Фонематический слух | Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо?
Представьте счастливого первоклашку, который уже отлично читает и уверенно выводит буквы в прописи, а дома с удовольствием берется за уроки. Представили? Картинка похожа на рекламный ролик, не имеющий ничего общего с реальностью?
⠀
На первый взгляд, да. Но это реально, если еще до школы начать заниматься с ребенком развитием фонематического слуха. В этой статье поговорим о том, как помочь ребенку в овладении чтением и письмом через развитие фонематического слуха.
Как фонематический слух влияет на чтение?
Давайте сначала разберемся, что же такое фонематический слух. Проще говоря – это умение слышать и различать звуки. Развитый фонематический слух способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи. И для того, чтобы ваш ребенок научился читать по слогам, сначала он должен научиться соотносить звук и букву. Вы можете помочь ему в этом через специальные игры и упражнения, речь о которых пойдет ниже.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей 3- 4 лет
«Далеко и близко»
Суть игры:
⠀
Вы громко называете какое-нибудь слово и говорите, что это слово звучит громко, потому что я нахожусь рядом с тобой. Затем отходите и называете другое слово, только уже более тихо. Просите ребенка повторить это слово и говорите, что оно звучит тихо, потому что вы стоите далеко.
⠀
Затем вы поочередно называете слова то тихо, то громко и ребенок должен сказать, какие слова звучат «далеко», а какие «близко».
⠀
Эта игра учит ребенка распознавать и запоминать звуки в словах.
«Правильно – неправильно»
Вам понадобятся карточки с изображениями. Подойдут картинки для развития 0+, где нарисованы различные предметы, растения и животные.
⠀
Суть игры:
⠀
Возьмите карточку с любым изображением и поспросите ребенка хлопать в ладоши, если вы неправильно называете предмет на картинке. Для примера пусть будет карточка с яблоком. Вы показываете ее ребенку и говорите: «МЯБЛОКО». Ребенок хлопает, и вы просите его назвать слово правильно. Также вы можете намеренно пропускать звук в слове и ребенок должен вас поправлять.
⠀
Благодаря этому упражнению ребенок запоминает правильное звучание слов, что поможет ему меньше ошибаться при обучении чтению.
«Лишний слог»
Суть игры:
⠀
Вы монотонно повторяете ребенку один и тот же слог, а затем в этот одинаковый ряд добавляете другой слог. Ребенок должен в этот момент остановить вас хлопком и назвать лишний слог. К примеру, вы говорите: «ГА-ГА-ГА-ГА», а затем вставляете «ДА» и продолжаете «гакать» дальше. Ребенок слышит другой звук, хлопает в ладоши и называет лишний слог.
⠀
Эта игра хорошо развивает слух, тренирует внимание и учит различать звуки.
Игры для детей 4–5 лет
«Звук-потеряшка»
Суть игры:
⠀
Загадайте с ребенком звук, который он будет отыскивать в словах. Пусть выберет сам, какой ему больше нравится. Допустим «М». Затем начните называть различные слова с этим звуком и без него. Ребенок должен топнуть ногой или хлопнуть, когда услышит слово со звуком «М»: БАРАБАН, ЦВЕТОК, ЯБЛОНЯ, БАНАН, МАГАЗИН, СОВА, МОТОР.
⠀
В этом упражнении также тренируется внимание, слух и правильное восприятие звуков.
«Слово-потеряшка»
Суть игры:
⠀
Эта игра похожа на предыдущую. Только здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию слов. Загадайте с ребенком слово, например «ТОЧКА». Затем называйте созвучные слова: ДОЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, КОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Услышав потерянное слово, ребенок должен отреагировать хлопком или прыжком.
«Ты мое эхо»
⠀
Суть игры:
⠀
Предложите ребенку поиграть в эхо. Скажите: «Ты будешь моим эхом. Я буду говорить, а ты за мной повторяй». Затем идите в другую комнату и начинайте игру. Выбирайте слова и звуки, которые ребенок произносит с ошибками или с трудом. Повторяя за вами по несколько раз, ребенок отточит правильное произношение.
Игры для детей 5–6 лет
«Поющее лото»
В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.
Суть игры:
⠀
Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.
⠀
Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.
⠀
Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.
«Дострой недостающий слог или слово»
Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.
⠀
Суть игры:
⠀
Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.
⠀
Например:Жили-были дед и ба… (ба).
Яйцо упало и разби… (лось).
Стоит в поле тере… (мок).
⠀
Или:
⠀
Муха, Муха — …,
Позолоченное брю… (хо)!
Муха … пошла,
Муха денеж… (ку) нашла.
⠀
Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас.
«Разноцветные звуки»
Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.
⠀
Суть игры:
⠀
Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.
⠀
Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.
⠀
Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
⠀
Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.
⠀
Читайте также:
Как гайки, банан и мультики помогут ребенку быстрее научиться читать?
7 простых игр для изучения букв
Почему дети не любят читать и что делать родителям?
27.04.2023 Посмотреть все новости Электронные сервисы Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области — ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» — Центр суицидальной превенции Социальная служба экстренного реагирования «Ребенок и семья» Федеральная линия помощи «Дети онлайн» Кабинет профилактики употребления ПАВ Ляшук Ирина Сергеевна Сайт Тюменского образовательного канала Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ». | На базе МАОУ гимназии №1 г. Тюмени в к. №2 по адресу ул. Крансодонская, 61 осуществляет работу опорный (базовый) логопедический пункт для оказания помощи обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитанникам дошкольных образовательных учреждений города Тюмени, имеющим нарушения устной и письменной речи, в освоении общеобразовательных программ. Список общеобразовательных учреждений города Тюмени, закрепленных за опорным (базовым) логопедическим пунктом МАОУ гимназии №1 города Тюмени
Основными задачами деятельности Логопедического пункта являются:
Положение об опорном (базовом) логопедическом пункте в МАОУ гимназии №1 города Тюмени (корпус №2) РП ВД 1-4 Говорим и пишем правильно Описание программы ВД Говорим и пишем правильно Согласие на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетнему Заявление о зачислении в логопедический пункт МАОУ гимназии №1 города Тюмени График работы опорного (базового) логопедического пункта Публикации 03.11.2016 Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . . То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . . Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п. Примеры слоговых цепочек: Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т. п.
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И]. Пример: -Как тебя зовут? -Ира. -А фамилия? -Иванова. -Откуда ты приехала? -Из Иркутска -Что там растёт? -Инжир.
Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело. Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Игры на выделение звука на фоне слова. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’]. Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
Игра для развития звукового различения Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. Материал взят с сайта Возврат к списку |
Фонологическая и фонематическая осведомленность: занятия для вашего детского сада
Это сложно звучащий термин, но его значение простое: способность слышать, распознавать и играть с звуками в разговорной речи . На самом деле фонологическое осознание представляет собой группу навыков, которые включают в себя способность ребенка:
Самый сложный навык фонологического восприятия (и последний, который развивается) называется фонематическим восприятием — это способность слышать, распознавать и играть с отдельные звуки (фонемы) в произносимых словах . Играя со звуками в слове, дети учатся:
Сильное фонематическое восприятие — один из самых важных факторов, предопределяющих успешность чтения в дальнейшем. Дети, которые испытывают трудности с чтением, в том числе дети с дислексией, часто имеют проблемы с фонематическим восприятием, но при правильном обучении они могут добиться успеха. Узнайте о некоторых предупреждающих знаках дислексии в этой статье «Подсказки к дислексии в раннем детстве».
Родители могут существенно помочь своим детям научиться читать, практикуя эти предварительные устные навыки дома. Попробуйте некоторые из описанных здесь простых игр с рифмами и звуковыми словами.
Почему фонематическая осведомленность является ключом к обучению чтению
Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению», ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».
Попробуйте эти упражнения со звуком речи дома
Время рифмы
«Я думаю о животном, которое рифмуется с big. Что за животное?» Ответ: свиньи . Что еще рифмуется с большим ? ( dig , fig , wig )
Road trip Rhymes
Пока вы едете в машине, заметьте что-нибудь в окно и спросите у ребенка: «Что рифмуется с деревом или автомобиль или shop ?» Затем поменяйтесь ролями, и пусть ваш ребенок заметит что-то и попросит у вас рифму. Это может превратиться в игру бессмысленных рифм («Что рифмуется с пнем ?»), но это также отлично подходит для отработки звуков.
Семейства слов
Семейства слов — это наборы слов, которые рифмуются Начните строить свою семью, дав ребенку первое слово, например, кот Затем попросите ребенка назвать всех «детей» в семейство кат , например: летучая мышь, жир , сат , крыса , пат , мат , шляпа , плоская . Это поможет вашему ребенку услышать закономерности в словах.
Глупые скороговорки
Пой песни и произноси глупые скороговорки. Это поможет вашему ребенку стать чувствительным к звукам в словах.
Щекотка языком
Аллитерация или «щекотка языком» — когда звук, на котором вы сосредоточены, повторяется снова и снова — может быть интересным способом попрактиковаться со звуком речи. Попробуйте это:
- Для М: Мисс Маус делает чудесные фрикадельки!
- Для S: Глупая Салли поет песни о змеях и улитках.
- Для F: Фредди находит светлячков с фонариком.
Покупка слогов
В продуктовом магазине попросите ребенка назвать слоги в названиях разных продуктов. Попросите их поднять палец для каждой части слова. Баклажан = баклажан, два слога. Ананас = ананас-яблоко, три слога. Покажите ребенку знак для каждого и попросите его произнести слово.
Первые звуки «Я шпионю»
Потренируйтесь начинать звуки в этой простой игре «Я шпионю» дома, на прогулке или в продуктовом магазине. Выбирайте слова с характерными, легко слышимыми начальными звуками. Например, если вы находитесь в ванной, вы можете сказать: «Я вижу что-то красное, что начинается со звука «с» ссс ( мыло )».
Sound Scavenger hunt
Выберите звук буквы, а затем пусть ваш ребенок найдет в вашем доме предметы, названия которых начинаются на этот звук. «Можете ли вы найти что-нибудь в нашем доме, начинающееся на звук «п» ппппп? Картинка , карандаш , груша »
Какие звуки букв я учу первым?
Эксперт по чтению Линда Фаррелл рекомендует начать с изучения названий букв, а затем сосредоточиться на звуках букв, наиболее близких к их названиям (например, /v/). А вот отличный совет для обучения более хитрым сочетаниям букв и звуков — используйте движения рук. В этом видео Линда демонстрирует движения для /x/ и /y/. (Из нашей серии видеороликов SOS для чтения: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении.)
Игры со звуками
Практика слияния звуков в слова. Спросите: «Можете ли вы угадать, что это за слово? м-о-р». Удерживайте каждый звук дольше, чем обычно.
Первые звуки
Когда вы читаете вместе с ребенком, выберите слово из книги и произнесите его с ударением на первый звук. Выберите другое слово и сравните их. «Ззз-смотритель зоопарка и ррр-носорог. Слышите, с какого звука начинается zzz-zookeeper? Это то же самое, что ррр-носорог?
Прыгай, прыгай, прыгай!
Создавайте простые карточки с картинками, которые вы рисуете или вырезаете из журналов. Попросите ребенка определить, что изображено на картинке, а затем разбейте это слово на отдельные звуки. Например, dog — это d-o-g, три звука (фонемы). Три звука? Вы и ваш ребенок делаете три прыжка, прыжки или прыжки (после чего дайте пять). Вы также можете играть в эту игру на улице без карточек, просто называя ребенку простые слова.
Разговор улитки
Скажите ребенку, что вы собираетесь общаться с помощью разговора улитки, и ему нужно понять, что вы говорите. Возьмите простое слово и очень медленно растяните его (например, /ffffllllaaaag/), а затем попросите ребенка назвать это слово. Поменяйтесь ролями и попросите ребенка протянуть за вас словечко.
«Я шпионю» смешивание
Вот простая игра на смешивание фонем, в которую вы можете играть во время разговора на прогулке. Для смешивания вы можете сказать: «Я вижу знак с надписью s-t-o-p». Затем ваш ребенок должен смешивать звуки, чтобы угадать ваше слово — стоп . (Не забывайте произносить только звуки в слове, а не буквы. ) Слова должны быть короткими, переходя от двух к трем и к четырем звукам в зависимости от уровня навыков вашего ребенка.
Подсчет звуков
Используя кубики, бусины или монетки LEGO, произнесите слово, и пусть ваш ребенок покажет вам, сколько звуков произносит это слово. Например, top = t-o-p = три звука, поэтому ваш ребенок должен поставить три предмета в ряд. Затем попросите их коснуться каждого объекта, когда они произносят звук. Помните, ваш ребенок просто показывает вам звуки, которые он слышит. Таким образом, слово велосипед было бы = b-i-k (немое e) = только три звука.
Иней-хаус
Попробуйте это задание Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите задание: Rime House. Посмотреть все действия FCRR по фонологической осведомленности можно здесь.
youtube.com/embed/oqQ0qR9c8ZQ»>Домино с фонемами
Попробуйте это задание от Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите задание: «Фонема домино». Посмотреть все действия FCRR по фонологической осведомленности можно здесь.
Слайд с изображением
Попробуйте это задание Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите задание: Слайд с изображением. Посмотреть все действия FCRR по фонологической осведомленности можно здесь.
youtube.com/embed/WPkuRZ-WScw»>Дополнительные ресурсы по фонологическому и фонематическому восприятию
Фонологическое и фонематическое восприятие: занятия для вашего ребенка дошкольного возраста
Это сложно звучащий термин, но его смысл прост: способность слышать, распознавать и играть с звуки в разговорной речи . Фонологическая осведомленность на самом деле представляет собой группу навыков, которые включают в себя способность ребенка:
Сильная фонематическая осведомленность является одним из самых сильных предикторов успеха в чтении в дальнейшем. У детей, которые борются с чтением, в том числе у детей с дислексией, часто возникают проблемы с фонематическим восприятием, но при правильном обучении они могут добиться успеха. Узнайте о некоторых предупреждающих знаках дислексии в этой статье «Подсказки к дислексии в раннем детстве».
Для детей дошкольного возраста основное внимание уделяется рифмованию, аллитерации, слогам и начальным звукам. Родители могут иметь большое значение, помогая своим детям научиться читать, практикуя эти предварительные навыки устного чтения дома. Попробуйте некоторые из описанных здесь простых игр с рифмами и звуковыми словами.
Почему фонематическая осведомленность является ключом к обучению чтению
Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению», ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».
Попробуйте выполнить эти упражнения со звуком речи дома
Время рифмы
«Я думаю о животном, которое рифмуется с big. Что за животное?» Ответ: свинья . Что еще рифмуется с большим ? ( dig , fig , wig )
Рифмы частей тела
Укажите на часть своего тела и попросите ребенка придумать рифмующееся слово. Например, что рифмуется с волосами ? ( медведь ). Что рифмуется с глазами ? (пирожок) Что рифмуется с головой ? (кровать). Усложните задачу, попросив два-три рифмующихся слова. Бессмысленные слова тоже учитываются!
Читайте книги, играющие со звуками
Попробуйте эти книги с рифмами, аллитерациями и другими элементами:
- Все об Артуре (абсолютно абсурдная обезьяна)
- Альфамедведи
- Анималия
- Базз сказал пчеле
- Поймай лисенка
- Каждый персик груша слива
- Полтора жирафа
- Голодная тварь
- Джамберри
- Увидимся позже Аллигатор
- Овца в джипе
- С уважением, пока банан не расколется
- Зоофагов
Похлопайте в ладоши
Потренируйтесь слушать слоги. Объясните ребенку, что слоги — это большие куски слов, когда вы их произносите: в некоторых словах один слог (шляпа), в других — два (яблоко), а в некоторых — три и более (банан).
Вы действительно чувствуете слоги! Попросите ребенка положить руку под подбородок и произнести слово медленно, чтобы он мог почувствовать, когда его рот опускается. Обязательно объясните, что каждый раз, когда ее подбородок опускается, она произносит другой слог или часть того же слова.
Подумайте о повседневных словах, которые знает ваш ребенок (например: яблоко, ребенок, зубная щетка). Скажите ребенку, что вы оба будете хлопать в ладоши, сколько слогов в каждом слове. Покажите ей, как хлопать по одному разу, произнося каждый слог: /ap/ (хлопать) /ple/ (хлопать). Попробуйте с большим количеством слов. Дети также любят хлопать в ладоши!
Щекотка языком
Аллитерация или «щекотка языком» — когда звук, на котором вы сосредоточены, повторяется снова и снова — может быть интересным способом попрактиковаться со звуком. Попробуйте это:
- Для М: Мисс Маус делает чудесные фрикадельки!
- Для S: Глупая Салли поет песни о змеях и улитках.
- Для F: Фредди находит светлячков с фонариком.
Первые звуки «Я шпионю»
Тренируйтесь начинать звуки в этой простой игре «Я шпионю» дома, на прогулке или в продуктовом магазине. Выбирайте слова с характерными, легко слышимыми начальными звуками. Например, если вы находитесь в ванной, вы можете сказать: «Я вижу что-то красное, что начинается со звука «с» ссс ( мыло )».
Звуки каких букв я учу первым?
Эксперт по чтению Линда Фаррелл рекомендует начать с изучения названий букв, а затем сосредоточиться на звуках букв, наиболее близких к их названиям (например, /v/). А вот отличный совет для обучения более хитрым сочетаниям букв и звуков — используйте движения рук. В этом видео Линда демонстрирует движения для /x/ и /y/. (Из нашей серии видеороликов SOS для чтения: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении.