Ориентировочная таблица этапов развития ребенка
Ориентировочная таблица этапов развития ребенка — полезная информация8 (831)
21-88-900, 414-48-96Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д. 56, пом. П1
Перезвоните мне
Записаться на прием
Главная → Полезные статьи → Рост и развитие ребенка → Ориентировочная таблица этапов развития ребенка
Двигательное развитие, моторика | Психическое развитие | Речевое развитие | |
1 месяц | Попытка приподнять голову, лежа на животе | Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми. | При общении издает тихие звуки — короткое гуление, гукание. |
2 месяца | Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. |
Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым. | Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии. |
3 месяца | Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе. | В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук. | Певучее гуление. |
4 месяца | Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе.
При тракции за руки из положения лежа на спине — активно приподнимает (сгибает)
голову — подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок. Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее. |
При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых). | Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми. |
5 месяцев | Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно
и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки. Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка. |
Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них. | Подолгу певуче гулит. |
6 месяцев | При тракции за руки из положения лежа на спине — садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны. | Прекращает плакать, когда берут на руки. | Начало лепет — произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги — «ма», «ба» |
7 месяцев | Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на
животе. Начинает поворачиваться о животам на спину. Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга. |
Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция). | Подолгу лепечет. |
8 месяцев | Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его. | При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте. | Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». |
9 месяцев | Сидит сам продолжительное время. Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает. |
По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки»,
«до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д. На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек. Поворачивается на собственное имя. |
Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания. |
10 месяцев | Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору.
Приседает. При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой. |
По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации. | Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги. |
11 месяцев | Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры. | Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела. | Первые лепетные слова: «ма-ма. », «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения; «кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием «ам-ам» — еда). |
1 год | Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот. | Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых. | Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» — падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами. |
1 год — 1 год 3 месяца | Умеет пятиться, приседать, наклоняться. Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой. |
Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и
закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке.
Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу. Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков. |
Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре — произвольное использование знакомых слов; существование особого «жаргона» (облегченные слова). |
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев | Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. | Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает
куклу т.д. Строит башню из трех кубиков. При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др. |
По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. |
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев | Частично раздевается — носки, шапка — с небольшой помощью взрослых. | Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок. | Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова. |
1 год 10 месяцев – 2 года | Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.
Частично одевается — ботинки, носки, шапку. |
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает,
затем вытирает. По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. При игре может контактировать с другими детьми. |
При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов. |
2 года – 2 года 6 месяцев | Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки. | В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым. | Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы. |
2 года 7 месяцев – 3 года | Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью
завязывает шнурки. Может несколько секунд постоять на одной ноге. |
Воображение в игре (стул — машина, кубик-мыло). Возможность игровых
действий без предметов. Появление ролевой игры — например, играя с куклой,
говорит; «я — мама», «я — доктор». Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик». Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета. Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина. Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы). |
Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит
о себе «я». Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления. |
причины мышечной слабости и советы по восстановлению тонуса мышц
- Главная
- Услуги
- Детский невролог
Новорожденные малыши не владеют навыками управления мышцами шеи и контроля над положением головы. На протяжении первого полугода жизни ребенок активно тренирует свои мышцы, чтобы развить в себе данные способности, и обычно к 6-месячному возрасту уже уверенно держит головку. В случае, если малыш плохо держит голову или даже не пробует ее поднять, родителям следует показать его специалистам. Записаться вы можете в Калининграде к детскому неврологу клиники «Эдкарик» — врач проведет комплексное обследование, от результатов которого будет зависеть дальнейшая тактика лечения.
Как развивается моторика ребенка в первые полгода жизни?
Способность поднимать и удерживать голову влияет на развитие мелкой и крупной моторики детей. Этот навык свидетельствует о том, что малыш начинает контролировать части своего тела. В положении лежа с поднятой головой происходит укрепление мышц шеи и плечевого пояса, а благодаря умению неподвижно держать голову и поднимать ее, смотреть по сторонам ребенок имеет возможность сидеть, стоять, переворачиваться и ползать.
Этапы развития моторики у здорового малыша выглядят следующим образом:
- От момента рождения до 1 месяца. Новорожденный может поднимать голову в положении лежа на животе и поворачивать ее в стороны. Самостоятельно удержать ее он не может, в связи с чем родителям необходимо постоянно поддерживать ребенка за шею.
- От 1 до 2 месяцев. Малыш может поднимать головку и удерживать ее в течение нескольких минут, лежа при этом на животике или спинке и опираясь на предплечья.
- От 3 до 4 месяцев. На этом этапе моторика крохи активно развивается. Он способен контролировать движения головки, поднимать ее на 450, а также удерживать, лежа при этом на животе и опираясь на локти. Кроме того, малыш способен вытянуть ручки вперед.
- Ребенок в возрасте от 4 до 5 месяцев приобретает способность поднимать грудь лежа на животике, опираясь на руки, при этом одна рука у него оказывается свободной для игры.
Здоровый четырехмесячный малыш обладает такими способностями:
- может поднимать голову на 45-90 градусов, лежа при этом на животике;
- лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
- заливисто смеется;
- при потягивании за ручки сгибает их в локтевых суставах и подтягивается;
- способен произносить отдельные слоги;
- тянется за игрушками, пытается засунуть их в рот.
Если малыш плохо держит головку в возрастном периоде до 3 месяцев, не следует тревожиться прежде времени. Двигательная активность и темп развития моторики зависят от индивидуальных особенностей организма. Дети, родившиеся раньше срока, также постигают многие навыки позже своих ровесников. Детские неврологи в таких случаях советуют мамам как можно чаще выкладывать кроху на животик: находясь в такой позе, он будет поднимать голову, пытаясь разглядеть интересующие его объекты. Специальные гимнастические упражнения делать не стоит — достаточно выполнять те, что рекомендуются деткам в этом возрасте. Также слабость мышц шеи может быть связана с тем, что ребенок постоянно находится на руках у мамы, и ему нет необходимости напрягаться.
Четыре месяца считаются крайним сроком для формирования способности держать головку. В случае если к этому времени малыш не приобрел этот навык, необходимо проконсультироваться у детского невролога в Калининграде для исключения задержки психомоторного развития и патологии нервной системы.
Ребенок плохо держит голову: основные причины
На развитие моторных навыков в большой степени влияет центральная нервная система, в частности, отделы головного мозга, которые отвечают за равновесие, положение тела в пространстве, осанку. Однако мозг не сможет руководить движениями, если структура мышц не сформировалась на уровне, необходимом для удержания тела и выполнения движений. Продуктивная двигательная активность возможна лишь при гармоничном развитии всех систем и органов детского организма.
Некоторые дети, достигшие четырехмесячного возраста, или неуверенно держат голову, или вообще ее не поднимают. Неврологи в Калининграде выделяют несколько причин, из-за которых ребенок не может контролировать мышцы шеи:
- Патология центральной нервной системы (головного и спинного мозга). Причиной этого могут быть родовые травмы, нейроинфекции, а также травмы, полученные после рождения.
- Слабый тонус мышц шеи (гипотонус), при этом они постоянно находятся в расслабленном состоянии, и малыш не в состоянии их контролировать.
- Преждевременные роды. Недоношенный ребенок имеет недостаточный вес, отстает в развитии от своих сверстников.
Иногда внимательные мамы замечают, что их малыши склоняют голову вправо или влево, а не держат вертикально. Причиной такого наклона может быть неправильное положение ребенка во время сна, при котором головка всегда повернута в одном направлении. Кроме того, дети с кривошеей также не способны удержать голову вертикально — при этой патологии она всегда наклонена под одним углом.
Малыш плохо держит головку: советы мамам
Установить причину слабости мышечного тонуса шеи может только специалист. Малыша осматривают специалисты разных профилей: педиатры, диетологи, неврологи, ортопеды. Ребенку назначают ряд обследований и по результатам диагностики назначают лечение.
Если мышечная слабость ребенка связана с его низким весом, специалист по грудному вскармливанию выяснит у мамы особенности режима кормления малыша и проведет необходимую коррекцию.
Устранение причин, обусловленных патологией центральной нервной системы, занимается детский невролог. Оздоровительные процедуры включают сеансы массажа и гимнастику, которые укрепляют мышцы малыша и восстанавливают мышечный тонус. Если тяжелых органических поражений нервной системы нет, массаж и детская гимнастика оказывают положительное действие на детский организм.
Первые 5-10 сеансов массажа следует проводить с профессиональным массажистом. Он подскажет маме, на какие группы мышц и с какой интенсивностью необходимо воздействовать, чтобы в дальнейшем она делала массаж своему чаду самостоятельно в домашних условиях.
Гармоничному развитию ребенка способствует специальная гимнастика, направленная на укрепление шейно-плечевого отдела. В комплекс упражнений можно добавить упражнения на фитболе. Рекомендуется уделять гимнастике ежедневно по 30-60 минут.
Если при обследовании ребенка у него не обнаружено серьезных проблем со здоровьем, для укрепления мышечного тонуса достаточно простых упражнений:
- Плавание в бассейне со специальным кругом, который одевается ребенку на шею. Малыш при этом свободно двигается в воде, в результате чего укрепляются все мышцы тела.
- Частое удержание ребенка в вертикальном положении. Он поворачивает голову со стороны в сторону, вследствие чего происходит быстрое укрепление мышц шеи.
- Выкладывание малыша на живот несколько раз в течение дня. Интересуясь происходящим вокруг него, он будет поворачивать голову в стороны и постепенно научится ее поднимать.
При подозрении на кривошею ортопед назначает ребенку курс массажа и физиотерапевтические процедуры (парафинотерапия, грязелечение).
Детский невролог, который принимает в клинике «Эдкарик» в Калининграде поможет восстановить мышечный тонус маленького пациента. Кроме того, наши специалисты подскажут, как следует заниматься с ребенком с момента его рождения, чтобы он к 3 месяцам начал держать голову.
Пожалуйста, оцените доступность/качество описания и оформления этой страницы
Средняя оценка 3.83 на основании 35 голосов.
«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ
Когда дети могут держать голову? | Младенец
Если вы когда-нибудь держали на руках новорожденного, вы знаете, как важно поддерживать его голову.
В первые несколько месяцев, когда ребенок не может контролировать мышцы шеи, это может быть довольно тревожным периодом. Особенно для тех членов семьи, которые, возможно, не так привыкли держать новорожденного на руках.
Но не волнуйтесь, скоро ребенок будет комфортно и уверенно поддерживать свою голову, но, как и в большинстве случаев, все дети развиваются на разных стадиях.
Если вам интересно, когда ваш ребенок будет держать голову, мы предоставим вам советы о том, когда дети могут держать голову, и как вы можете побудить их достичь этого важного рубежа.
Когда дети могут держать голову?
В возрасте около трех месяцев у вашего ребенка будет достаточно силы в шее, чтобы держать голову частично вертикально.
Между тремя и шестью месяцами эти мышцы будут только укрепляться, а к шести месяцам они должны быть в состоянии полностью контролировать мышцы шеи.
Польза лежания на животе
Время лежания на животике – отличное занятие, помогающее накачать мышцы шеи с раннего возраста. Некоторые дети начинают ходить на животике с месячного возраста! Время на животе — отличная возможность увидеть эти маленькие приподнятые головы.
Вы также можете заметить, что ваш ребенок тоже пытается поворачивать голову, что является отличным упражнением для укрепления мышц, окружающих шею.
Здесь вы можете узнать больше о том, как безопасно проводить время на животе, а также о том, как проводить время на животе на груди.
Подъем головы и груди
Следующим шагом является подъем головы и груди. Обычно это происходит на первом-третьем месяце. Обычно это время, когда они тоже немного больше интересуются этим ковриком для занятий!
Это также прекрасное время, чтобы, возможно, представить игрушки и даже лечь рядом с вашим малышом, пока он пытается подняться. Чем больше они привыкают к лежанию на животе, тем больше вероятность того, что они начнут подталкивать себя локтями и руками (первый шаг к ползанию!).
Полный контроль головы
К шести месяцам ваш ребенок должен уверенно держать голову и поворачивать ее слева направо и вверх и вниз. Если вы обеспокоены тем, что вашему ребенку может понадобиться небольшая помощь в достижении этой вехи, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь ему в этом.
• Посадите их на стульчик для кормления — только на короткое время. Даже если сейчас не время обеда, малышу может быть полезно привыкнуть сидеть в вертикальном положении.
• Потренируйтесь сидеть с ребенком, положив его себе на колено и подложив подушку для кормления.
• Поместите их в рюкзак-кенгуру, чтобы они находились в вертикальном положении и могли потренироваться смотреть по сторонам.
• Положить ребенка на спину с мобильным телефоном или игровым ковриком с подвесными игрушками может быть слишком непреодолимо для вашего малыша, и он попытается дотянуться до игрушек.
Если ваш ребенок не может поднять голову без поддержки в возрасте четырех месяцев, стоит обратиться к педиатру. В большинстве случаев беспокоиться не о чем, но на всякий случай стоит проверить.
Замечания по технике безопасности
Само собой разумеется, что прежде чем ваш ребенок сможет поддерживать свою голову, вы должны убедиться, что он постоянно поддерживается, когда берете и держите его.
Все автокресла, коляски и шезлонги должны быть закреплены под правильным наклоном, чтобы обеспечить наилучший уровень поддержки для вашего ребенка. Если вы заметили, что их голова качается вперед, наклон необходимо изменить. Маленькие подушки и вкладыши не следует использовать, пока им не исполнится год. Подробнее о детских подушках вы можете узнать здесь.
Какая следующая веха?
Как только они смогут держать голову, они скоро начнут переворачиваться, садиться и ползать!
Просто чтобы вы знали, хотя мы можем получать комиссию или другую компенсацию по ссылкам на этом веб-сайте, мы никогда не позволяем этому влиять на выбор продуктов — узнайте, почему вы должны доверять нам
Когда мой ребенок сможет держать голову вверх?
Вернуться назадИзучите темы этой статьи:
Здоровье и развитие Детские вехи
Голова — довольно тяжелая штука, когда ты маленький. Проходит некоторое время, прежде чем они будут готовы поддерживать собственную голову. Это потому, что им нужно сначала укрепить свои мышцы и научиться балансировать. Но есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь им на этом пути, например, поиграть и поговорить. Это может помочь вашему ребенку развить необходимые ему навыки и побудить его попробовать, когда он будет готов.
Важно помнить, что все дети развиваются с разной скоростью, и вам не следует слишком беспокоиться, если ваш малыш развивается в своем собственном темпе. Это особенно верно, если ваш ребенок родился недоношенным.
Если вашему ребенку меньше 8 недель, вы можете узнать больше о его вехах в Ready Steady Baby.
Обучение новым физическим навыкам дается младенцам нелегко и иногда может вызывать у них расстройство и слезы. Вам тоже может быть тяжело, поэтому не забудьте обратиться за поддержкой к семье и друзьям или обратиться за советом к патронажной патронажной сестре или семейной медсестре.
Чего ожидать в возрасте от 0 до 3 месяцев
Изображение папы с ребенком на руках.
Вначале необходимо поддерживать голову младенцев, так как мышцы шеи у них очень слабые. Важно поддерживать осанку ребенка руками, V-образными подушками или надувной колыбелью.
Когда ваш ребенок проснулся и успокоился, ему удобно сидеть, чтобы исследовать окружающий мир. Общение с ними лицом к лицу также побуждает их двигать головой. В этом возрасте вашего малыша больше всего интересуют лица. Многократный зрительный контакт побудит их смотреть и слушать, что происходит вокруг них.
Вы также можете помочь своему ребенку развить его мышцы и контроль, ежедневно проводя время на животике. Это также очень весело и отличный способ сблизиться.
Совет №1: Приседания
Начните с того, что ребенок лежит на спине и поддерживает его за плечи и голову. Медленно поднимите их в сидячее положение. Если голова вашего ребенка каждый раз запрокидывается назад, пожалуйста, не продолжайте. Это означает, что их мышцы еще недостаточно сильны для этого упражнения.
Совет № 2. Катание на коленях
Сядьте на опорную поверхность, чтобы ребенок сидел у вас на коленях лицом к вам. Затем спойте детскую песенку, осторожно покачивая ребенка вверх-вниз и из стороны в сторону. Убедившись, что его голова хорошо поддерживается, вы можете попробовать опустить руку, когда он станет более уверенным.
Совет №3: время на животе
Фотография младенца, лежащего на животике на игровом коврике
Идеальное время для пробы лежания на животике — это после того, как ваш ребенок проснется от дневного сна или после смены подгузника. Положите ребенка на животик, на грудь или на пол, используя чистое полотенце или игровой коврик. Затем вы можете поговорить и спеть с ребенком, так как это убедит его, что все в порядке. По мере того, как ваш ребенок будет чувствовать себя более комфортно, попробуйте эти идеи , чтобы сделать время на животике более увлекательным и сложным.
Безопасность
Если ваш ребенок не может держать голову, важно обеспечить ему поддержку, когда он не лежит горизонтально.
Если вам нужно ехать на большие расстояния с ребенком в автокресле, рекомендуется делать регулярные перерывы. Это связано с тем, что голова вашего ребенка может наклоняться вперед, когда он не спит горизонтально, что может повлиять на его дыхание. Узнайте больше о безопасности автомобильных кресел.
Стоит ли мне беспокоиться?
Через 6–8 недель обратитесь к патронажной сестре или семейной медсестре, если голова вашего ребенка все еще запрокидывается назад, когда ее не поддерживают. Если у вас есть какие-либо другие проблемы на любом этапе развития вашего ребенка, вы можете обсудить это со своей патронажной медсестрой или семейной медсестрой. Если ваш ребенок родился недоношенным и получает последующее наблюдение, вы также можете получить совет от вашей группы развития.
Обучение новым физическим навыкам может быть трудным для детей, и для них нормально плакать.