Поделиться на Pinterest
В течение этих месяцев зрение вашего ребенка будет значительно улучшаться. Они начнут развивать новые навыки, включая восприятие глубины. Эта способность определять, насколько близко или далеко находится объект на основе окружающих его предметов, не является чем-то, что ваш ребенок может делать при рождении.
Обычно глаза ребенка не работают вместе достаточно хорошо примерно до 5 месяцев. В этом возрасте их глаза могут формировать трехмерное представление о мире, которое им нужно, чтобы начать видеть вещи в глубину.
Улучшенная зрительно-моторная координация помогает малышу находить что-то интересное, брать его, переворачивать и исследовать различными способами. Вашему ребенку понравится смотреть на ваше лицо, но ему также может быть интересно рассматривать книги со знакомыми предметами.
Многие дети начинают ползать или иным образом мобильны примерно в возрасте 8 месяцев. Мобильность поможет вашему ребенку еще больше улучшить координацию рук, глаз и тела.
За это время у вашего ребенка улучшится цветовое зрение. Отправляйте ребенка в новые интересные места и продолжайте указывать и обозначать то, что вы видите вместе. Повесьте мобиль в кроватку вашего ребенка и убедитесь, что у него достаточно времени, чтобы безопасно играть на полу.
Поделиться на Pinterest
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 1 год, он сможет хорошо оценивать расстояния. Эта способность пригодится, когда они путешествуют по дивану или перемещаются по гостиной с одной стороны на другую. В этот момент они также могут бросать предметы с некоторой точностью, так что будьте осторожны!
К настоящему времени ваш ребенок может очень четко видеть предметы вблизи и вдали. Они могут быстро сфокусироваться даже на быстро движущихся объектах. Им понравится играть в прятки с игрушками или в прятки вместе с вами. Продолжайте называть предметы, когда разговариваете с ребенком, чтобы стимулировать словесные ассоциации.
Большинство детей рождаются со здоровыми глазами, которые будут развиваться соответствующим образом по мере взросления. Но могут возникнуть проблемы с глазами и зрением.
Эти симптомы могут указывать на проблему:
- чрезмерное слезотечение
- веки красные или покрытые корками
- один или оба глаза кажутся постоянно блуждающими
- крайняя чувствительность к свету
- зрачок кажется белым
Это может быть признаком таких проблем, как:
- закупорка слезных протоков4 глазная инфекция
- дисфункция глазных мышц
- повышенное внутриглазное давление
- рак глаза
Если вы заметили какой-либо из этих симптомов, позвоните своему врачу.