Особенности сердечно-легочной реанимации у детей
Авторы: В.И. Снисарь, д.м.н., профессор; Я.А. Сыроватко; Днепропетровская государственная медицинская академия
27.03.2015
Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир.
Mishnah Sanhedrin
Особенностям сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов был посвящен семинар «Неотложные состояния в педиатрии», организованный Американо-австрийским фондом в г. Зальцбурге, на котором были утверждены алгоритмы основных мероприятий по поддержанию жизни у детей (Австрия, 2001).
Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых. В отличие от взрослых, при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (пункты A, B и C) особое внимание уделяют пунктам А и В. Основы жизнеобеспечения (ABC) разработаны с целью поддержания кровообращения и вентиляции легких у больного, имеющего остановку сердца или дыхания. Первая ступень включает: восстановление проходимости дыхательных путей (Airway), восстановление дыхания и вентиляция легких (Breathing), поддержание кровообращения и остановка кровотечения (Circulation).
Вариабельность результатов реанимационных мероприятий у детей – следствие как исходной причины, которая привела к клинической смерти ребенка, так и отсутствие единого стандарта по поддержанию его жизни. В 1997 году International Liaison Committee on Resuscitation (ILCOR) опубликовал серию консультативных заявлений, включающих протоколы реанимационных мероприятий у детей, которые послужили основой для создания национальных протоколов, а также определили основные направления научных исследований в данной области. (Примечание: для практической реализации технологии реанимации в педиатрии на основании анатомических, физиологических и эпидимиологических исследований детьми принято считать пациентов в возрасте до восьми лет. При этом исходя из практических целей выделяют младенцев – детей в возрасте до одного года и непосредственно детей – от года до 8 лет. У лиц более старшего возраста методика реанимации идентична методике для взрослых.)
Методика педиатрической реанимации состоит из двух этапов, которые представлены ниже в виде схем-алгоритмов (рис. 1 и 2).
После освобождения ДП нужно еще раз проверить, насколько эффективно дышит пациент: мы присматриваемся, прислушиваемся, наблюдаем за движениями его грудной клетки и живота. Часто освобождение ДП и поддержание их свободной проходимости достаточны для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.
Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр ДП ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации развивающегося высокого давления и предупреждения развития перерастяжения желудка вдохи должны производиться медленно. Частота дыхательных циклов определяется возрастом и отмечена в таблице. Адекватный объем каждого вдоха – объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.
У детей до 1 года реанимирующий, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5), у старших детей – предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).
Методика устранения обструкции ДП, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очищать пальцем верхние ДП вслепую у детей не рекомендуется, поскольку в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. В том случае, если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не следует применять у детей до 1 года, так как существует потенциальная угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени.
Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7). Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят 4 удара проксимальной частью ладони, затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова его была ниже туловища в течение всей манипуляции. Выполняют 4 надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, ребенка помещают на бедре так, чтобы голова была ниже туловища. После очистки ДП и восстановления их свободной проходимости, если отсутствует спонтанное дыхание, начинают искусственное. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции ДП инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).
Как только ДП освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была у ребенка только остановка дыхания или одновременно и остановка сердца. Выясняют, отсутствует ли пульс на крупных артериях. У детей до 1 года пульс оценивают на плечевой артерии (рис. 9), короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии. У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивают на сонной артерии (рис. 10). Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводят только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца, который никогда не выполняют без искусственной вентиляции.
- Номер:
- № 123 июль — Общетерапевтический номер
27.04.2023 НеврологіяКомплексні біорегуляційні препарати в лікуванні порушень мікроциркуляції при захворюваннях нервової системи
В березні відбувся медичний форум UkraineNeuroGlobal-2023. Session 3, присвячений актуальним питанням діагностики, лікування і профілактики неврологічних захворювань. У форумі взяла участь завідувачка неврологічним відділенням КНП «Олександрівська клінічна міська лікарня м. Києва» Лариса Олександрівна Вакуленко з доповіддю «Біорегуляційна корекція порушень кровообігу та мікроциркуляції при захворюваннях нервової системи».
26.04.2023 Пульмонологія та оториноларингологіяВушна сірка та сірчані корки: особливості виникнення та безпечний спосіб видалення
Сірчаний корок являє собою одну з поширених проблем, з якою мають справу не лише профільні спеціалісти в ЛОР-клініках або лікарі загальної практики на звичайному прийомі, а й кожна людина в повсякденному житті. Необхідність видалення надлишку сірки із зовнішнього слухового каналу (ЗСК) змушує звертатися по медичну допомогу значну кількість пацієнтів: згідно зі статистичними даними, в США лікарі загальної практики та оториноларингологи щотижня видаляють 150 000 сірчаних корок (Grossan M. et al., 1998), а в Англії щороку роблять 2,3 млн промивань вух (Guest J. et al., 2004)….
26. 04.2023 Ендокринологія Механізми дії метформіну при цукровому діабеті 2 типу
Однією з причин тісного взаємозв’язку цукрового діабету (ЦД) 2 типу та гіперглікемії вважають окислювальний стрес, зумовлений збільшенням кількості продуктів активних форм кисню (AФК), основним джерелом яких у більшості клітин є мітохондрії. Результати різних клінічних досліджень демонструють, що глікемічний контроль є ключовим фактором зменшення серцево-судинних ускладнень, пов’язаних із діабетом (дослідження UKPDS). І тут потрібно зазначити, що метформін та інші гіпоглікемічні препарати захищають ендотелій судин і запобігають розвитку атеросклерозу. …
26.04.2023 ГастроентерологіяЕндокринологія Діагностика й лікування неалкогольної жирової хвороби печінки в закладах первинної медичної допомоги та ендокринологічних клінічних установах
Неалкогольна жирова хвороба печінки (НАЖХП) є найпоширенішою причиною хронічної хвороби печінки, яка вражає 25% населення світу. Попри її значну та зростаючу поширеність, обізнаність про хворобу залишається обмеженою: поінформовані про свою хворобу <5% пацієнтів із НАЖХП проти 38% осіб із вірусним гепатитом. 12-14% пацієнтів із НАЖХП має агресивний перебіг неалкогольного стеатогепатиту (НАСГ), що може прогресувати до вираженого фіброзу, цирозу або раку печінки. Ризик розвитку НАСГ у 2-3 рази вищий в осіб з ожирінням і/або цукровим діабетом (ЦД) 2 типу. НАСГ у США є однією з найпоширеніших причин раку печінки та другим за поширеністю після гепатиту С показанням до трансплантації печінки. На сьогодні немає ліків, схвалених Управлінням із санітарного нагляду за якістю харчових продуктів і медикаментів США (FDA) для лікування НАЖХП, однак деякі ліки від діабету та ожиріння можуть бути ефективними. …
ГБОУДПОРО «ЦПК» — Ростов-на-Дону — Главная
Дистанционное обучение
Профессиональная переподготовка
Профессиональное обучение
Мастер-классы
Обучение педагогов, воспитателей
Обучение населения
7 апреля – Всемирный день здоровья
8 Марта — Международный женский день
1 Марта — День иммунитета
23 февраля — День защитника Отечества
4 февраля — Международный день борьбы с онкологическими заболеваниями
С Новым годом и Рождеством!
×
Ошибка
RuntimeException: Error decoding JSON data: Control character error, possibly incorrectly encoded in /var/www/cpk/data/www/cpkmed. ru/libraries/vendor/joomla/registry/src/Format/Json.php:78 Stack trace: #0 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/vendor/joomla/registry/src/Registry.php(370): Joomla\Registry\Format\Json->stringToObject(‘{«show_title»:»…’, Array) #1 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/vendor/joomla/registry/src/Registry.php(76): Joomla\Registry\Registry->loadString(‘{«show_title»:»…’) #2 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/components/com_content/models/article.php(165): Joomla\Registry\Registry->__construct(‘{«show_title»:»…’) #3 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/MVC/View/HtmlView.php(425): ContentModelArticle->getItem() #4 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/components/com_content/views/article/view.html.php(42): Joomla\CMS\MVC\View\HtmlView->get(‘Item’) #5 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/MVC/Controller/BaseController.php(672): ContentViewArticle->display() #6 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/components/com_content/controller.php(118): Joomla\CMS\MVC\Controller\BaseController->display(true, Array) #7 /var/www/cpk/data/www/cpkmed. ru/libraries/src/MVC/Controller/BaseController.php(710): ContentController->display() #8 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/components/com_content/content.php(43): Joomla\CMS\MVC\Controller\BaseController->execute(») #9 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/Component/ComponentHelper.php(402): require_once(‘/var/www/cpk/da…’) #10 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/Component/ComponentHelper.php(377): Joomla\CMS\Component\ComponentHelper::executeComponent(‘/var/www/cpk/da…’) #11 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/Application/SiteApplication.php(194): Joomla\CMS\Component\ComponentHelper::renderComponent(‘com_content’) #12 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/Application/SiteApplication.php(233): Joomla\CMS\Application\SiteApplication->dispatch() #13 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/libraries/src/Application/CMSApplication.php(196): Joomla\CMS\Application\SiteApplication->doExecute() #14 /var/www/cpk/data/www/cpkmed.ru/index.php(49): Joomla\CMS\Application\CMSApplication->execute() #15 {main}
Разработка и поддержка сайта — АО «Региональный межотраслевой центр информации и технологий»
Как проводить СЛР у детей и младенцев
Функциональность Javascript вашего браузера отключена. Пожалуйста, включите его, чтобы вы могли испытать все возможности этого сайта.
Хотя вы надеетесь, что никогда не будете использовать сердечно-легочную реанимацию (СЛР) для ребенка или младенца, важно знать шаги, чтобы вы могли помочь в случае сердечной или дыхательной чрезвычайной ситуации. И хотя вы, возможно, посещали занятия по сердечно-легочной реанимации детей, хорошей идеей будет держать инструкции под рукой, чтобы информация оставалась свежей в вашей памяти. С помощью нашего пошагового руководства, которое можно распечатать, вы можете получить доступ к этапам СЛР ребенка и младенца в любое время и в любом месте. Просто распечатайте их и положите в машину, на стол, на кухню или в другие предметы первой помощи, а затем время от времени перечитывайте их, чтобы поддерживать свои навыки.
Найти класс
Перед проведением сердечно-легочной реанимации ребенка
1
Осмотрите место происшествия на предмет безопасности, сформируйте первоначальное впечатление, получите согласие родителя или опекуна и используйте средства индивидуальной защиты (СИЗ)
2
Если ребенок или младенец не отвечает, проверьте реакцию ребенка или младенца (крик-тап-крик)
- Для ребенка , крикните, чтобы привлечь внимание ребенка, используя имя ребенка, если вы его знаете. Если ребенок не отвечает, коснитесь его плеча и снова покричите, проверяя наличие дыхания, угрожающее жизни кровотечение или другое очевидное угрожающее жизни состояние
- Для ребенка кричите, чтобы привлечь внимание ребенка, используя имя ребенка, если вы его знаете. Если ребенок не отвечает, постучите по ступне ребенка и снова покричите, проверяя наличие дыхания, угрожающее жизни кровотечение или другое очевидное угрожающее жизни состояние
- Проверка не более 10 секунд
3
Если ребенок или младенец не реагирует и не дышит или только задыхается, ПОЗВОНИТЕ 9-1-1 и получите оборудование или попросите кого-нибудь сделать это
Выполнение СЛР ребенка и младенца
1
Положите ребенка или младенца на спину на твердую плоскую поверхность
- Для ребенка встаньте на колени рядом с ребенком
- Для младенца Встаньте или встаньте на колени сбоку от ребенка, слегка согнув бедра
2
Сделайте 30 компрессий
- Для ребенка положите ладонь одной руки в центр грудной клетки ребенка, а другую руку положите сверху, переплетите пальцы и снимите с груди ребенка
- Расположите плечи прямо над руками и сомкните локти
- Держите руки прямо
- Сильно и быстро нажимайте вниз примерно на 2 дюйма со скоростью от 100 до 120 в минуту
- Позволяет грудной клетке вернуться в нормальное положение после каждого сжатия
- Для маленького ребенка используйте технику СЛР одной рукой
- Поместите ладонь ладони в центр груди ребенка
- Сильно и быстро нажимайте вниз примерно на 2 дюйма со скоростью от 100 до 120 в минуту
- Для ребенка : поместите оба больших пальца (бок о бок) в центр груди ребенка, чуть ниже линии сосков.
- Другими пальцами обхватите грудную клетку ребенка по направлению к спине, обеспечивая поддержку
- Используя оба больших пальца одновременно, сильно надавите вниз и быстро примерно на 1 ½ дюйма со скоростью от 100 до 120 в минуту
- Позволяет грудной клетке вернуться в нормальное положение после каждого сжатия
- В качестве альтернативы для ребенка используйте метод двух пальцев.
- Использование двух пальцев, расположенных параллельно груди в центре грудной клетки
- Для ребенка , если вы не можете достичь глубины 1 ½ дюйма, рассмотрите возможность использования техники одной рукой
3
Сделайте 2 вдоха
- Для ребенка откройте дыхательные пути в слегка нейтральное положение, используя технику наклона головы/поднятия подбородка
- Для ребенка откройте дыхательные пути в нейтральное положение, используя технику наклона головы/поднятия подбородка
- Подуйте ребенку или ребенку в рот в течение примерно 1 секунды
- Убедитесь, что при каждом вдохе грудь поднимается
- Позвольте воздуху выйти перед следующим вдохом
- Если после первого вдоха грудная клетка не поднимается, снова наклоните голову и убедитесь, что она плотно прилегает, прежде чем делать второй вдох. Если при втором вдохе грудная клетка не поднимается, возможно, какой-то предмет блокирует дыхательные пути
4
Продолжайте делать серии из 30 компрессий грудной клетки и 2 вдохов до тех пор, пока:
- Вы не заметите явный признак жизни
- AED готов к использованию
- Другой обученный реаниматор может взять на себя непрямой массаж сердца
- Сотрудники скорой помощи прибывают и начинают оказывать помощь
- Вы одиноки и слишком устали, чтобы продолжать
- Сцена становится небезопасной
- Вы провели около 2 минут сердечно-легочной реанимации (5 подходов по 30:2), вы одна и ухаживаете за ребенком, и вам необходимо позвонить по номеру 9-1-1 .
Будьте готовы к важным моментам, пройдя курс сердечно-легочной реанимации, и вы можете помочь спасти жизнь.
Найти класс
Сердечно-легочная реанимация (СЛР) у детей
Написано авторами редакции WebMD
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 18 января 2022 г.
В этой статье
- Звоните 911
- 1. Проверьте, ребенок в сознании
- 2. Проверить дыхание
- 3. Начать непрямой массаж сердца
- 4. Выполнить искусственное дыхание
- 5. Повторить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, если ребенок еще не дышит
- 6. Используйте АНД, как только он появится в наличии
- Если вы находитесь наедине с ребенком или младенцем, который не отвечает и не дышит (или только задыхается), позвоните по номеру 911 после того, как вы проведете 2 минуты сердечно-легочной терапии. реанимация (СЛР).
- Если кто-то еще присутствует, крикните этому человеку, чтобы он позвонил в службу 911, а затем попросите его найти AED (дефибриллятор) сразу же, пока вы начинаете сердечно-легочную реанимацию.
- Если ребенок или младенец без сознания, но вы видите нормальное дыхание, позвоните по номеру 911 и ждите помощи. Дышащий ребенок или младенец не нуждается в сердечно-легочной реанимации, в отличие от того, кто не дышит или не задыхается.
Информацию о СЛР для взрослых см. в разделе СЛР только руками для взрослых.
Эта статья является руководством. Важно научиться СЛР, чтобы знать, как делать это правильно. Для получения дополнительной информации о курсе сердечно-легочной реанимации посетите сайт redcross.org или heart.org.
- Убедитесь, что вы и ребенок находитесь в безопасном месте.
- Аккуратно коснитесь ребенка.
- Крикнуть: «Ты в порядке?»
- Быстро посмотреть, нет ли у ребенка травм, кровотечений или проблем со здоровьем.
- Поднесите ухо ко рту и носу ребенка. Есть ли дыхание на вашей щеке? Двигается ли грудная клетка ребенка?
Если ребенок не реагирует и не дышит:
- Осторожно положите ребенка на спину. Для ребенка будьте осторожны, чтобы не запрокинуть голову слишком далеко. Если вы подозреваете травму шеи или головы, переверните ребенка, двигая всем телом одновременно.
- Для ребенка: положите два пальца на грудину. Для ребенка положите ладонь одной руки на середину груди у линии сосков. Вы также можете давить одной рукой поверх другой.
- Для ребенка надавите примерно на 2 дюйма. Старайтесь не надавливать на ребра, так как они хрупкие и могут сломаться.
- Для младенцев надавите примерно на 1 1/2 дюйма, примерно на 1/3–1/2 глубины грудной клетки. Следите за тем, чтобы не надавить на конец грудины.
- Сделайте 30 сжатий грудной клетки со скоростью 100 в минуту. Позвольте груди полностью подняться между толчками.
- Проверьте, начал ли ребенок дышать.
- Продолжайте сердечно-легочную реанимацию, пока не прибудет скорая помощь.
- Чтобы открыть дыхательные пути, поднимите подбородок ребенка одной рукой. В то же время откиньте голову назад, нажимая на лоб другой рукой. Не наклоняйте голову назад, если у ребенка есть подозрение на травму шеи или головы.
- Для ребенка плотно закройте рот своим. Зажмите нос и дайте вдох.
- Для младенцев закройте рот и нос ртом и дайте вдох.
- Сделайте ребенку два вдоха, каждый раз наблюдая, как поднимается грудная клетка. Каждый вдох должен занимать одну секунду.
- После каждых 30 нажатий на грудную клетку можно делать два вдоха. Если вам помогает кто-то другой, вы должны сделать 15 компрессий, затем 2 вдоха.
- Продолжайте этот цикл из 30 компрессий и 2 вдохов, пока ребенок не начнет дышать или не прибудет скорая помощь.
- Если вы находитесь с ребенком наедине и сделали сердечно-легочную реанимацию в течение 2 минут (около 5 циклов компрессий и дыхания), позвоните по номеру 911 и найдите АНД.
Для детей 9 лети ниже, используйте детский автоматический внешний дефибриллятор (AED), если он доступен. Если педиатрический AED недоступен или для детей в возрасте 1 года и старше, используйте стандартный AED.
- Включите АВД.