Группы здоровья новорожденных
Появление на свет долгожданного малыша оставляет позади многие тревоги, которые испытывали родители в течение беременности. Но теперь появляются новые волнения, в том числе связанные со здоровьем ребенка, его состоянием и развитием.
Абсолютных гарантий, что новорождённый будет здоров, сегодня не могут дать ни строгие следования рекомендациям врачей во время беременности, ни плановые УЗИ и регулярные анализы.
Состояние здоровья новорожденного
Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:
- цвет и оттенок кожных покровов;
- сердцебиение и пульс;
- проявление рефлексов;
- тонус мышц;
- дыхание.
В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.
Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.
Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.
Срок рождения ребенка
К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.
Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.
Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.
С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.
Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.
Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.
Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:
- зрелых, рожденных в 35-37 недель;
- незрелых, появившихся на 32-34 неделе;
- страдающих внутриутробной гипотрофией – рождены ранее 29 недели.
Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.
Группа здоровья у новорожденных
После выписки из роддома обязательным является регулярное посещение педиатра, или участкового врача детской поликлиники. Первый визит к нему должен состояться, когда ребенку исполнится 1 месяц. Врач осмотрит малыша, проведет необходимые измерения, проверит анализы, обменную карту из роддома, проведет беседу с родителями. После этого педиатр оставит в карточке запись с указанием группы здоровья ребенка. Эта цифра вызывает обеспокоенность и массу вопросов у родителей. Что влияет на группу здоровья новорожденных, что означает сама цифра, для чего она нужна?
Группа здоровья новорожденного говорит о состоянии его здоровья. Она определяется по ряду факторов и присваивается на основании совокупности данных, которые собирает и анализирует участковый врач. Заключения докторов узких специальностей, возможные врожденные отклонения, склонности к каким-либо заболеваниям дают педиатру основания определить группу здоровья ребенка, которая, впрочем, может меняться с течением времени в лучшую или худшую сторону.
Для эффективного предупреждения недугов и отклонений, успешного лечения ребенка у педиатра и других врачей необходимо правильно определить группу здоровья у новорожденного. Это помогает предотвратить возникновение осложнений при лечении детей, а также своевременно и верно наметить профилактику заболеваний.
Группа здоровья, определенная врачом на первичном патронаже, может быть изменена уже к концу третьего года жизни ребенка. Участковый врач анализирует динамику физического и психологического развития малыша, состояние его здоровья и на основании ряда критериев может изменить группу здоровья.
Критерии для присвоения группы здоровья
Существует шесть критериев, которые используют медики при отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья.
Первый критерий — это особенности онтогенеза, или развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.
Второй критерий, определяющий здоровье, — это уровень физического развития и степень его гармоничности.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития.
Четвертый критерий — уровень резистентности организма.
Пятый критерий — уровень функционального состояния.
Шестой критерий
— наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.I критерий — ранний онтогенез. Для оценки раннего онтогенеза педиатру необходимо собрать данные о семье ребенка. Это, прежде всего, родословная с составлением генеалогического анамнеза, в котором указывается количество близких родственников с отметкой о сроке жизни и причинах смерти, а также наследственные и хронические заболевания . Эти данные нужны для выявления предрасположенности ребенка к тем или иным болезням. Немаловажным фактором является и протекание беременности, ведь любые осложнения и неблагоприятные факторы в период вынашивания могли оказать негативное воздействие на здоровье ребенка.
II критерий — физическое развитие. Основными показателями физического развития ребенка являются биометрические данные, которые снимает педиатр при каждом осмотре в первые месяцы жизни малыша. Это масса, рост, объемы головы и грудной клетки. Полученные цифры врач сравнивает с данными центильной шкалы. На основе анализа их соотношения педиатр и определяет уровень физического развития, который измеряется в центилях:
- очень низкий – показатель до трех центилей;
- низкий – от 3 до 10 центилей;
- сниженный – от 10 до 25 центилей;
- средний – от 25 до 75 центилей;
- повышенный уровень – от 75 до 90 центилей;
- высокий и очень высокий – свыше 90 центилей.
III критерий – нервно-психическое развитие. Педиатр оценивает умения ребенка, способность к общению, уровень развития речи. Врач отталкивается от данных, которые приведены в специальных таблицах, где указаны показатели нормального уровня. Сравнивая полученные данные с нормой, врач делает вывод об уровне нервно-психического развития ребенка. Стоит отметить, что наличие каких-либо отклонений не является патологией
IV критерий – резистентность, или устойчивость детского организма к факторам внешней среды, к различного рода заболеваниям. Оценка этого критерия производится на основании ИОЗ (индекса частоты острых заболеваний) и формируется по количеству перенесенных за год болезней. Подразделяется на сниженный, низкий, очень низкий. Если ребенок более 4 раз за год болел ОРЗ, его считают часто болеющим.
V критерий рассматривается с точки зрения поведения ребенка, его функционального состояния. Эти факторы являются важными показателями развития малыша и могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в его здоровье . У детей до года рассматривают эмоциональное состояние в целом: насколько ребенок весел и не капризен. Дети постарше, от 2 до 6 лет, уже характеризуются настроением. Учитывается, как ребенок спит, есть ли у него аппетит, насколько он активен. Важным показателем является наличие вредных привычек (например, сосание пальца).
VI критерий – нарушения здоровья и хронические заболевания. Врожденные пороки и отклонения могут проявиться сразу при рождении малыша или дать о себе знать в течение первого года жизни ребенка. Хронические заболевания могут появиться в результате перенесенных болезней, а могут возникнуть при рождении. Дети с подобными заболеваниями обычно находятся на постоянном диспансерном учете у педиатра.
Когда все данные собраны, проведены все необходимые исследования, педиатр анализирует получившуюся картину и принимает решение по отнесению ребенка к одной из пяти групп здоровья. В дальнейшем это позволяет участковому врачу и узким специалистам легче ориентироваться в состоянии здоровья ребенка.
Пять групп здоровья у новорожденных
На основании «Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и «Правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних», утвержденной приказом Минздрава от 21.12.2017 №1346н, происходит распределение детей по группам здоровья.
На сегодняшний день существует пять групп здоровья:
- I группа – здоровые малыши;
- II группа – в целом здоровые дети, но имеющие риски возникновения каких-либо хронических отклонений; склонные к болезням, которые протекают длительно и часто с осложнениями;
- III группа – новорожденные, имеющие хронические заболевания, отклонения в состоянии здоровья;
- IV группа – дети с врожденными пороками;
- V группа – дети-инвалиды.
К первой группе здоровья относят здоровых младенцев, рожденных здоровыми родителями. Как правило, в таких случаях беременность и роды прошли без осложнений у мамы и ребенка, и новорожденный получил от 8 до 10 баллов по Апгар. Как показывают исследования, это до 10% процентов малышей на участке врача.
II группа здоровья новорожденных – это в целом здоровые дети, но имеющие риски по срыву адаптации, а также те, кто склонен к развитию хронических заболеваний. Таких детей рождается большинство – от 40 до 60 процентов. Для более удобной работы педиатра вторая группа разделена на 2 подгруппы:
- группа 2А;
- группа 2Б.
В группу здоровья 2А попадают новорожденные, появившиеся на свет естественными родами от матери с узким тазом, недоношенные и переношенные в легкой степени младенцы. Дети физиологически незрелые, с отечным синдромом, токсической эритемой также относятся к группе здровья 2А.
К группе здоровья 2Б относят детей, вынашивание которых сопряжено с различного рода осложнениями. Как правило, у матерей есть какие-либо отклонения здоровья: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические болезни, заболевания мочевыделительной системы. Сложные роды, кесарево сечение также свидетельствуют об отнесении ребенка к группе здоровья 2Б. У таких детей оценка по шкале Апгар составляет от 6 до 7 баллов. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, малый (до 2 кг) или большой (свыше 4 кг) вес младенца, более четырех малых анатомических аномалий дают врачу основание для записи ребенка в группу здоровья 2Б.
Родителям важно понимать, что при правильном построении работы педиатра в группах здоровья новорожденных 2А и 2Б в дальнейшем из этих детей могут вырасти вполне здоровые взрослые.
К третьей и четвертой группам здоровья относят около 20% детей. Это новорожденные с хроническими патологиями, дети с 1, 2 и 3 степенью недоношенности, сильно переношенные малыши, а также дети с родовыми травмами, асфиксией, внутриутробными инфекциями, врожденными пороками и хромосомными болезнями.
В пятую группу здоровья попадает около 10% деток. Сюда относят малышей с хронической патологией в стадии декомпенсации.
Педиатрическое наблюдение за новорожденными
После присвоения ребенку той или иной группы здоровья педиатр составляет план работы с новорожденным. Частота осмотра младенца, количество анализов и диагностика врачами узких специальностей зависят от группы здоровья ребенка.
Детей 1 группы здоровья педиатр должен осмотреть в течение двух дней после выписки из роддома. Затем осмотр назначается на 14, 21 и 30 дни. В дальнейшем родители с ребенком регулярно, один раз в месяц в течение первого года жизни посещают поликлинику для профилактического осмотра.
Наблюдение за состоянием и здоровьем детей групп 2А и 2Б происходит аналогично с детьми первой группы здоровья. Выписанного из роддома младенца педиатр должен осмотреть в первые два дня, затем через две, три недели и месяц после рождения. В дальнейшем необходимо посещение поликлиники ежемесячно до года.
Новорожденного с третьей группой здоровья осматривают в первые сутки после выписки. В течение первого месяца осмотр производят каждые 5 дней. Затем ребенка наблюдают участковый врач и узкий специалист по индивидуальному графику.
Детей четвертой и пятой групп здоровья врач должен посетить в первый день после выписки, а затем осматривать 2 раза в неделю. По достижении месячного возраста ребенка начинает контролировать врач по основному заболеванию.
После того, как новорожденного выпишут из родильного дома, его обязательно ставят на учет в поликлинике по месту жительства. Делается это для квалифицированного контроля за ростом и развитием ребенка.
Регулярное посещение новорожденного педиатром и медицинской сестрой на дому в течение первого месяца жизни является важным условием для поддержания его здоровья и выявления патологий на ранних стадиях.
Оценка состояния новорожденного, присвоение ему одной из пяти групп здоровья нужны для выявления здоровых детей и тех малышей, которым требуется дополнительное внимание врачей, узких специалистов, а также специальное лечение и мероприятия по реабилитации.
Правильное диагностирование ребенка в младенчестве определяет в дальнейшем условия обучения, объем физической и умственной нагрузки и другие особенности жизнедеятельности в детских дошкольных учреждениях, в школе и в жизни вообще.
Поэтому присвоение новорожденному какой-либо группы здоровья производится не для разделения «по диагнозам», а для оценки возможностей и особенностей развития конкретного малыша.
2 группа здоровья у ребенка что это значит
Для упрощенияотслеживания состояния здоровья детей, специалистами введено разделение их нагруппы. Стоит узнать о том, что такое 2 группа здоровья у ребенка, что этозначит для него и чем чревато в будущем, более подробно.
Группа здоровья — условный термин, шкала, позволяющая даже незнакомому с конкретным перечнем заболеваний, которыми страдает человек, врачу или иному специалисту определить состояние его здоровья. Она также показывает, соответствует ли уровень развития малыша возрасту. Всего таких групп 5:
1 группа — здоровые дети. У таких малышей нет хронических заболеваний, они редко болеют.
2 группа здоровья – относительно здоровые малыши. Обычно к ней относят потенциально здоровых детей, но по мере своего развития рискующих приобрести хронические заболевания.
3 группа. Дети с хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии ремиссии.
4 группа. Хронические заболевания обостряются чаще, чем в других малышей. Дети, относящиеся к 4 группе, нуждаются в регулярных медицинских осмотрах и поддерживающей терапии. Они не инвалиды, но влиться в общество им сложно из-за возможного развития нервно-психических заболеваний.
5 группа — инвалиды. У малышей имеются серьезные нарушения систем организма и отдельных органов.
Важно! Группу здоровья определяет педиатр в роддоме или в поликлинике, иногда врач в детском саду. Выставленная ими оценка не является неизменной.
Так, если ребенок, которого при наличии соответствующих факторов отнесли ко 2 группе, но спустя положенное время никаких заболеваний у него выявлено не было, врач изменяет отметку, проставленную в карточке. Это же относится и к детям, причисленным к другим группам.
Факторы, позволяющие отнести ребенка ко 2 группе
Группу здоровья определяют на основании:
- наличия или отсутствия отклонений в онтогенезе на раннем этапе;
- физического развития;
- нервно-психического развития;
- состояния иммунной системы, ее способности защитить организм от различных заболеваний;
- интенсивности работы внутренних органов и систем.
Если у малыша естьхроническое заболевание – это уже один из факторов, способствующих внесению егов одну из групп здоровья, следующих за первой (здоровые малыши).
Конкретно ко 2 группе относят:
- недоношенных или переношенных детей;
- малышей с поражениями ЦНС;
- детей, страдающих от гипотрофии 1 степени;
- новорожденных, инфицированных в утробе женщины;
- грудничков, весящих меньше или больше нормы;
- малышей, в конституции тела которых есть небольшие отклонения;
- детей с сердечными аномалиями, измененным пульсом и давлением, нарушениями в работе ЖКТ;
- тех новорожденных, что болеют ОРВИ и ОРЗ чаще, чем 3-4 раза в год;
- малышей, чей гемоглобин меньше установленных нормальных показателей.
Ко 2 группе относят более60% всех новорожденных. При этом необязательно, что все они имеют какие-либоотклонения, мешающие дальнейшему нормальному развитию. Иногда отметка появляется в карте малыша всеголишь оттого, что беременность была многоплодной и существуют определенныериски.
Важно! Группу определяют по самому тяжелому извыявленных заболеваний или пороков, но лишь при условии, что они периодическинапоминают о себе. Если следов перенесенной болезни в организме не обнаружено,малыша признают здоровым, включив в 1 группу.
Подгруппы 2 группы здоровья
Для удобства медики поделили 2 группу на 2 подгруппы:
- А. У детей нет отклонений, физическое и психическое развитие их не нарушено. Но есть риски, сопряженные с плохой наследственностью или условиями проживания. Ограничений для таких малышей не устанавливают, они занимаются на уроках физкультуры наравне со всеми.
- Б. Наблюдаются незначительные отклонения – дети часто болеют, иногда отстают в развитии от сверстников. На уроках физической культуры с ними занимаются по индивидуальной программе, для укрепления иммунной системы малышей закаливают, прописывают им витамины, регулярно следят за уровнем гемоглобина.
В течение жизни (до 17лет) подгруппы могут изменяться.
Наблюдение за здоровьемдетей в садике или у педиатра
Медсестра в детском учебном заведении (садик, школа) должна быть в курсе того, к какой группе относят малыша, вверенного ее попечению. За детьми из 2 группы нужно наблюдать, отслеживая малейшие изменения в состоянии организма.
Для этого проводятся регулярные медицинские осмотры. Первый такой проводится после рождения, затем:
- перед школой в 5-6 лет;
- после окончания первого класса – 8 лет;
- в 10 лет пи переходе из младшей школы в среднее звено;
- в 12 лет – начало полового созревания у девочек и мальчиков;
Если по результатамосмотра выявляют отклонения, ранее не отмеченные в карте, детей переводят из 2в 3 группу.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на состояние волос, кожи, ногтей, проверяет зоркость, опрашивает его или родителей на предмет наличия или отсутствия хронических заболеваний.
Прослушиваются сердце и легкие, детей также осматривает гинеколог и уролог, зубной врач, невролог, другие специалисты узкого профиля. При необходимости (подозрение на наличие заболевания) детей направляют на обследование.
В рамках таких осмотров также регулярно берут кровь и мочу на анализ, проводят исследование кала.
Естественно, что родители вправе самостоятельно посещать с детьми врача с тем, чтобы он осматривал их чаще, чем в 2-3 года. Это даже приветствуется, но именно указанная периодичность позволяет понять, нормально ли развивается организм ребенка, не отстает ли он в умственном развитии, соответствует или физическое и психическое состояние норме.
Отказываться от профилактических осмотров неразумно. Возможно, их не всегда проводят профессионалы высокого уровня, но даже простая медсестра в медицинском учреждении может заприметить то, о чем не подозревают родители и этим спасти ребенка от развития у него серьезных заболеваний.
Рекомендации для родителей детей со 2 группой
Если у ребенка 2 группа, что это значит и чем опасно, рассказывают родителям заранее, еще в роддоме. Чтобы такой малыш рос активным и здоровым, правильно развивался, ему недостаточно всего лишь родится без отклонений физического и психического плана.
Медицинские исследования показывают, что крепкой иммунной системой от рождения могут похвастаться только 10% детей. Здоровье оставшихся 90% детей зависит от созданных родителями условий проживания. Так, для укрепления организма:
- Важно создать в семье здоровый микроклимат. Это не только физическая активность и закаливание всей семьей, а прежде всего, психологическое спокойствие, отсутствие скандалов, криков. Если ребенок живет в семье, где все друг на друге срывают свой гнев и используют самого ребенка в качестве громоотвода, то велик риск развития у него различных физических и психических отклонений, совсем не обязательно, что они будут, но постоянный стресс уменьшает способность организма к противостоянию патогенам. Все силы уходят на поддержание ЦНС.
- Нужно правильно питаться. Продукты, которые потребляет ребенок, должны быть обогащены витаминами и полезными веществами. Особую пользу приносит витамин А (каротин). Он содержится в свежих овощах (морковка, тыква), печенке, яйцах. Для развития мозга нужно употреблять больше продуктов, содержащих витамин В. это могут быть – зелень, морепродукты, каши, молоко и мясо. Витамин В способствует ускорению обмена веществ в организме, положительно воздействует на кровоток. Если ребенок часто болеет, наверняка, его организм страдает от нехватки витамина С. Этот витамин содержится в большом количестве в некоторых овощах и фруктах. Многое зависит и от регулярности потребления пищи. Так, ребенок должен есть не менее 3 раз в день полноценно, а также делать перерыв на перекусы в виде полдника и второго завтрака.
- Стараются соблюдать режим дня. Многие современные родители негативно относятся к необходимости четкого соблюдения малышом распорядка дня, отказываясь от разделения времени на сон, пищу, уроки и игры. Но для правильного развития детского организма режим важен. Так, малыш должен ложиться и вставать в одно и то же время, есть, когда захочется, но завтракать, обедать и ужинать в строго отведенное для этого время. Дневной сон положительно отражается на состоянии иммунной системы. Дети, не соблюдающие режим больше подвержены риску развития отклонений в работе ЦНС, они раздражительны, быстрее устают, не могут долго концентрировать внимание на предмете или разговоре.
- Часто и подолгу гуляют на свежем воздухе. Длительность прогулки должна составлять не менее 2 часов в день. Этого времени должно быть достаточно для насыщения организма витамином D.
Укрепить иммунную системупомогают также закаливание, регулярная влажная уборка квартиры, прививки.
Если у ребенка нетсерьезных отклонений, то скорректировать состояние иммунной системы, усиливзащитные функции организма ребенка, способен каждый родитель, беспокоящийся оего состоянии.
Меры по укреплению организма на уроках физической культуры
Дети со 2 группой здоровья в детском саду занимаются в специальной подготовительной медицинской группе. Они, как правило, недостаточно подготовлены в физическом плане.
Школьников допускают на обычные уроки физической культуры, но на усвоение ими всех двигательных умений и навыков им отводится больше времени. Физическая нагрузка должна быть соразмерной возрасту, исключены движения, которые могут навредить здоровью.
Если медиком ставится 2 группа у ребенка, что это значит должен знать каждый учитель физической культуры. В противном случае он может оказать существенное негативное влияние на состояние организма подопечного, принуждая его к выполнению непосильных упражнений.
Детям с группой Б, запрещено участвовать в спортивных мероприятиях, они не выполняют на уроках обычные тестовые задания, работая по отдельной схеме.
Дополнительные занятия физкультурой следует проводить дома. Учителю и родителю такого ребенка придется много работать с тем, чтобы:
- укрепить и улучшить состояние иммунной системы;
- улучшить физическое развитие;
- способствовать скорейшему освоению малышом важных двигательных навыков, умений, повышения качества их выполнения;
- сформировать интерес к постоянному занятию физической культурой и спортом;
- воспитать в ребенке положительное отношение к ЗОЖ;
- научить ребенка выполнять упражнения, благоприятно воздействующие на состояние его организма;
- приучить малыша к режиму работы и отдыха.
Во время активных занятийспортом повышенное внимание уделяют гигиене и правильному питанию.
Это поможет понять, чтовсе не так страшно. Дети, отнесенные к рассматриваемой категории, вбольшинстве случаев полностью здоровы, группа №2 ставится большинствуноворожденных.
Если родитель, увидевшийв карточке у ребенка отметку 2 группа здоровья, не знает, что это значит иначинает сильно переживать, то перед тем, как бежать к врачу, ему следуетизучить порядок присвоения групп.
Группы здоровья новорожденных: критерии, шкала, оценка
Содержание статьи
Поддержанию здоровья детей испокон веков уделяется особое внимание. Важно не только сохранять и развивать иммунитет малыша, но и во время принимать комплекс мер по устранению или облегчению имеющихся заболеваний, учитывая все возможные нюансы, в том числе и особенности развития ребенка. Ведь основная задача состоит в том, чтобы ни в коем случае не навредить, а наоборот – помочь и улучшить. Оценка состояния здоровья маленького человека начинается с момента его появления на свет. Позже, каждому ребенку присваивается определенная группа здоровья. Поговорим об этих параметрах подробнее.Оценка здоровья новорожденного: шкала Апгар
Новорожденный появился на свет. Врачи в роддоме измеряют его рост, вес, а также незамедлительно определяют здоровье новорожденного по шкале Апгар. Такая шкала оценки здоровья новорожденных была разработана еще в 1952 врачом-анестезиологом, в честь которого назвали эту единицу измерения, где каждая буква обозначает определенный жизненно важный показатель.- A – цвет кожи,
- P – пульс (сердцебиение),
- G – гримасы,
- А – активность движений,
- R – рефлекторные показатели, дыхание.
- 0 – низкая оценка (признак отсутствует),
- 1 – удовлетворительная оценка (признак выражен слабо),
- 2 – наивысшая оценка (признак ярко выражен).
ОСОБЕННОСТИ! Когда показания на пятой минуте в сумме составляют менее 7 баллов, производятся дополнительные измерения в течение 20 минут с промежутками в 5 минут.
О чем говорят суммарные значения
- 7 – 10 баллов – состояние новорожденного отличное.
- 4 – 6 баллов – удовлетворительное состояние (может потребоваться дополнительная врачебная помощь).
- Ниже 4 баллов – критическое состояние (необходима срочная реанимация).
Оценка состояния здоровья новорожденного, рожденного раньше срока
Изначально шкала Апгар предназначалась для доношенных детей, но в нынешнее время применяется и для оценки состояния недоношенных малышей. Суммарные показатели у таких младенцев обычно невелики, но зачастую детки, у которых баллы увеличиваются на 5-той минуте, значительно повышают свои шансы на выживание. Для оценки функционирования дыхательной системы, а также для раннего выявления ее патологий недоношенных детей используют шкалу Сильвермана.Читайте также
Самые полезные книги для детей
В этой статье вы узнаете, какие полезные книги для детей существуют, прочитаете об авторах изданий о звездах и солнце, о природе, осени, экологии и природе, а также о поведении и дружбе.
В ней рассматриваются следующие критерии:- Движения грудной клетки.
- Втяжение межреберий и грудины.
- Характер дыхания.
- Положение нижней челюсти и участие крыльев носа при дыхательных движениях.
Группы здоровья новорожденных детей
В медицинской карточке каждого ребенка обязательно содержится информация о группе его здоровья. Этот параметр служит ориентиром для врача и позволяет составить необходимый комплекс мероприятий для оздоровления малыша. С помощи группы здоровья можно оценить состояние ребенка в целом, учитывая особенности развития, а также факторы риска, которым он подвержен.Критерии здоровья новорожденных
Чтобы определить группу здоровья объективно, понадобится произвести общую оценку состояния здоровья, учитывая следующие 6 критериев:- Наследственность.
- Физическое развитие.
- Нервно-психическое развитие.
- Резистентность и реактивность организма
- Состояние органов и систем организма.
- Наличие или отсутствие патологий, пороков развития и хронических заболеваний.
ВАЖНО! У многих детей в определенном возрасте могут возникать функциональные отклонения, которые не являются патологией, а считаются естественными изменениями в организме!
Группы здоровья
Оценив в совокупности все критерии, врач принимает решение о присвоении соответствующей группы здоровья. Выделяют следующие группы здоровья:Группа здоровья 1 у новорожденного
Здоровые дети, без функциональных нарушений в физическом и психологическом развитии. Такие малыши редко болеют и имеют высокую сопротивляемость организма к заболеваниям.II группа
Что значит 2 группа здоровья у новорожденного? У детей нет хронических заболеваний, но есть риск их появления. Кроме того, у них немного снижена сопротивляемость организма. В целом, это здоровые дети, имеющие небольшие функциональные отклонения. Присваивается 2 группа здоровья детям дошкольного возраста при следующих заболеваниях и факторах риска:- Недоношенность или переношенность.
- Незрелость систем организма.
- Низкий или избыточный вес при рождении.
- Внутриутробное инфицирование.
- Повышенное или пониженное артериальное давление.
- Частые болезни в острой форме.
- Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта.
- Пониженный гемоглобин.
- Первичные проявления рахита или его 1 степень.
- Недостаточный прирост массы тела по отношению к росту и т.д.
Читайте также
Какие распространенные болезни в детском саду
В этой статье вы узнаете, когда нужно посещать детский сад после болезни и какие в детском саду болезни появляются чаще всего.
II группа здоровья имеет 2 подгруппы: Группа здоровья 2 а у новорожденного – имеющие в анамнезе отягощения по ряду биологических и социальных факторов (плохая наследственность, низкий уровень условия проживания и т.д.) Группа здоровья 2 б у новорожденного – дети, часто или длительно болеющие, а также дети, имеющие некоторые не ярко выраженные функциональные и морфологические изменения (дефицит или избыток массы тела, физические недостатки, последствия травм, операций или перенесенных инфекционных заболеваний и т.д.)СПРАВКА! Для определения группы здоровья при нескольких заболеваниях ориентируются на самое тяжелое из них.
III группа
Группа здоровья 3 у новорожденного присваивается пациентам, имеющим врожденные и хронические заболевания, без обострений. Сопротивляемость организма таких малышей несколько снижена. В зависимости от диагноза, детям назначают лечебную гимнастику или ограничивают интенсивность физических нагрузок.IV группа
Дети с хроническими заболеваниями, сопровождающимися обострениями с длительным нарушением самочувствия. После болезни организм ребенка долго восстанавливается из-за его слабой сопротивляемости.V группа
Дети с тяжелыми заболеваниями (инвалиды, онкобольные и т.д.)ВАЖНО! Группа здоровья – динамический показатель, он может меняться на протяжении всей жизни.
Не стоит отчаиваться, если ваш ребенок не имеет идеальных показателей по шкале Апгар или его группа здоровья не такая, как вам хотелось бы. Ваше терпение и любовь, а также врачебный контроль, проведение необходимых оздоровительных мероприятий и исследований с учетом особенностей ребенка, помогут добиться положительной динамики.Полезное видео
Хотите увидеть, как происходит оценка состояния новорожденного сразу после его появления нас свет? Рекомендуем посмотреть следующее видео:Вам будет интересно
Книги по уходу за новорожденными На какой подушке спать малышу Когда начинают агукать Начинаем ползатьГруппы здоровья ребенка | Kukuzya.ru
Несмотря на то, что группу здоровья определяют практически сразу после рождения ребенка – при первичном патронаже (о чем запись делается в карте ребенка), многие родители впервые сталкиваются с таким понятием, как «группа здоровья» в возрасте ребенка от 2 лет и не всегда точно знают (понимают), что это означает.
Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно. Для того чтобы ребенка отнести к той или иной группе здоровья, врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка и, по результатам профилактического осмотра и сбора необходимых анализов, ставит группу здоровья. Причем, оценка состояния здоровья ребенка дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются.
Комплексная оценка осуществляется на основании следующих критериев:
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии). Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов.
- Функциональное состояние основных систем организма, то есть насколько хорошо внутренние основные системы (сердце, легкие, почки, желудок и т.д.) выполняют свою работу (функцию). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
- Резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям) оценивается частотой острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предшествующий осмотру год.
- Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – с использованием оценочных таблиц.
Всего существует 5 групп здоровья, которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утв. приказом Минздрава от 21.12.2012 №1346н.
По результатам всероссийской диспансеризации только 10% детей имеют I группу здоровья, а остальные 90% детского населения относятся к II–IV группам здоровья.
Первая группа здоровья ребенка (I)
I группа здоровья – это здоровые дети (подростки), не имеющие проблем со здоровьем. Дети этой группы имеют нормальное, соответствующее возрасту, физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, пороков развития или других нарушений внутренних органов.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Вторая группа здоровья ребенка (II)
II группа здоровья (самая распространённая группа) – это здоровые дети (подростки), но имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети второй группы имеют нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития. То есть ко второй группе здоровья относятся дети:
- у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Для детей первого года жизни это отягощенный акушерский анамнез мамы (токсикоз, другая патология беременности, осложненное течение родов, многоплодная беременность), недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего периода новорожденности;
- реконвалесценты (выздоравливающие), особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
- часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма.
Дети, относящиеся ко II группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением. Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Третья группа здоровья ребенка (III)
III группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния). А также дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда.
Дети третьей группы имеют нормальное физическое развитие, но с дефицитом или избытком массы тела I или II степени и (или) имеющие низкий рост. Нервно-психическое развитие детей III группы здоровья нормальное или отстает.
Четвертая группа здоровья ребенка (IV)
IV группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций.
Дети с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда.
Пятая группа здоровья ребенка (V)
V группа здоровья (самая тяжелая группа) – это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда. В пятую группу здоровья попадают дети-инвалиды.
Дети, отнесенные к III, IV и V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
© Copyright: kukuzya.ru
Запрещено любое копирование материала без согласия редакции.
Группы риска новорожденных: что значит, таблица, рекомендации
Группы риска новорожденных — это медицинский термин, описывающий предрасположенность ребенка к внутриутробным инфекциям, аномалиям развития и заболеваниям внутренних органов. Их оценка производится при первичном посещении беременной женской консультации и в период между 30 и 32 неделями беременности. Специалисты на основе определенной группы риска проводят профилактические мероприятия для ребенка после рождения.Определение групп риска
Группы риска новорожденных: понятие и факторыРодители, услышав о группах риска, волнуются о том, что значит это понятие. В этих ситуациях следует проконсультироваться со специалистом. Неонатологи и акушеры-гинекологи относят к этим группам детей, у которых есть факторы, предрасполагающие к развитию заболеваний, в том числе инфекционного характера. Выявляется группа риска в период беременности во время обследования и беседы с женщиной. Для этого проводится две встречи с врачом — при постановке на учет в женской консультации и на 30–32 неделе беременности. Специалист собирает имеющиеся жалобы, узнает о сопутствующих заболеваниях, в том числе у близких родственников. На второй встрече проводят исследования на инфекционную патологию и оценивают работу внутренних органов.
На основании полученных результатов может быть выявлена одна из четырех групп риска:
- по развитию заболеваний ЦНС;
- по инфицированию во внутриутробном периоде;
- с повышенным риском развития нарушений трофики и патологий эндокринной системы;
- по развитию врожденных пороков развития.
Если ребенок относится к какой-либо группе риска, это не означает 100% вероятность развития патологии. При комплексной профилактике и лечебных вмешательствах заболевание может не развиться.
Важно отличать группу здоровья и риска. Первое понятие используется для оценки состояния новорожденного в настоящий момент, т.е. не имеет существенного значения для прогноза. Группа риска используется только для прогнозирования, так как определяет вероятность развития болезней у ребенка в дальнейшем.
Патологии ЦНС
У некоторых детей имеется повышенный риск перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Это состояние, характеризующееся изменением работы головного или спинного мозга. К группе риска по ППЦНС относят новорожденных, имеющих следующие факторы:
- возраст женщины меньше 16 лет или больше 40;
- табакокурение или употребление спиртного во время беременности;
- наличие в акушерском анамнезе выкидышей или длительного бесплодия;
- тяжелые декомпенсированные болезни, в том числе сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность;
- острые инфекционные заболевания в период вынашивания плода;
- в период беременности имелась угроза выкидыша, прерывания или наблюдалась эклампсия.
Для предупреждения развития перинатальной энцефалопатии (ПЭП) или ее своевременного выявления новорожденный в течение 3 месяцев находится под наблюдением невролога. Регулярно оцениваются его рефлексы, наличие неврологических нарушений, а также своевременность развития движений. При отсутствии симптомов в первый год жизни ребенка снимают с учета.
Высокий риск внутриутробного инфицирования
Группа риска по ВУИ имеет повышенный риск развития инфекционных заболеванийВнутриутробное инфицирование (ВУИ) оказывает тяжелое негативное влияние на организм новорожденного и может стать причиной развития тяжелых пороков развития, в том числе несовместимых с жизнью. В группу риска по ВУИ относят следующие провоцирующие факторы:
- острые воспалительные поражения органов половой системы во время беременности;
- перенесенные в первый триместр TORCH-инфекции. Это инфекционные заболевания, способные инфицировать организм ребенка: краснуха, токсоплазмоз, герпетические поражения и др.;
- мастит и другие гнойные поражения организма;
- инфекционные болезни у близких членов семьи.
Основной метод профилактики для новорожденных из этой группы риска — регулярные осмотры у специалиста. Если у женщины в период беременности возникали острые инфекции, то в крови у ребенка регулярно определяют титр антител. При этом важно учитывать грудное вскармливание и возможность их попадания в организм с материнским молоком. Новорожденные из группы по ГСИ (гнойно-септические инфекции) осматриваются у специалиста каждый месяц до достижения возраста 1 год.
Эндокринные и трофические нарушения
Риск развития указанных заболеваний выше при следующих состояниях:
- у новорожденного выявляются гипотрофия или избыточная масса тела. Это может сопровождаться нарушениями процесса созревания внутренних органов;
- диагностированный у женщины сахарный диабет;
- декомпенсированные болезни внутренних органов в период беременности;
- вредные привычки.
Ребенок, отнесенный к группе риска по эндокринным и трофическим нарушениям, регулярно осматривается специалистами. Если в течение первого года жизни эндокринолог не выявляет каких-либо отклонений, то детей снимают с учета.
Врожденные пороки развития
Наиболее обширная группа риска. Дети, отнесенные к ней, имеют высокую вероятность развития заболеваний внутренних органов. Факторы риска:
- табакокурение, наркомания и употребление спиртных напитков;
- тяжелые соматические болезни в период беременности;
- возраст женщины старше 30 лет;
- острые инфекционные болезни у беременной;
- кровное родство между матерью и отцом;
- прием лекарственных препаратов в первый триместр беременности.
Плохое здоровье и склонность к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем требуют профилактических осмотров каждый месяц для своевременного выявления патологий.
Наблюдение в группах риска проводят врачи-педиатры. При необходимости родители и новорожденный консультируются у специалистов других профилей: невролога, эндокринолога и др.
Группа риска по развитию ГИЭ (гипоксически-ишемическая энцефалопатия) и другие категории детей требуют медицинского обследования в первый год жизни. Профилактика заболеваний, включающая в себя улучшений условий жизни и своевременную вакцинацию, позволяет не допустить развития патологий внутренних органов или нервной системы.
Читайте в следующей статье: кровоизлияние в мозг у новорожденного
Какие бывают группы здоровья у новорожденных?
Здоровье новорожденного малыша, наверное, самое главное, что волнует молодых родителей после его появления на свет. Но, как можно определить, здоровым ли родился малыш, или у него есть какие-либо отклонения? Ведь даже регулярный контроль беременности с помощью УЗИ не может гарантировать, что ребенок абсолютно здоров. Проблемы могут возникнуть и во время родов, что тоже отразится на здоровье ребенка. Что понимают врачи, под словосочетанием «здоровый новорожденный», и в каких случаях здоровье малыша ставится под сомнение?
Здоровый новорожденный
У медиков существуют определенные критерии, по которым они оценивают здоровье новорожденного. Так, здоровый новорожденный — это малыш, который родился от практически здоровой матери, роды и сама беременность прошли без осложнений, а при рождении ребенок получил оценку не ниже 8-10 по шкале Апгар. Здоровый новорожденный должен весить 3-4,5 кг, а коэффициент роста и веса составляет 60-80%. Допустимая убыль массы тела в период первичной адаптации в роддоме не должна превышать 6-8% от массы тела при рождении. От всех этих факторов зависит здоровье новорожденного в дальнейшем, поскольку малыш сможет полноценно развиваться.
Нужно также разделять доношенных и недоношенных малышей. Дело в том, что когда малыш рождается точно в срок, все его органы и системы уже готовы к иным условиям жизни, вне материнского тела. Для недоношенных детей этот период проходит сложнее, поскольку им нужно сначала «дорасти» до состояния «доношенности». Это, однако, не означает, что недоношенный ребенок будет иметь какие-либо проблемы со здоровьем в дальнейшем.
Доношенный или недоношенный?
В зависимости от срока беременности на момент родов новорожденные делятся на:
- Доношенных. Такие малыши рождаются на сроке 38-40 недель. Масса тела ребенка составляет не менее 2,501 кг, а рост не менее 47 см. Такие малыши полностью соответствуют тому возрасту, когда их организм уже готов к переходу в автономный режим существования.
- Недоношенных. Это дети, рожденные на сроке менее 38 недель. Масса тела у них, как правило, не превышает 2,500 кг, а рост меньше 47 см. В зависимости от того, насколько раньше положенного срока родился малыш, новорожденные считаются зрелыми, незрелыми, а также страдающими внутриутробной гипотрофией. Степень недоношенности определяется в соответствии со сроком, когда произошли роды: в 35-37 недель, 32-34 недели, 29-31 недели, менее 29 недель.
- Переношенных. Такие малыши рождаются на сроке более 42 недель и имеют явные признаки перенашиваемой беременности.
Группы здоровья у новорожденных
Поскольку здоровье новорожденных определяется по определенным критериям, было принято решение выделять группы здоровья у новорожденных, для того, чтобы быстрее ориентироваться в состоянии здоровья новорожденного. На сегодняшний день выделяют 5 групп здоровья у новорожденных.
- К 1 группе относятся здоровые малыши, рожденные от здоровых матерей.
- Группа здоровья 2 у новорожденных разделяется на две подгруппы.
Группа 2 «А». К ней относятся дети, родившиеся от матерей с узким тазом, имеющие физиологическую незрелость, недоношенность или переношенность 1 степени, отечный синдром и токсическую эритему.
Группа 2 «Б». В нее входят малыши, матери которых имеют отягощенный анамнез, в котором указаны сердечнососудистые заболевания, заболевания органов дыхания, мочевыделительной и эндокринной системы. Также сюда относятся дети, перенесшие сложные роды, в процессе которых, например, использовались щипцы, либо малыш находился в ягодичном предлежании. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, переношенность 2 степени, различные анатомические аномалии дают право специалистам отнести ребенка к этой подгруппе.
Группа здоровья 2 у новорожденных достаточно распространена, поскольку сегодня все больше малышей рождается с теми или иными нарушениями. Однако группа 2 здоровья у новорожденных не говорит о необратимых нарушениях в здоровье новорожденного. Такие дети со временем вполне могут стать здоровыми взрослыми.
- Группа 3. К ней относятся дети, перенесшие среднюю или тяжелую асфиксию, родовую травму, страдающие недоношенностью 3 степени, которым производилась катетеризация пупочной ранки, перенесшие внутриутробную инфекцию и пр.
- Группа 4 и группа 5. Сюда относятся дети с врожденными пороками внутриутробного развития, у которых присутствуют признаки выраженной декомпенсации.
Как происходит наблюдение за здоровьем новорожденных?
После выписки из роддома, новорожденного берут на учет в местной поликлинике для того, чтобы контролировать рост и развитие малыша. В зависимости от группы здоровья, к которой принадлежит ребенок, наблюдение за ним ведется в соответствии с определенным графиком:
- Осмотр новорожденных 1 группы проводится в течение первых 2 дней после выписки из роддома, затем на 14, 21 и 30 день жизни. После чего малыш посещает поликлинику каждый месяц до 1 года.
- Наблюдение за детьми из 2 группы проводится по тому же графику, что и наблюдение за детьми 1 группы.
- Дети из 3 группы осматриваются в течение первых суток после выписки, а затем каждые 5 дней до достижения ребенком месячного возраста. Затем ребенка переводят под наблюдение узкого специалиста совместно с педиатром.
- Малыши, относящиеся к 4 и 5 группам здоровья, осматриваются в первые сутки после выписки, затем в течение первого месяца осмотр проводится 2 раза в неделю, а по достижению малышом месячного возраста, его также переводят по контроль специалиста по основному заболеванию.
Посещение ребенка врачом и медсестрой в первый месяц жизни является важным условием для поддержания здоровья новорожденного и выявления патологий. Поэтому, если вы замечаете, что интерес со стороны медицинского учреждения к вам после выписки из роддома недостаточный, обязательно обратитесь к руководству для выяснения ситуации, тем более, если ваш малыш относится к той или иной группе здоровья.
Оцените статью
3.82 из 5 (Голосов:11)
Девочки, хелп!!! Кто разбирается в группах риска новорожденных!!!
Из-за гипоксии в родах (безводный период 11 ч) у нас диагноз церебральная ишемия 1 степени. легкая.Дергается подбородочек. Сейчас у меня на руках карточка завтра ставим платную прививку), читаю что при выписке нам ставят группы риска 1, 2, 3
Первая группа – Это здоровые дети, не имеющие факторов риска, подлежащие общему медицинскому наблюдению.
Вторая группа – Это здоровые дети, но имеющие риск возникновения хронической патологии и склонны к частым заболеваниям, которые протекают более длительно и возможны осложнения.
Третья группа – Это дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, здесь уже идет хронизация процессов.
Новорожденные в основном попадают во вторую группу
В связи с этим целесообразно выделить среди новорожденных второй группы здоровья две группы риска.
Вторая А. дети, у которых после рождения не развилось явной клинической картины заболевания, но есть неблагоприятные факторы в генетическом, биологическом, социальном анамнезе.
Вторая Б. Это группа высокого риска – к ней относятся дети, которые перенесли внутриутробно, интранатально или впервые дни жизни какое либо состояние и/или заболевание и у них после выписки из родильного дома сохранились какие либо отклонения в состоянии здоровья. Это могут быть дети с задержкой внутриутробного развития, недоношенные дети, переношенные, дети от многоплодной беременности, с внутриутробным инфицированием, врожденной гипотрофией, энцефалопатии различного генеза, чаще посгипоксической, дети, перенесшие родовую травму, асфиксию, гемолитическую болезнь новорожденных, дистресс синдром и любая другая патология.
Ну, с первой группой все ясно.Со второй тоже – у моих родителей диабет, была гипоксия, оперативное вмешательство (КС т.к. не было открытия долго)
А третья???? У нас ничего такого нет!!! в роддоме сказали что все у нас хорошо, только подбородочек трясется, так почему мы в группе риска? объясните, не пойму. блин так страшно(((
Сеть здоровых новорожденных — Устранение критических пробелов в знаниях о здоровье новорожденных.
Тип ТипРесурсыОбзор исследованийПубликации в блогахСобытияВ новостяхПартнерыСтраницы
Проблема Проблема: дородовой уход, дородовой уход, кортикостероиды, кормление грудью и кормление маленьких и больных новорожденных, уход за маленькими и больными новорожденными, уход за детьми, хлоргексидин для ухода за пуповиной, взаимодействие с общественностью, осложнения во время родов, эпидемиология, здоровье новорожденного в чрезвычайных ситуациях, СПИД, каждый ребенок, своевременная передача ВИЧ-инфекции, жизненно важная помощь родителям, жизненно важная помощь новорожденным ЗдоровьеКенгуру Уход за матерьюЗдоровьеМужчинаМониторинг и оценка Аудит смертности Реанимация новорожденныхСеть по улучшению качества медицинской помощи для здоровья матери, новорожденного и ребенкаДругие причиныПослеродовой уходОсложнения при преждевременных родах Улучшение качества Репродуктивное здоровье и планирование семьиУважительный уходСпасение новорожденных жизнейТяжелая инфекция, вызванная бактериями 3Возможность заражения
Страна CountryAfghanistanAngolaAzerbaijanBangladeshBeninBoliviaBotswanaBrazilBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCentral African RepublicChadChinaColombiaCongoDemocratic Республика CongoCôte d’IvoireDjiboutiEgyptEquatorial GuineaEritreaEthiopiaGabonGambiaGhanaGuatemalaGuineaGuinea-BissauHaitiIndiaIndonesiaIraqKenyaDemocratic Народной Республики KoreaLaos Народной Демократической RepublicLesothoLiberiaMadagascarMalawiMaliMauritaniaMexicoMoroccoMozambiqueMyanmarNepalNigerNigeriaPakistanPapua Новый GuineaPeruPhilippinesRwandaSenegalSierra LeoneSomaliaSouth AfricaSouth SudanSudanEswatini (Свазиленд) TajikistanTanzania, Объединенная Республика ofTogoTurkmenistanUgandaUnited Штаты AmericaUzbekistanVietnamYemenZambiaZimbabwe
Сортировать по: Актуальность Дата публикации
.Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев
Появление в мире — большое и страшное приключение для младенцев. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить их и заботиться о них — они знают только тогда, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или просыпаются и бдительны. Они все время учатся, и задача родителей — помочь им понять, что мир — это гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.Социально-эмоциональное развитие
Ваш голос и лицо интересуют даже застенчивых и сонных младенцев. Большая часть мозга посвящена пониманию и запоминанию лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть в глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и успокаивающе поговорите с ним. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные младенцы часто устают при общении.Новорожденных:
- Не понимаю, что с ними происходит, или не осознает, что они отдельный человек
- Не знаю, кто их кормит или кто им помогает, когда они плачут
- Плачь, когда голоден или устал, но не знает, что о нем заботятся
- Не может плакать «для внимания» или «дотянуться» до родителей — новорожденный не способен реагировать на вас с какой-либо сознательной целью
- Чувствую, но не думаю
- Улыбайтесь через пять-семь недель
- Смейтесь вслух через три месяца.
Физическое развитие
Общие характеристики включают:- Многие дети младше трех месяцев много плачут, особенно ближе к вечеру или ближе к вечеру. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
- На вашего ребенка обрушиваются внешние раздражители (формы, звуки, цвета), и он легко может чувствовать себя подавленным.
Слышать и видеть
Новорожденные могут слышать и слышали звуки задолго до своего рождения.У новорожденных есть незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно с близкого расстояния), они не могут организовать визуальные образы в значимые формы.Характеристики развития включают:
- В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
- Глаза движутся в унисон большую часть времени к шести неделям.
- Человеческое лицо — первый «объект», который они узнают.
- В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие вещи (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.
Используя свои тела
Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной. Они двигают своим телом, пока бодрствуют, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, или даже что все части принадлежат им.Характеристики развития включают:
- Сосание, хватание, вздрагивание и тяга к стойке — все это рефлексы.
- Они начинают понимать, как поднимать голову, лежа на животе, и бить ногами примерно через восемь недель.
- На третьем месяце они начинают наблюдать, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.
Речь и язык
Для новорожденных плач — единственное средство общения. Важно как можно скорее ответить малышу, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:- К семи или восьми неделям они начинают узнавать свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
- Даже примерно через восемь недель они будут слушать то, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, «разговаривая» с вами.
Предлагаемые мероприятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:- Сделайте мобильный и повесьте его лицом к себе над их кроваткой
- Погладьте разные части своего тела, чтобы увидеть, как им нравится, когда к ним прикасаются
- Говорите с ними мягко и называйте их имя
- Включи им музыку
- Спой им
- Держи их много
- Позвольте им смотреть вам в лицо, когда вы с ними разговариваете
- Копируйте свои маленькие жесты
- Rock them.
Признаки, указывающие на проблему развития
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает все, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он работает в какой-то другой области обучения и развития. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что он идет вспять, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.Признаки, которые могут указывать на проблему развития, включают:
- Необычно гибкий или жесткий корпус
- Рука или нога с одной стороны явно отличается по тонусу или силе мышц от другой
- Пальцы всегда сжаты в кулак
- От двух до трех месяцев не смотреть на лица
- Без шума
- Проблемы с кормлением за пределами «нормального» диапазона
- Длительный плач и постоянные трудности с заселением
- Ребенок исключительно тихий и безмятежный.
Куда обратиться за помощью
- Ваш врач
- Медсестра по охране здоровья матери и ребенка
- Линия охраны здоровья матери и ребенка работает круглосуточно. Тел. 132 229
Что следует помнить
- Даже с рождения малыши могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельный человек.
- Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной.
Травмы и дети — новорожденные до двух лет
Травма может серьезно сказаться на младенцах и малышах. Многие люди ошибочно полагают, что младенцы не замечают и не запоминают травмирующие события. Фактически, все, что влияет на детей старшего возраста и взрослых в семье, также может повлиять на ребенка. Травматические и опасные для жизни события могут включать в себя такие происшествия, как автомобильные аварии, лесные пожары, внезапная болезнь, травматическая смерть в семье, преступление, жестокое обращение или насилие в обществе. Травма может серьезно нарушить важные аспекты развития ребенка, которые происходят в возрасте до трех лет.Они могут включать установление связи с родителями, а также базовое развитие в области языка, мобильности, физических и социальных навыков и управления эмоциями. Оказание поддержки, чтобы помочь семье восстановить безопасный, надежный и заботливый дом, поможет ребенку или малышу выздороветь.
Как травма влияет на младенцев и детей ясельного возраста
Младенцы и малыши очень беспомощны и зависят от своей семьи и родителей в плане безопасности и защищенности. Они нуждаются в эмоциональном питании через любящие и обнадеживающие взаимодействия, а также в постоянной и последовательной помощи.Так развиваются и растут младенцы и малыши.В первые месяцы и годы жизни дети очень чувствительны к:
- проблемы, затрагивающие их родителей или основных опекунов, которые могут включать страх, грусть или подавленность
- разлучение со своими родителями или основным опекуном — например, отсутствие из-за травмы или других факторов, связанных с травмой. Это может иметь двойные последствия: страдание от разлуки и незащищенность от необходимости справляться без безопасности, понимания и заботы, которые обеспечивает их опекун.Оба могут замедлить выздоровление и усилить воздействие травмы.
- Что происходит в домашнем хозяйстве — младенцы и дети ясельного возраста подвержены шуму, стрессу или очень запутанному распорядку дня, когда они не уверены, что происходит дальше
- нарушение развития связи или близких отношений с родителями или отсутствие родительского понимания — иногда травма может помешать и затруднить формирование этой связи.
Распространенные реакции на травмы у младенцев и детей ясельного возраста
Когда младенцы или дети ясельного возраста подвергаются опасным для жизни или травмирующим событиям, они очень боятся — как и все остальные. Некоторые общие реакции могут включать:- необычно высокий уровень дистресса, когда они разлучены со своими родителями или основным опекуном
- своего рода «застывшая бдительность» — ребенок может выглядеть «шокированным»
- создает впечатление оцепенения и не показывает свои чувства или кажется немного «отрезанным» от того, что происходит вокруг них
- Потеря игривого и привлекательного улыбчивого и «воркующего» поведения
- Утрата навыков приема пищи
- избегать зрительного контакта
- более тревожный, и его гораздо труднее успокоить
- теряют свои физические навыки, такие как сидение, ползание или ходьбу, и становятся более неуклюжими.
Что родители и опекуны могут сделать, чтобы помочь младенцам и детям ясельного возраста справиться с травмой
Структура, предсказуемость и забота — ключ к оказанию помощи ребенку или малышу, который получил травму. Родители и опекуны могут сделать несколько вещей, чтобы помочь своему малышу справиться с травмой и оправиться от нее.- Ищите, примите и увеличьте любую поддержку, которая вам нужна, чтобы помочь вам справиться с собственным шоком и эмоциональной реакцией.
- Получите информацию и совет о том, как идет ребенок.
- Научитесь распознавать у ребенка признаки стресса и управлять ими, а также понимать, что с ним происходит.
- Уменьшите интенсивность и продолжительность первоначальной реакции на стресс, помогая ребенку как можно быстрее устроиться и почувствовать себя в безопасности и заботой.
- Поддерживайте привычный распорядок дня ребенка, когда его держат, спят и кормят.
- Предложите спокойную атмосферу и успокаивающие занятия.
- Избегайте ненужного разлуки с важными опекунами.
- По возможности не давайте ребенку напоминания о травме.
- Ожидайте, что ребенок может временно регрессировать (отступить) в своем поведении или стать «прилипчивым» и зависимым. Не паникуйте, если это произойдет — это один из способов ребенка попытаться справиться с тем, через что он прошел.
- Найдите время, чтобы подзарядиться.
Когда обращаться за помощью младенцам и детям ясельного возраста после травматического события
На первом и втором году жизни ребенка много взлетов и падений.Развитие может на время замедлиться, а затем снова двинуться вперед. Иногда бывает трудно понять, только ли это один из таких случаев или происходит что-то более серьезное.Может оказаться полезным обратиться за профессиональной консультацией, если:
- Младенец или малыш в возрасте отстает в развитии Развитие
- замедляется, особенно если это происходит после травмирующего события или серьезного разрушения в семье и домашнем хозяйстве
- вы чувствуете, что травма помешала узнать вашего ребенка, развить близкие, любящие чувства и почувствовать связь с ним — важно обратиться за помощью, чтобы вернуть этот процесс привязанности в нужное русло
- Вы были разлучены с младенцем или малышом в момент опасности или после нее
- Вы или другие лица, осуществляющие уход, эмоционально нездоровы из-за стресса, горя, беспокойства, истощения или депрессии — это может иметь серьезные последствия для ребенка или малыша
- Ваша семья потеряла дом и общину.
Если вы когда-либо беспокоитесь о своем психическом здоровье или психическом здоровье близкого человека, позвоните по телефону Lifeline 13 11 14.