Нерво-психическое развитие детей первого года жизни
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно- ориентировочные реакции |
Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним |
Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховые ориентировочные реакции |
Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин. ) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах
|
Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками |
Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает |
Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» | Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек |
Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых |
Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит.
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Что должен уметь ребенок в 2 месяца: календарь развития
Опубликовано:
Двухмесячные дети начинают контролировать свое тело, они все еще много спят и часто едят. Малыш растет и меняется, улыбается знакомым лицам и с интересом относится к тому, что его окружает. Сколько должен весить ребенок и что умеет в 2 месяца, рассказали доктора Амита Шрофф, Карисса Стивенс и специалисты клиники Мейо.
Физическое развитие ребенка в 2 месяца
Одним из главных показателей гармоничного развития и правильного питания ребенка в 2 месяца остается его вес. Сколько должен весить ребенок в 2 месяца? В среднем двухмесячная девочка весит 5,1 кг, а мальчик — 5,6 кг, сообщает Карисса Стивенс. Однако эти цифры могут отличаться, поскольку каждый ребенок развивается индивидуально. Если сомневаетесь, что вес малыша в норме, проконсультируйтесь с педиатром.
Сколько должен весить ребенок в 2 месяца: Pexels / Klaudia EkertСтоит обратить внимание и на рост ребенка. Его измеряют от макушки до пяток. Как пишет Healthline, рост двухмесячной девочки в среднем составляет 57,1 см, а мальчика — 58,4 см. Отклонения от средней цифры не критичны, поскольку зависят от генетики, особенностей здоровья и других критериев. До полугода малыши продолжают расти примерно на 1,5–2,5 см в месяц. Во время планового осмотра педиатр обязательно измеряет и вес, и рост ребенка.
Сколько должен есть ребенок в 2 месяца? В 2 месяца ребенок должен съедать примерно 120–150 мл молока или смеси за каждое кормление. Как грудное, так и кормление из бутылочки должно происходить по крайней мере каждые 3–4 часа в течение дня с более продолжительными паузами ночью, пишет доктор медицинских наук Амита Шрофф.
Ожидайте от 4 до 6 мокрых подгузников в день. Если кормите ребенка грудью, его стул должен быть мягким и слегка жидким. Если кормите ребенка смесью, его стул будет немного гуще. Цвет также может быть разным, но никогда не должен быть красным, белым или черным.
Сколько спит ребенок в 2 месяца? Режим сна грудничка в два месяца еще не полностью установлен и находится в стадии становления. В этом возрасте младенцы спят 15–16 часов в сутки, сообщает Амита Шрофф. Но эти часы разрознены, потому что малыши обычно не готовы спать всю ночь. Особенно это касается младенцев на грудном вскармливании, которые просыпаются, чтобы поесть примерно каждые три часа.
Сколько должен есть ребенок в 2 месяца: Pexels / Sarah ChaiДля сна всех младенцев нужно класть на спину на твердую и ровную поверхность, чтобы уменьшить риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Во время бодрствования переворачивайте его на животик. В таком положении ребенок должен находиться непродолжительное время (несколько минут) и обязательно под наблюдением родителей.
В два месяца младенцы могут видеть предметы и людей на расстоянии до 45 см. Это значит, что нужно подойти достаточно близко, чтобы он сфокусировал внимание. Грудничок хорошо видит лицо мамы во время кормления. Он должен иметь возможность следить за движениями тех, кто рядом с ним. Слух малыша улучшается: ребенку приятно слышать голос родителей, ему нравится тихая и спокойная музыка, пение.
Что должен уметь ребенок в 2 месяца
В два месяца малыш становится более социальным и многому учится. Он рассматривает лица родителей и улыбается им. Заметно, что ребенок с каждым днем становится сильнее. Он приподнимает голову на 45°, когда кладете его на живот, начинает двигать головой из стороны в сторону и смотрит вокруг из этого положения. Он начинает поднимать руки вверх, как маленький самолетик. Движения рук и ног становятся более плавными.
У грудничка в 2 месяца еще нет координации, чтобы играть с игрушками. Но он может бить по висящему перед ним красочному предмету, недолго держать игрушку, которую кладете ему в одну из рук.
Что понимает ребенок в 2 месяца? Специалисты Unicef отмечают, что ребенок демонстрирует такие мыслительные реакции:
- Рассматривает лица и учится их запоминать, узнавать.
- Оборачивается на звук, старается произносить звуки.
- Следит за движущимися объектами, в том числе за людьми.
- Может успокоиться самостоятельно, когда сосет палец.
- Капризничает, когда становится скучно.
Как заниматься с ребенком в 2 месяца? Можно воспользоваться советами специалистов клиники Мейо:
- Держите ребенка на руках. Это поможет новорожденному чувствовать себя в безопасности, защищенным и любимым. Пусть малыш возьмет вас за мизинец или коснется вашего лица.
- Говорите, пойте. Простой разговор закладывает основу развития речи. Прочтите рассказ вслух, задавайте вопросы и отвечайте на бульканье малыша. Опишите, что видите, слышите и чувствуете дома, когда находитесь на улице. Помните, что голос передает и эмоции.
- Меняйте положение. Поверните ребенка лицом от себя, когда носите на руках. Положите ребенка на живот, чтобы он поиграл. Держите разноцветную игрушку или издайте интересный звук, чтобы побудить малыша приподнять голову. Многие новорожденные капризничают или нервничают, когда лежат на животике. Поэтому сначала пусть эти занятия будут короткими — всего несколько минут за раз.
- Быстро реагируйте на слезы. У большинства новорожденных количество приступов плача достигает пика примерно через шесть недель после рождения, а затем постепенно уменьшается. Если ребенку требуется смена подгузника, кормление или контакт, реагируйте быстро.
Если малыш в 2 месяца никак не реагирует на звук, не пытается следить за яркими предметами, не проявляет желания поднять голову, обсудите это с педиатром.
В два месяца дети уже проявляют интерес к окружающему миру. Они рассматривают лица взрослых, улыбаются, поднимают голову, лежа на животике. Помогите ребенку изучить мир и почувствовать безопасность. Чаще берите малыша на руки, реагируйте на его плач и старайтесь всегда быть рядом.
Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.
Источники:
- Amita Shroff. Baby Development: Your 2-Month Old // WebMD. — 2021. — 04 April. — Режим доступа: https://www.webmd.com/parenting/baby/baby-development-2-month-old
- Carissa Stephens. What is the average baby weight by month? // Medical News Today. — 2021. — 06 September. — Режим доступа: https://www.medicalnewstoday.com/articles/325630#summary
- Infant development: Birth to 3 months // Mayo Clinic. — 2020. — 25 June. — Режим доступа: https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/infant-and-toddler-health/in-depth/infant-development/art-20048012
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/motherhood/1789305-cto-dolzen-umet-rebenok-v-2-mesaca-kalendar-razvitia/
Вехи развития вашего ребенка в 2 месяца
Объяснитель
Все, что вам нужно знать о своем растущем 2-месячном ребенке.
У вашего 2-месячного ребенка большие глаза и любопытство, он улыбается в лицо и интересуется всем, что его/его окружает. Дети в этом возрасте общительны и любят общение. Вот как ваш малыш будет расти, учиться и меняться в этот сладкий возраст.
Проверьте свои знания |
Социальные и эмоциональные |
Язык и общение |
Развитие мозга |
Движение и физическое развитие |
Продукты питания и питание |
На что обратить внимание |
Советы и ресурсы |
< Назад к вехам воспитания |
Проверьте свои знания
Правда или ложь?
Загрузка. ..
Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 2 месяцев
Некоторые из способов, с помощью которых ваш малыш учится общаться с окружающими людьми в возрасте 2 месяцев:
- Может успокаивать себя, посасывая руку.
- Начал улыбаться другим.
- Пытается посмотреть на своих родителей.
Советы родителям
- Вступить в телесный контакт. Ваше тепло поможет успокоить ее.
- Держите ребенка близко к лицу и смотрите ему в глаза. Это поможет вашему малышу изучить ваши особенности.
Основные этапы развития речи и общения в возрасте 2 месяцев
Как ваш ребенок проявляет интерес и выражает свои потребности:
- Прислушивается к звукам и поворачивается к ним.
- Издает воркующие звуки.
Советы родителям
- Разговаривайте с ребенком, когда он воркует, отвечая ему детским голоском. Это взад и вперед важно для того, чтобы помочь ему развить языковые и коммуникативные навыки.
Вехи развития мозга в 2 месяца
Как развивается мозг вашего ребенка:
- Начинает отслеживать людей и предметы глазами.
- Начинает нервничать, если ей скучно.
- Обращает внимание на лица, которые она видит.
Советы для родителей
- Назовите предметы или людей, которыми интересуется ваш малыш.
Вехи двигательного и физического развития в 2 месяца
Как он будет передвигаться в окружающей среде:
- Движения рук и ног станут более плавными.
- Может отжиматься лежа на животе и держать голову.
Советы для родителей
- Проведите время с малышом на животике, повернувшись лицом к ребенку и разговаривая с ним, пока он лежит на животе перед вами.
- Побуждайте его двигать головой, руками и ногами, перемещая вокруг себя безопасные игрушки.
Пищевые продукты и питание в 2 месяца
Как выглядит время приема пищи в 2 месяца:
- Все питательные вещества, необходимые вашему ребенку, содержатся в грудном молоке.
- Она легко сосет и глотает во время кормления.
- Ее язык будет двигаться вперед и назад, чтобы сосать.
- Она будет хвататься за соску матери или бутылочку.
Советы родителям
- Вы должны увидеть признаки голода примерно 8-12 раз в течение 24 часов. Новорожденным детям нужно много есть, потому что они быстро растут. Они удваивают свой вес при рождении в первые шесть месяцев жизни или раньше.
На что обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует обратиться к педиатру, если ваш 2-месячный ребенок:
- Не может взять грудь во время кормления грудью или кормления из бутылочки.
- Теряет много грудного молока или смеси через край рта во время кормления.
- Не улыбается людям.
- Не подносит руки ко рту.
- Не реагирует на громкие звуки.
- Не отслеживает движение людей и объектов.
- Не может держать голову, лежа на животе.
Развитие вашего ребенка от 2 до 12 месяцев
Вы заметите множество изменений по мере того, как ваш ребенок растет и развивается в течение первого года жизни. Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поддержать их.
Это может быть захватывающее время, и у вас может возникнуть много вопросов, например:
- Когда мой ребенок начнет поднимать голову?
- Что такое время лежать на животе и полезно ли это для моего ребенка?
- Когда мой ребенок начнет ползать?
Важно помнить, что все дети разные.
Поддержка головы вашего ребенка
Головы очень тяжелые, и детям требуется некоторое время, чтобы укрепить свои мышцы, чтобы они могли поддерживать собственную голову.
В первые 3 месяца младенцы имеют довольно слабые мышцы шеи и нуждаются в полной поддержке руками, V-образной подушкой или надувной люлькой.
В возрасте от 4 до 6 месяцев вашему ребенку будет постепенно требоваться меньше поддержки, поскольку его мышцы укрепляются. Есть простые вещи, которые вы можете делать, и игры, которые помогут вашему ребенку развить мышцы и контроль.
Подробнее о подголовнике.
Хватать и тянуться
Сначала ваш малыш будет держать руку в кулачке, хотя он также может сжимать что-то, что попадает ему в руку, например, ваш палец.
В течение следующих нескольких месяцев ваш ребенок будет учиться:
- прикасаться к ступням и хватать их примерно в 4 месяца (хотя у некоторых детей это происходит позже)
- указывают на людей и вещи в возрасте от 12 до 18 месяцев.
Вы можете научить своего ребенка тянуться и хвататься разными способами.
Подробнее о захвате и достижении.
Время на животе
Время на животе отлично подходит для укрепления мышц шеи, плеч и туловища вашего ребенка. Это активно, весело и хорошо для связи.
Вы можете начать, как только родится ребенок. Даже с 4-6 месяцев время лежать на животе полезно.
Существует множество способов помочь малышу проводить время на животике.
Подробнее о времени лежания на животе.
Катание
Это большой момент, когда ваш ребенок начинает двигаться самостоятельно. Первым шагом часто является перекатывание, важный этап на пути к ползанию и передвижению.
Некоторые дети могут начать переворачиваться уже в возрасте от 3 до 4 месяцев, причем большинство из них начинают переворачиваться к 7 месяцам.
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку постепенно научиться кататься.
Подробнее о катании.
Ползание
Ваш ребенок начинает ползать — это важный этап. Теперь они могут двигаться и начать исследовать мир.
Как они это делают, значения не имеет — одни детки шаркают попой, другие двигаются назад или даже извиваются на животике.
Важно то, что вы всегда готовы помочь, когда это необходимо, и обеспечить их безопасность.
Подробнее о сканировании.
Сидеть
Сидеть намного сложнее, чем кажется, это то, о чем взрослые забыли, потому что мы делаем это так легко.
У вашего ребенка должны быть достаточно сильные мышцы, чтобы самостоятельно держать голову и контролировать свои движения. Когда они это сделают, они готовы практиковать сидя.
К 8 месяцам ваш ребенок должен начать сидеть.
Есть несколько занятий, которые вы можете попробовать с ребенком, чтобы помочь ему начать сидеть. Попросите своего патронажного работника дать дополнительные советы, которые могут вам понадобиться, или если у вас есть какие-либо опасения.
Подробнее о сидении.
Ходьба
Ходьба — это одна из двух важных вех, которые часто ищут родители, а вторая — первое слово вашего ребенка. Но ходьба требует большого мастерства и практики, а вашему ребенку потребуются время и терпение.